СТАРТУЮЩИЕ В БИЗНЕС
«Фонтанка» опросила экспертов, которые работают с молодыми и начинающими предпринимателями, чтобы понять, с какими проблемами сталкиваются смелые и активные, придумавшие прекрасную бизнес-идею и решившие работать на себя, а не «на дядю». Оказалось, что осечек хватает, хоть и не все так «запущено». В общем, на основе ответов экспертов мы составили своеобразный словарь современного стартапера.
АКСЕЛЕРАТОР
Бизнес-акселератор (англ. business accelerator, startup accelerator или seed accelerator, букв. «ускоритель») — социальный институт поддержки стартапов. Это организация, задача которой — интенсивно развивать стартапы с помощью менторства, обучения, финансовой и экспертной поддержки. Взамен акселератор получает долю в капитале молодой компании.
фото: pixabay.com
иллюстрация: Ксения Горшкова
АНАЛИЗ ПРОЕКТА
Одна из важных функций инвестора на начальном этапе — провести тщательный анализ проекта. Директор венчурного фонда Euro Venture Роман Романюк отмечает основные моменты, на которые обычно обращают внимание те, кто готов вложить свои средства:
РОМАН
РОМАНЮК
РОМАНЮК
Директор венчурного фонда Euro Venture
«Первое, на что мы смотрим, — это сам продукт. Если речь идет о технологии, то она должна быть запатентована, чтобы не произошла такая история, когда деньги вложены, а потом выясняется, что идею уже скопировали китайцы и выпустили свой аналог, да еще и более дешевый. Кроме того, мы оцениваем риски на рынке. Глупо вкладываться в строительство фабрики пейджеров, когда мобильные телефоны вот-вот окажутся в продаже. Конечно, смотрим на команду — есть ли у них управленческий опыт, соответствующие знания, возможен ли корпоративный конфликт».
БИЗНЕС-АНГЕЛ
Это частный венчурный инвестор, обеспечивающий финансовую и экспертную поддержку компаний на ранних этапах развития. Они помогают в тот момент, когда ресурсов не хватает, но стартап еще не вызывает интереса у венчурных фондов. Могут вкладывать не только в сформировавшиеся проекты, но и в пока еще не воплощенные идеи.
фото: pixabay.com
ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД
Инвестиционный фонд, ориентированный на работу с инновационными предприятиями и проектами (стартапами). (Термин происходит от английского слова venture, которое переводится как «рискованное предприятие»). Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или доли предприятий с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Как правило, 70—80% проектов не приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20—30% окупает все убытки.
ДЕНЬГИ
По мнению основателя Бизнес-школы «ВВЕРХ» Владимира Мариновича, «первое, что нужно начинающему бизнесмену, — научиться считать. Беда многих молодых людей состоит в том, что они, например, еле-еле наскребли копеечки на проект или взяли деньги у инвесторов, но у них в голове нет понимания, что нужно считать расходы и их контролировать. Второе, вытекающее из первого. Когда ты считаешь маржинальность и расходы, ты начинаешь приучать своих сотрудников к ответственности за выполнение определенных показателей. Если к этому не прийти, то можно вместе весело сжечь все деньги, «запивая смузи и тыкая пальцем в планшет».
ВЛАДИМИР
МАРИНОВИЧ
МАРИНОВИЧ
основатель Бизнес-школы «ВВЕРХ»
ИНВЕСТИЦИИ
По словам Романа Романюка, чаще всего в стабильно развивающийся стартап инвестор вкладывается в размере до 30%, выкупая долю в компании. В отдельных случаях, если фонд или бизнес-ангел хотят сохранить полный контроль над стартапом, то приобретают пакет акций от 51%. «По сути, развивающие площадки и инвесторы выступают посредниками между небольшим инновационным проектом и большими корпорациями, готовыми использовать разработанный продукт», — добавляет Романюк.
В целом схема взаимодействия стартапов с различными бизнес-акселераторами, технопарками, инкубаторами, а также инвестирующими в них бизнес-ангелами либо венчурными фондами обычно выглядит следующим образом:
В целом схема взаимодействия стартапов с различными бизнес-акселераторами, технопарками, инкубаторами, а также инвестирующими в них бизнес-ангелами либо венчурными фондами обычно выглядит следующим образом:
фото: pixabay.com
«Бизнес-акселераторы «упаковывают» идею стартапа в проект и действующую компанию. Технопарки и инкубаторы дают возможность провести его научно-техническую экспертизу и помочь создать прототип продукта. На одном из этапов в стартап вкладывается инвестор (так называемый бизнес-ангел) или группа инвесторов. Их задача развить проект до такого уровня, чтобы он стал интересен более крупным инвесторам, остаться в нем или продать долю, например, венчурному фонду, который также работает на развитие и прибыль. В конечном итоге основной пакет акций продается портфельному или стратегическому инвестору, а иногда даже конкуренту», — говорит Роман Романюк.
РОМАН
РОМАНЮК
РОМАНЮК
Директор венчурного фонда Euro Venture
ИНКУБАТОР
Первый бизнес-инкубатор был основан в 1959 году в США. Джозеф Манкусо купил склад при фабрике в городе Батавия и основал Batavia Industrial Center. Его целью было создание новых рабочих мест в городе с экономической депрессией. В России бизнес-инкубаторы появились в 1990 году. По российскому законодательству, бизнес-инкубатор — это «организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать своё дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей». Как правило, бизнес-инкубаторы сдают или предоставляют площади малым предприятиям, оказывая им поддержку в бухгалтерии, PR, юридическую и других сопутствующих отраслях.
фото: pixabay.com
ИННОВАЦИЯ
Одним из важных качеств будущего стартап-продукта должна быть его инновационность.
«Важно быть уверенным в том, что то, что ты делаешь, людям нужно, а сам продукт уникален, — подчеркивает Владимир Маринович. — Ко мне часто приходят люди и спрашивают, что с их проектом не так. А это — 1441-й магазин по продаже смартфонов. Может быть, имеет смысл уже уйти от этого? Найти растущий рынок и создать уникальный продукт?»
,,
Большинство инновационных петербургских стартапов относятся к отрасли информационных технологий (IT). Среди успешных кейсов эксперты приводят в пример проект «Пилигрим» — это петербургская IT-компания, вышедшая на мировой рынок с проектом воссоздания разрушенных памятников в дополненной реальности. Программисты уже создали виртуальные парки в Петербурге, Латвии, Эстонии, Болгарии, Италии, Франции. А с 2016 года 25% акций выкупила испанская компания. Еще один развивающийся, но обещающий быть успешным стартап — проект LONDY, открытый на собственные средства создателей. Он работает в Петербурге с августа 2017 года и предлагает пользователям услугу убер-химчистки.
КОВОРКИНГ
С английского сo-working переводится как «работать сообща». Это способ организации офисного пространства, при котором независимые участники, например, сотрудники нескольких компаний или фрилансеры, трудятся в одном помещении. Задачи у каждого свои, а пространство общее. Помещения для такой работы называются коворкинг-центрами, или просто коворкингами.
фото: pixabay.com
КРАУДФАНДИНГ И КРАУДИНВЕСТИНГ
Английский термин сrowdfunding состоит из слов crowd — «толпа» и funding — «финансирование». Под краудфандингом понимают сбор средств на осуществление проекта или выпуск продукта с его будущих покупателей либо просто сочувствующих. При краудинвестинге акционерное общество получает средства от широкого круга микроинвесторов, которые становятся владельцами долей в его акционерном капитале.
фото: pixabay.com
МЕНТОР
Наставник и советчик для начинающих. Гуру делится своими знаниями и опытом, дает советы, помогает связями, только вот, увы, материальную поддержку, как правило, не оказывает. Иногда полезные советы также не бесплатные, а за 2% от стоимости проекта.
МОТИВАЦИЯ
Бизнес-тренер Тимофей Левицкий обращает внимание на мотивацию не только основателя проекта, но и всей команды:
«Раньше можно было увидеть свободную нишу на рынке и идти торговать апельсинами, не любя ни торговать, ни апельсины. В современном мире так нельзя. Нужна гармония с тем, что ты собираешься делать, и твоими внутренними ценностями. Более того, нужно, чтобы с этим была согласна еще и твоя команда, чтобы не было противоречий участников проекта и их идей. Только так дело сможет стать успешным, а продвигающие его люди счастливыми».
ТИМОФЕЙ
ЛЕВИЦКИЙ
ЛЕВИЦКИЙ
Бизнес-тренер
ТИМОФЕЙ
ЛЕВИЦКИЙ
ЛЕВИЦКИЙ
Бизнес-тренер
«Раньше можно было увидеть свободную нишу на рынке и идти торговать апельсинами, не любя ни торговать, ни апельсины. В современном мире так нельзя. Нужна гармония с тем, что ты собираешься делать, и твоими внутренними ценностями. Более того, нужно, чтобы с этим была согласна еще и твоя команда, чтобы не было противоречий участников проекта и их идей. Только так дело сможет стать успешным, а продвигающие его люди счастливыми».
ВЛАДИМИР
МАРИНОВИЧ
МАРИНОВИЧ
основатель Бизнес-школы «ВВЕРХ»
«Необходимо ориентироваться на тех людей, которые готовы много работать, недосыпать и недополучать, чтобы поучаствовать в крутом проекте. Для многих стартап — это «веселуха». Но это — ежедневная упорная работа. Счастье, если что-то получится из задуманного, а на практике всего 2—3 проекта из 100 удаются», — предупреждает Владимир Маринович.
НАВЫКИ
В мире бизнеса навыки принято делить на жесткие и мягкие. К первой группе относятся все специфические отраслевые компетенции: для программиста — умение писать программы на определенных языках, для бухгалтера — знание специализированного ПО, законодательства и т. д. Мягкими (или гибкими) называют навыки, относящиеся к области личных качеств, коммуникаций и менеджмента в широком смысле, не имеющие привязки к конкретному виду деятельности. Так, в группу мягких входят ответственность и дисциплина, коммуникабельность, умение работать в команде, управление временем, лидерство и т. д.
фото: Branko Stancevic on Unsplash
ОБУЧЕНИЕ
«Если стартапер не готов учиться, 100-процентная гарантия, что деньги будут сожжены. И, конечно, проект ради денег делать бессмысленно», — уверен Владимир Маринович.
,,
Подпись
В Петербурге существует несколько десятков различных бизнес-школ, акселераторов и ассоциаций бизнес-ангелов, помогающих стартап-проектам. Желающих заработать на рассказах о том, как вести бизнес, — неисчислимое множество, говорит основатель проекта «Петербургский стартап» Александр Ружинский. По его словам, заметных и качественных бизнес-школ — не больше 15. «Петербургский стартап» создатели называют агрегатором таковых. Проект вместе с Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка также самостоятельно поддерживает начинающих бизнесменов.
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО
Для начинающего свое дело важно грамотно выстраивать коммуникации и владеть навыками публичного выступления, объясняет тренер по ораторскому мастерству Венера Шакирова.
«Известный пример — Стив Джобс. За счет особого стиля выступления, лаконичных и структурированных презентаций он сумел сделать продукт, который даже после его смерти воспринимается как имеющий непосредственное отношение к нему самому. Выстраивать коммуникации мы все умеем интуитивно, но не всегда правильно пользуемся этим умением. Для успешного выступления необходимо повернуть наш страх перед аудиторией, который есть у всех, этот адреналин, в правильное русло, чтобы суметь максимально качественно представить свой продукт».
ВЕНЕРА
ШАКИРОВА
ШАКИРОВА
Тренер по ораторскому мастерству
«ПРОЕКТНАЯ АКАДЕМИЯ»
«Проектная Академия» — это акселератор молодежных проектов, открывающийся при Комитете по молодежной политике. Чтобы попасть на тренинги «Академии», нужно иметь уникальный, эффективный, профессиональный, тиражируемый (то есть его можно воспроизвести в любом городе или районе), жизнеспособный, публичный, командный, качественно презентованный и хорошо оформленный стартап. 12 ноября проекты потенциальных участников «Академии» оценят по этим пунктам эксперты. А через месяц по итогам обучения свое мнение выскажут потенциальные бизнес-ангелы.
Всего в трех модулях «Проектной Академии» примут участие 150 человек. На стартовом этапе молодым людям предстоит слушать лекции о командообразовании, проходить тренинги по мотивации, целеполаганию, учиться навыкам ораторского искусства, изучать авторское право и тренироваться составлять бизнес-план.
Всего в трех модулях «Проектной Академии» примут участие 150 человек. На стартовом этапе молодым людям предстоит слушать лекции о командообразовании, проходить тренинги по мотивации, целеполаганию, учиться навыкам ораторского искусства, изучать авторское право и тренироваться составлять бизнес-план.
фото: rawpixel.com on Unsplash
Второй блок посвятят уже непосредственно проектам: командам помогут их доработать специалисты в области медиа, IT, культуры и предпринимательства. На одном из этапов будущих стартаперов отправят на практику в компании, близкие к тематикам их проектов. В рамках третьего модуля расскажут, как найти деньги и правильно их потратить, а также распишут бизнес-план.
Предполагается, что в случае успешного опыта «Проектная Академия» продолжит работать в качестве акселератора молодежных проектов.
Предполагается, что в случае успешного опыта «Проектная Академия» продолжит работать в качестве акселератора молодежных проектов.
СПРОС
Основатель проекта «Петербургский стартап», предприниматель и общественный деятель Александр Ружинский отмечает, что чаще всего инновационные бизнес-проекты затевают молодые люди, у которых нет ни денег, ни специализированных навыков.
АЛЕКСАНДР
РУЖИНСКИЙ
РУЖИНСКИЙ
предприниматель, общественный деятель
«Одна из основных особенностей современных стартаперов — склонность к совместному галлюцинированию, этим же заболеванием они часто заражают и инвесторов. Молодые люди настолько увлечены своей идеей, что оставляют в стороне все критические моменты. Зачастую проект имеет прекрасную идею, но абсолютно не востребован рынком», — говорят в «Петербургском стартапе».
СТАРТАП
Русский термин происходит от английского startup company, startup, то есть в буквальном переводе — «стартующий». Впервые его использовали журнал Forbes в августе 1976 года и Business Week в сентябре 1977 года для обозначения компаний с короткой историей операционной деятельности. Создатель методики развития клиентов (англ. customer development) американский предприниматель Стивен Бланк определил стартапы как временные структуры, существующие для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели. Автор книги «Бережливый стартап» и идеолог итеративного подхода в предпринимательстве Эрик Рис отмечает, что стартапом может быть названа организация, создающая новый продукт или услугу в условиях высокой неопределённости.
фото: Štefan Štefančík on Unsplash
В Петербурге зарегистрированы порядка 20 тысяч малых предприятий, среди них, по оценкам экспертов, стартапов — меньше 10%. Во-первых, потому, что молодые люди, которые в большинстве своем затевают стартапы, не всегда регистрируют юрлицо, а во-вторых, — до стадии, когда необходимо проводить какие-либо финансовые операции и отчитываться за них, доходят десятки, если не единицы. Например, в бизнес-акселераторе при ИТМО из 300 заявленных проектов стартапов отбирают по принципу жизнеспособности на рынке порядка 15, а до конца обучения и поиска инвесторов доходит не больше 10. Судя по участию молодых людей в различных форумах, связанных с поиском инвестиций для стартапов, в городе ежегодно интересуется подобной тематикой 1,5—2 тысячи человек. Преимущественно — сферой IT-инноваций.
СТАРТАПЕР
Вот как описывает петербургского стартапера Александр Ружинский: «К нам приходят самые разные люди со своими идеями. В основном это молодежь — 25—35 лет. Парни, девушки, как правило, имеют техническое образование, реже — гуманитарное. Чаще всего это выпускники ИТМО или Политеха. При этом стартапер — это не обязательно этакий ботаник с ноутбуком. Проекты, которые мы поддерживаем, касаются самых разных отраслей: от стройки до ресторанов».
иллюстрации: Ксения Горшкова
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ
«Еще одна моя личная боль — это отсутствие у молодых людей самоорганизованности. Я всегда подхожу к телефону, приезжаю вовремя на встречи, а молодые предприниматели, к сожалению, нет. Тайм-менеджмент и ответственность сразу дают больше шансов проекту стать успешным», — говорит Александр Ружинский.
АЛЕКСАНДР
РУЖИНСКИЙ
РУЖИНСКИЙ
предприниматель, общественный деятель
ТЕХНОПАРК
Технопарком называют территориальную, научную, технологическую и техническую базу для реализации инновационных проектов. История технопарков началась с США. Самым известным инновационным комплексом стала Силиконовая долина, появившаяся в середине ХХ века. Американский опыт впоследствии переняли в Европе, в Китае, а затем, в 80-е годы — и в СССР. Первые технопарки в России были основаны при госучреждениях. Большинство российских технопарков сейчас расположены при научно-исследовательских институтах и вузах. Предполагается, что стартапер на площадке технопарка может провести научно-техническую экспертизу своей разработки и произвести первые образцы разработки.
фото: flickr.com
ФОРУМ «ВСМЫСЛЕ»
Первыми посетителями «Академии» в ноябре станут выпускники молодежного форума «Всмысле». Его участники в течение 5 дней в августе разрабатывали проекты, которые можно было бы реализовать в городе, а чиновники и бизнесмены отбирали лучшие.
В числе победителей, например, проект «vodvore» — мобильное приложение для спортсменов, занимающихся командными и одиночными видами спорта в спортзалах и на уличных площадках.
В числе победителей, например, проект «vodvore» — мобильное приложение для спортсменов, занимающихся командными и одиночными видами спорта в спортзалах и на уличных площадках.
фото: pixabay.com
АЛЕКСАНДР
НЕВЕРОВ
НЕВЕРОВ
руководитель группы «vodvore»
«За несколько дней мы создали концепцию и разработали интерактивный прототип приложения, который судьи успели протестировать в телефонах.», — рассказывает руководитель группы «vodvore» Александр Неверов.
Еще один победитель — «Сено-вАл». По замыслу его авторов, над Сенной площадью должен появиться пешеходный мост с магазинами и общественным пространством. «Сейчас на Сенной площади все куда-то спешат. Наш проект подразумевает создание зеленого острова спокойствия, где можно отдохнуть. Хоть на форуме его все поддержали, пока в его реализации не много заинтересованных сторон», — добавляет участник группы разработки проекта «Сено-вАл» Валерия Гуляева.
«В нашем городе очень много делается молодежью и для молодежи. Созданы все условия для реализации в различных сферах деятельности: от политики до искусства, от предпринимательства до поддержи молодых семей. Мы поддерживаем талантливых жителей Петербурга и постоянно ищем интересные новые формы взаимодействия с молодежью. Проектная Академия — это реальный шанс для каждого молодого человека, имеющего свои проекты, воплотить в жизнь идеи для развития и процветания нашего города».
РЕНАТА
АБДУЛИНА
АБДУЛИНА
председатель комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями
Всего по итогам «Всмысле» отобрали порядка 30 работ, которые теперь предстоит довести до ума в «Проектной Академии», а их авторам, молодым людям, добрать необходимых знаний, чтобы уже по праву назваться стартаперами.
Материал публикуется в партнерстве с Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями администрации Санкт-Петербурга
Текст: коллектив авторов
Редактор: Галина Леонтьева
Корректор: Елена Иванова
Верстка/дизайн: Ксения Горшкова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева
Фото предоставлены Проектной Академией "Создай правильное будущее"
Текст: коллектив авторов
Редактор: Галина Леонтьева
Корректор: Елена Иванова
Верстка/дизайн: Ксения Горшкова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева
Фото предоставлены Проектной Академией "Создай правильное будущее"
Просмотров: 557