история бренда |
От тележки с канистрами — до автоматической АЗС
На примере этой финской компании хорошо изучать развитие автозаправок в принципе. Торговля бензином чуть ли не вразнос и винтажные бензоколонки 40-х сменяются стильными станциями 50-х и 60-х, а финале — утилитарно нарядная современность в электрических огнях, с компьютером вместо заправщика. Teboil ни много ни мало 84 года. И 70 из них она была самым тесным образом связана с нашей страной: сначала — с СССР, потом — с РФ.
Только смелым покоряются моря (бензина)
Днем рождения Teboil считается 4 сентября 1934 года, основателем — финский морской капитан с нефинским именем Мауриц Скогстрём. Неизвестно, был ли он отважным, но совершенно точно отличался предприимчивостью. Вместе с двумя партнерами Скогстрём создал компанию Trustivapaa Bensiini («Бензин без траста»), чтобы торговать, как можно догадаться, бензином.
Первая точка продаж открылась в 1935 в Хельсинки, на улице Олавинкату. Причем в буквальном смысле — на улице. Судя по самой старой из сохранившихся фотографий, канистры бензина грузились на фирменную тележку, с которой его и продавал человек в фуражке. Впрочем, масштаб бизнеса укрупнялся довольно быстро. Уже в 1937 году у компании был собственный склад в Херттониеми (пригородный район Хельсинки), где хранились нефтепродукты, импортированные из Советского Союза и Эстонии. Обслуживанием склада занимались 170 человек.
Первая точка продаж открылась в 1935 в Хельсинки, на улице Олавинкату. Причем в буквальном смысле — на улице. Судя по самой старой из сохранившихся фотографий, канистры бензина грузились на фирменную тележку, с которой его и продавал человек в фуражке. Впрочем, масштаб бизнеса укрупнялся довольно быстро. Уже в 1937 году у компании был собственный склад в Херттониеми (пригородный район Хельсинки), где хранились нефтепродукты, импортированные из Советского Союза и Эстонии. Обслуживанием склада занимались 170 человек.
Во время войны компанией какое-то время владели немцы, позже она перешла в собственность известного финского семейства Эрнрот. В 1948 году обнаружилось, что для продолжения экспансии Trustivapaa Bensiini банально не хватает денег. Тогда Горан Эрнрот и исполнительный директор Рафаэль Рахикайнен решили выставить компанию на продажу.
Автозаправки Trustivapaa Bensiini, 1947–1948 годы
Самым привлекательным было признано предложение, сделанное Всесоюзным объединением «Союзнефтеэкспорт». Чуть раньше, в 1946 году, на основании Парижского мирного договора эта организация получила в собственность нефтяное предприятие Suomen Petrooli, основанное в 1932 году в Выборге. Так что в результате сделки Suomen Petrooli и Trustivapaa Bensiini стали родственными компаниями с общим управлением и главным офисом в Хельсинки. Первая импортировала нефтепродукты из СССР и продавала их в Восточной Финляндии, вторая отвечала за складирование и продажи на остальной территории страны. «Союзнефтеэкспорт» при этом в текущее управление и развитие не вмешивался.
Круче, чем Shell
С 1950 по 1957 год Suomen Petrooli носила корону монополиста: почти 100% нефтепродуктов импортировалось в Финляндию через нее. Однако после этого структура рынка существенно поменялась, так как в стране стартовала собственная нефтепереработка. В 1959 году Suomen Petrooli и Trustivapaa Bensiini начали ввозить и продавать в Финляндии легкое печное топливо, а в 1960 году — мазут, стремительно набиравший популярность.
На дорогах Суоми становилось все больше автомобилей, которым, разумеется, нужно было где-то заправляться и обслуживаться. Компании-партнеры откликнулись на растущий спрос бодрым строительством. И уже к концу 50-х у них было 180 сервисных станций и заправочных киосков.
Первое моторное масло Trustivapaa Bensiini, представленное рынку еще в 1951 году, называлось Tebolin. Его разработкой и изготовлением занималось стороннее предприятие. Собственное производство запустили в 1963 году — завод построили в том же Херттониеми. Любопытно, что самым крупным и постоянным покупателем его продукции в итоге стал Советский Союз.
Финские масла приобретали для иностранной техники, которая добывала нефть, газ и алмазы на Крайнем Севере. А еще — для судов, работавших на Северном морском пути. В конце 80-х поставки судовых масел Teboil в СССР достигли максимума: 50 тыс. тонн в год, это составляло 5% мирового рынка.
16 сентября 1966 года Trustivapaa Bensiini получила то имя, под которым мы знаем ее сегодня. Торговая марка Teboil возникла из соединения начальных T и B со словом oil (нефть). Говорят, что новое название компании выбирали в рамках конкурса, однако подробности этой истории выяснить не удалось. Уже через год, в 1967-м, новенький Teboil обогнал тогдашнего лидера Shell по объемам продаж нефти. Что касается АЗС Teboil, то к концу десятилетия сеть уже включала в себя более 400 станций.
Большие маленькие белые кораблики
Tebonia
В 1970 году у компании появляется первый собственный танкер — Tebonia. Потом в 1974-м — второй, Tebostar. И в 1980-м — третий, Tebo Olympia. Они перевозили советские нефтепродукты из латвийского Вентспилса и литовской Клайпеды в морские хранилища Teboil, а также при необходимости курсировали вдоль берегов.Одновременно с «флотом» компания создала гоночную команду, которая просуществовала 30 лет. В цветах Teboil Racing Team выступали многие спортсмены экстра-класса,ставшие впоследствии звездами мирового уровня:Маркку Ален, Ари Ватанен, Тимо Салонен,
Ярмо Кютолехто, Харри Рованперя и Йоуко Пухакка. В 1977 году команда установила впечатляющий рекорд, победив одновременно во всех категориях национального чемпионата.
Teboil Racing Team
Компания вполне могла себе позволить и новые корабли, и гонки. Из-за мирового нефтяного кризиса цены на черное золото и продукты его переработки резко выросли. Так что в 1974 году оборот Teboil превысил миллиард финских марок.
Карты, деньги, два автомата
В 80-х и 90-х в работе Teboil происходили перемены, ожидаемые и не очень. Первые были связаны с планомерным технологическим развитием компании. Так, например, именно на станциях Teboil финские водители в 1981 году впервые получили возможность оплачивать бензин кредитками. В 1987-м началось строительство сети автоматических дизельных заправок для грузового транспорта, а в 1991 году открылись первые потребительские АЗС-автоматы Nettomattis.
К 1992 году, когда истекал срок 30-летней аренды земли в Херттониеми, компания достроила завод на собственном участке в городе Хамина. Это было ультрасовременное предприятие, тоже по большей части автоматизированное, которое могло выпускать до 110 тыс. тонн масел в год. Ну и в качестве вишенки на торте: в 1996 году Teboil первой из финских нефтяных компаний обзавелась собственным сайтом.
Незапланированные перемены предусмотрительным финнам обеспечил Советский Союз. Он распался. Вместе с ним исчезла и вся система советско-финской нефтяной торговли с ее фиксированными универсальными ценами. В 1992-м «Союзнефтеэкспорт» стал «Нафта Москвой», инвестиционным холдингом, для которого черное золото с бензином вовсе не являлись единственной специализацией. Он оставался собственником Teboil и Suomen Petrooli более 10 лет, а в 2005 году продал обе компании ПАО «ЛУКОЙЛ».
В 1992 году компания Teboil первой в Финляндии представила неэтилированный бензин
И в дальний путь на долгие года
Teboil Express
Попав в состав правильного холдинга, Teboil продолжил двигаться в сторону автоматизации. В частности, в 2007 году «ЛУКОЙЛ» купил несколько сотен заправок Jet, принадлежавших американской компании ConocoPhillips. Станции в Бельгии, Люксембурге, Чехии, Венгрии, Польше и Словакии холдинг отметил собственным брендом, а вот финские Jet превратились в автоматические Teboil Express.В 2008 году Suomen Petrooli вместе с двумя другими родственными компаниями вошла в состав Teboil — и старинные партнеры стали окончательно неразлучны.Кроме того, новейшая история Teboil
включает открытие в 2012 году первой полноформатной АЗС для грузового транспорта с автомойкой и кафе для водителей, переезд в 2013-м головного офиса компании из Хельсинки в Вантаа, а также тот факт, что с 2014 года на всех станциях сети принимают кредитки с чипами стандарта EMV.
В 2017 году оборот компании составил 1,8 млрд евро, а доля рынка — 26,5%. На 2018 год сеть Teboil включает из 450 объектов и охватывает территорию всей Финляндии. Для автомобилистов работают 116 АЗС (сервисных станций) и 208 автоматических станций, 62 из которых — Teboil Express. Коммерческий транспорт может обслуживать вся сеть, состоящая из 450 АЗС, — и в их числе — 214 дизельных заправок-автоматов.
Материал подготовлен специально для Oy Teboil Ab.
Автор: Алла Пашова
Редактор/корректор: Елена Виноградова
Верстка: Ольга Голубева
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева
Фото предоставлены компанией Oy Teboil Ab.
Автор: Алла Пашова
Редактор/корректор: Елена Виноградова
Верстка: Ольга Голубева
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева
Фото предоставлены компанией Oy Teboil Ab.
Просмотров: 3615