круглый стол
Финский бизнес смотрит на Россию с осторожным оптимизмом. Лишнее зачеркнуть.
Компании из Суоми ищут новые точки роста. Но размораживать инвестпроекты пока не готовы
Перспективы развития предприятий из Суоми в России стали темой круглого стола Фонтанки «Лидеры финского бизнеса 2019. В поисках точек роста», который состоялся 6 ноября в Доме Финляндии с участием первых лиц финских компаний, консульства Финляндии, Финско-российской торговой палаты и представителей администрации Петербурга.
Россия по-прежнему является интересным рынком для финского бизнеса, подчеркнула генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге Анне Ламмила. «Финские компании уже давно работают на российском рынке, представляя почти каждый сектор экономики. Несмотря на определенные вызовы и проблемы, почти все из них верят в успех своего бизнеса. Большинство работают в долгосрочной перспективе и не собираются уходить», — сказала она.
Исследование об имидже и брендах Финляндии, проведенное финским консульством среди жителей Петербурга и Ленинградской области, показало, что 95% населения региона относится к Финляндии хорошо или очень хорошо, 80% считают финские товары и продукты качественными, большинство довольны соотношением цены и качества.
На фото (слева направо): Анне Ламмила - Генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге, Наталия Малашенко - директор по корпоративным отношениям UPM, Сергей Ли - глава Представительства Castren and Snellman в Санкт-Петербурге
Но ситуацию нельзя назвать позитивной. Как показало исследование «Фонтанки», «Самые влиятельные финские компании 2019», крупнейшие финские игроки замедляют темпы роста продаж и сокращают или замораживают инвестиции.
Так, в 2018 году выручка ТОП-30 финских компаний в России достигла 288,6 млрд рублей, что только на 4,5% больше, чем годом раньше. Для сравнения, в 2017 году показатель увеличился на 7%.
Так, в 2018 году выручка ТОП-30 финских компаний в России достигла 288,6 млрд рублей, что только на 4,5% больше, чем годом раньше. Для сравнения, в 2017 году показатель увеличился на 7%.
Суммарные инвестиции ТОП-30 с момента выхода на рынка составили 9,5 млрд евро. Только в 2018 году финские компании вложили 205,6 млн евро. Но в 2019 году размер инвестиций, по предварительным данным, может сократиться на треть. Ряд крупных игроков покинули рынок. Так, концерн Stockmann (выручка в 2018 году - 1,8 млрд рублей) продал свой последний актив, ТЦ «Невский центр», чешской группе PPF. Компания Neste (выручка в 2018 — 22,1 млрд рублей) продала свои АЗС и нефтебазу российской «Татнефти».
На фото (слева направо): Илари Хююрюнен - исполнительный вице-президент "Атриа Россия", Сергей Ли - глава Представительства Castren and Snellman в Санкт-Петербурге, Максим Калинин - управляющий партнер Baker McKenzie в Санкт-Петербурге, Катерина Толкки - пресс-секретарь ООО «Метсо», Ирина Киуру - директор по стратегическому маркетингу и развитию бизнеса Lindstrom, Евгений Абрин - генеральный директор АО «КИИЛТО-КЛЕЙ»
Другие игроки задумываются об уходе с рынка или сокращают присутствие. К примеру, производитель колбасных изделий Atria (выручка в 2018 — 5,6 млрд рублей) изучает возможность продажи бизнеса. Девелопер SRV (выручка в 2018 — 450 млн рублей) договорился о продаже доли в ТРК «Жемчужная Плаза» Сбербанку. YIT (выручка в 2018 — 20,3 млрд рублей) объявил, что покинет рынки Москвы и Ростова-на-Дону к концу 2020 года. Tikkurila (выручка в 2018 — 11 млрд рублей) закрыла производство в Старом Осколе, но отложила создание новой площадки под Петербургом.
Тарья Тейттинен, директор по развитию Финско-Российской торговой палаты, представила результаты исследования «Барометр финско-российской торговли». По ее словам, настроения финских компаний на российском рынке можно охарактеризовать как «осторожный оптимизм».«Перспективы торговли — как в импорте, так и экспорте — улучшились, несмотря на ослабление экономической ситуации в России. Все больше компаний инвестируют или намерены инвестировать в российский бизнес», — сказала она. При этом результаты работы за прошедший период участники рынка оценивают двояко. «У некоторых дела идут прекрасно, в то время как у других — трудности с продажами», — пояснила Тарья Тейттинен.
По словам участников круглого стола, снижение продаж в ряде случаев связано со стремлением улучшить рентабельность. В частности, сокращение выручки компании YIT генеральный директор компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Теему Хелпполайнен объяснил уменьшением числа новых проектов в 2017 году, а также решением компании отказаться от неприбыльных направлений деятельности. Имел место и «статистический эффект». Ранее компания отображала выручку после завершения строительства, а теперь — после ввода в эксплуатацию зданий.
По словам участников круглого стола, снижение продаж в ряде случаев связано со стремлением улучшить рентабельность. В частности, сокращение выручки компании YIT генеральный директор компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Теему Хелпполайнен объяснил уменьшением числа новых проектов в 2017 году, а также решением компании отказаться от неприбыльных направлений деятельности. Имел место и «статистический эффект». Ранее компания отображала выручку после завершения строительства, а теперь — после ввода в эксплуатацию зданий.
На фото (слева направо): Теему Хелпполайнен - генеральный директор компании «ЮИТ Санкт-Петербург», руководитель сегмента «Жилищное строительство, Россия» концерна YIT, Артем Семенов - советник главы Республики Карелия, Тарья Тейттинен - директор по развитию Финско-Российской торговой палаты, Сирпа Сара-ахо - генеральный директор Дома Финляндии
Эти факторы продолжают влиять на результаты и 2019 года. «В течение первых 10 месяцев выручка по России упала на 10%», — сказал Теему Хелпполайнен. Впрочем, он подчеркнул, что компания покидать Россию не планирует. А на ключевом рынке Северной столицы динамика даже улучшилась. «В Санкт-Петербурге у нас даже больше квартир на стадии строительства, чем год назад. Постоянно запускаем новые проекты, и общий объем строительства сегодня примерно на таком же уровне, как год назад», — отметил он. До конца года компания намерена анонсировать ряд новых проектов.
Смотреть на российский рынок с оптимизмом и «без осторожности» участников дискуссии призвал Юрий Калабин, председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга. Для этого он предложил иностранным инвесторам осваивать новые ниши. Наиболее перспективными, на его взгляд, могут быть логистика, транспорт, торговля, а также сельское хозяйство. Предприятия Ленинградской области далеко не в полной мере обеспечивают потребности населения Северной столицы. «Только по молоку местные игроки производят 600 тысяч тонн в год, тогда как потребность составляет 2 млн тонн», — заявил он.
Смотреть на российский рынок с оптимизмом и «без осторожности» участников дискуссии призвал Юрий Калабин, председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга. Для этого он предложил иностранным инвесторам осваивать новые ниши. Наиболее перспективными, на его взгляд, могут быть логистика, транспорт, торговля, а также сельское хозяйство. Предприятия Ленинградской области далеко не в полной мере обеспечивают потребности населения Северной столицы. «Только по молоку местные игроки производят 600 тысяч тонн в год, тогда как потребность составляет 2 млн тонн», — заявил он.
На фото (слева направо): Юрий Калабин - председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, Илари Хююрюнен - исполнительный вице-президент "Атриа Россия", Владимир Калявин - генеральный директор Fazer Россия, Теему Хелпполайнен - генеральный директор компании «ЮИТ Санкт-Петербург», руководитель сегмента «Жилищное строительство, Россия» концерна YIT, Александр Горшков - главный редактор городского портала «Фонтанка.ру»
В обмен на инвестиции правительство региона готово предоставлять субсидии, налоговые льготы и давать дешевые кредиты. Также Юрий Калабин пообещал продолжить развитие промзон. «Я стою против желания застроить их жильем», — заявил он. Новой мерой поддержки станет инвестиционный налоговый вычет, который позволит предприятиям возмещать расходы на модернизацию оборудования.
Но инвестициям в крупные проекты противостоит экономическая ситуация. Наметившееся в 2018 году оживление не получило развития. По итогам девяти месяцев 2019 года, по оценке Минэкономразвития, рост российского ВВП составил только 1,2%. При этом, по мнению ведомства, в третьем квартале реальные денежные доходы россиян впервые за год выросли сразу на 3%. И оснований надеяться на продолжение позитивного тренда нет, считают эксперты.
Но инвестициям в крупные проекты противостоит экономическая ситуация. Наметившееся в 2018 году оживление не получило развития. По итогам девяти месяцев 2019 года, по оценке Минэкономразвития, рост российского ВВП составил только 1,2%. При этом, по мнению ведомства, в третьем квартале реальные денежные доходы россиян впервые за год выросли сразу на 3%. И оснований надеяться на продолжение позитивного тренда нет, считают эксперты.
«Председатель комитета предложил убрать слово «осторожный», а я бы убрал слово оптимизм», — парировал Сергей Ли, глава представительства Castren and Snellman в Санкт-Петербурге, которое консультирует в том числе финские компании, покинувшие или покидающие российский рынок. «Убыточность не самая главная причина. Основная причина — неопределенность. Не все хотят сражаться и выживать, некоторые просто хотят спокойно работать», — заявил он.
Так, компания Fazer пока не планирует возвращаться к проекту по созданию нового завода, хотя продолжает инвестировать в модернизацию действующих площадок, развитие продуктовой линейки и экологичность своего производства, рассказал Владимир Калявин, генеральный директор «Fazer Россия». Помимо сокращения покупательской способности на бизнес не всегда лучшим образом влияет государственное регулирование. «Раз в два года запускаются законодательный инициативы, которые провоцируют значительные изменения в отрасли. Это усложняет работу, влияет на выручку», — отметил он. К последним таким потрясениям топ-менеджер причислил запрет сетям возвращать поставщикам нераспроданную продукцию.
Компания Atria пока не приняла решение о продаже российского бизнеса. «Не могу точно сказать уйдем или нет, но пока не очень серьезно хотим уйти», — сказал Илари Хююрюнен, исполнительный вице-президент «Атриа Россия». По его словам, компания проанализировала влияние продажи российского бизнеса на финансовые показатели. «Но по результатам исследования никакого решения принято не было», — сказал он.
Производитель в 2019 году направил инвестиции в ребрендинг своей продукции. Написание бренда Pit Product латиницей и оформление в цветах флага Суоми, а также маркировка «Финский контроль качества» призваны подчеркнуть отличия от российских конкурентов и обосновать ценовую политику. «С одной стороны, потребители хотят качества, с другой — хотят покупать дёшево. Но если производишь более качественную продукцию, она будет стоить дороже. Финские компании работают в соответствии со стандартами, и потребители должны это знать», — сказал Илари Хююрюнен.
Пока новых масштабных инвестиций не готов заявлять и лесопромышленный концерн UPM, завершивший в 2019 году расширение фанерного завода в Чудово. «В следующем году мы планируем вкладывать средства в водоочистку на заводе, постоянная модернизация будет продолжаться. Но о дальнейших планах не заявляем: пока компания на глобальном уровне сконцентрируется на строительстве целлюлозного завода в Уругвае», — отметила Наталия Малашенко, директор по корпоративным отношениям UPM. Значительная часть продукции завода в Чудово идет на экспорт, поэтому компания чувствует себя лучше, нежели участники потребительского рынка.
На фото (слева направо): Владимир Калявин - генеральный директор Fazer Россия, Максим Калинин - управляющий партнер Baker McKenzie в Санкт-Петербурге, Кари Финска - генеральный директор ООО «Валио», Наталия Малашенко - директор по корпоративным отношениям UPM
Быть не оптимистами, а прагматиками призвал участников дискуссии Максим Калинин, управляющий партнер Baker McKenzie в Санкт-Петербурге, которая консультировала, в частности, сделку по продаже бизнеса Kesko. По его словам, государственного участия в российской экономике становится все больше. «От 60 до 70% ВВП России, по разным оценкам, создают компании, которые тем или иным образом связаны с государством», — сказал он. Также мировой экономике грозит глобальная рецессия, считает Максим Калинин. Впрочем, по словам юриста, это не только период рисков, но и возможностей. «Когда рынки падают, у одних игроков появляется интерес что-то продать, а у других что-то купить», — отметил он. В своей презентации «Как купить или продать бизнес в России: рекомендации по заключению M&A сделок» юрист рассказал, в каких случаях лучше покупать компанию, а в каких лишь ее активы, а также где лучше судиться в случае возникновения споров.
По результатам исследования «Фонтанка.ру» наградила компании, лидирующие в Рейтинге в различных номинациях, и вручила благодарности Партнёрам проекта.
На фото награждаются (слева направо): Теему Хелпполайнен - генеральный директор компании «ЮИТ Санкт-Петербург», руководитель сегмента «Жилищное строительство, Россия» концерна YIT, Ксения Сенчихина - заместитель директора по коммуникациям и связям с общественностью Fortum, Владимир Калявин, генеральный директор Fazer Россия, Илари Хююрюнен - исполнительный вице-президент "Атриа Россия", Катерина Толкки - пресс-секретарь ООО «Метсо»
Генеральный партнёр проекта
«Финский бизнес 2019»
«Финский бизнес 2019»
Справка о компании АО «ЮИТ Санкт-Петербург»
АО «ЮИТ Санкт-Петербург» – региональное подразделение финского строительного концерна ЮИТ (YIT). На счету компании, осуществляющей свою деятельность с 1988 года, более 190 объектов различного назначения – от сети автозаправочных станций до водоочистных сооружений, крупнейших заводов и фабрик. Сегодня АО «ЮИТ Санкт-Петербург» – одна из лидирующих компаний в области жилищного строительства. С начала 2000-х годов, работая на рынке жилищного строительства Санкт-Петербурга как девелопер, ЮИТ ввел в эксплуатацию около 1,1 млн. кв. м жилья (более 30 жилых комплексов). Компания возводит жилые комплексы комфорт-, бизнес- и элит-класса в различных районах города. На всех объектах строительства компания выступает как в качестве заказчика, генерального инвестора и застройщика, так и в роли генерального подрядчика при реализации проектов строительства жилой и коммерческой недвижимости. ЮИТ работает в Санкт-Петербурге строго в рамках 214-ФЗ. Компания «ЮИТ Санкт-Петербург» и возводимые ею объекты жилищного строительства неоднократно становились победителями престижных профессиональных конкурсов «Доверие потребителя», «Лидер строительного качества», Urban Awards и других. www.yitspb.ru
Официальный партнёр
Официальный партнёр
Справка о компании Fazer Russia
История компании Fazer тесно связана с Россией, ведь основательно компании Карл Фацер обучался кондитерскому делу в императорском Санкт-Петербурге, после чего открыл в 1891 году французско-русское кафе в центре Хельсинки.
Сейчас «Фацер» в России представлен тремя хлебозаводами в Санкт-Петербурге и одним – в Москве, где выпекает хлеб и сдобу под брендами «Хлебный дом» и Fazer. Шоколад и конфеты компания в России не производит, а импортирует их из Финляндии. www.fazer.ru
Сейчас «Фацер» в России представлен тремя хлебозаводами в Санкт-Петербурге и одним – в Москве, где выпекает хлеб и сдобу под брендами «Хлебный дом» и Fazer. Шоколад и конфеты компания в России не производит, а импортирует их из Финляндии. www.fazer.ru
Справка о компании «Атриа Россия»
«Атриа Россия» (ООО «ПИТ-ПРОДУКТ») - Официальный партнёр
«Атриа Россия» – производитель продуктов питания: колбас, сосисок, сарделек, мясных деликатесов, готовых мясных продуктов и пиццы. «Атриа Россия» является частью международной группы компаний «Атриа» (Atria plc) – крупнейшего мясоперерабатывающего предприятия Финляндии и одного из ведущих предприятий пищевой отрасли в странах Скандинавии, России и Балтийском регионе. Общий объем продаж российского отделения концерна «Атриа» в 2018 году составил 5,56 млрд. руб. (МСФО), численность персонала: более 900 человек. www.atriarussia.ru
«Атриа Россия» – производитель продуктов питания: колбас, сосисок, сарделек, мясных деликатесов, готовых мясных продуктов и пиццы. «Атриа Россия» является частью международной группы компаний «Атриа» (Atria plc) – крупнейшего мясоперерабатывающего предприятия Финляндии и одного из ведущих предприятий пищевой отрасли в странах Скандинавии, России и Балтийском регионе. Общий объем продаж российского отделения концерна «Атриа» в 2018 году составил 5,56 млрд. руб. (МСФО), численность персонала: более 900 человек. www.atriarussia.ru
Автор: Галина Бояркова
Корректор: Елена Виноградова
Куратор: Зоя Красавина
Фотограф: Павел Каравашкин
Верстка: Татьяна Сорокина
Корректор: Елена Виноградова
Куратор: Зоя Красавина
Фотограф: Павел Каравашкин
Верстка: Татьяна Сорокина
Просмотров: 910