РУЧНАЯ РАБОТА
Как восстанавливают брусчатку в Петербурге?
Цокот копыт по мостовой сопровождает любой исторический фильм, снятый в Петербурге. Этот характерный звук как нельзя лучше передает атмосферу старого города: элегантного, романтичного и немного загадочного. Впрочем, брусчатка — неотъемлемая черта и современной Северной столицы. Рассказываем, где можно проехать по мощеной улице сегодня и как восстанавливают каменное покрытие петербургских дорог.
Ручная работа
Как восстанавливают брусчатку в Петербурге?
Цокот копыт по мостовой сопровождает любой исторический фильм, снятый в Петербурге. Этот характерный звук как нельзя лучше передает атмосферу старого города: элегантного, романтичного и немного загадочного. Впрочем, брусчатка — неотъемлемая черта и современной северной столицы. Рассказываем, где можно проехать по мощеной улице сегодня и как восстанавливают каменное покрытие петербургских дорог.
Мощение: из Древнего Рима в Санкт-Петербург
Первые каменные дороги появились в Риме — самом «высокотехнологичном» государстве древнего мира. О том, насколько они были прочны, говорит тот факт, что и сегодня в Европе можно прогуляться по ним. Кажется, что эти камни вечны.
От европейских соседей перенял традицию мощения улиц Петр I. Сначала в Москве, а потом и в Петербурге дороги стали покрывать булыжником. Широко известный факт: исполняя повеление царя, по берегам Финского залива и озер собирали «дикий» камень и доставляли его в новую российскую столицу. Каждое приходившее по Ладоге судно было обязано иметь при себе до 30 валунов. А уж про то, что каждому въезжавшему в город надлежало иметь не менее трех камней нужного веса, знает каждый школьник.
От европейских соседей перенял традицию мощения улиц Петр I. Сначала в Москве, а потом и в Петербурге дороги стали покрывать булыжником. Широко известный факт: исполняя повеление царя, по берегам Финского залива и озер собирали «дикий» камень и доставляли его в новую российскую столицу. Каждое приходившее по Ладоге судно было обязано иметь при себе до 30 валунов. А уж про то, что каждому въезжавшему в город надлежало иметь не менее трех камней нужного веса, знает каждый школьник.
Мощение: из Древнего Рима в Санкт-Петербург
Первые каменные дороги появились в Риме — самом «высокотехнологичном» государстве древнего мира. О том, насколько они были прочны, говорит тот факт, что и сегодня в Европе можно прогуляться по ним. Кажется, что эти камни вечны.
От европейских соседей перенял традицию мощения улиц Петр I. Сначала в Москве, а потом и в Петербурге дороги стали покрывать булыжником. Широко известный факт: исполняя повеление царя, по берегам Финского залива и озер собирали «дикий» камень и доставляли его в новую российскую столицу. Каждое приходившее по Ладоге судно было обязано иметь при себе до 30 валунов. А уж про то, что каждому въезжавшему в город надлежало иметь не менее трех камней нужного веса, знает каждый школьник.
От европейских соседей перенял традицию мощения улиц Петр I. Сначала в Москве, а потом и в Петербурге дороги стали покрывать булыжником. Широко известный факт: исполняя повеление царя, по берегам Финского залива и озер собирали «дикий» камень и доставляли его в новую российскую столицу. Каждое приходившее по Ладоге судно было обязано иметь при себе до 30 валунов. А уж про то, что каждому въезжавшему в город надлежало иметь не менее трех камней нужного веса, знает каждый школьник.
Любопытный факт: в петровское время мостить улицы должны были сами жители. Первый руководитель городской полиции издал указ:
«Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило».
«Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило».
Любопытный факт: в петровское время мостить улицы должны были сами жители. Первый руководитель городской полиции издал указ:
Усилия дали результат: к концу века почти все центральные улицы города на Неве «приоделись» камнем.
А в XIX столетии на смену грубым булыжникам пришла брусчатка — мощение плоскими обработанными брусками приблизительно одинаковой формы и размера. Такие дороги были не только прочны, но и красивы: мастера создавали разные узоры из гранита.
В век высоких скоростей и прагматичности асфальт почти повсеместно вытеснил брусчатку. Но, согласитесь, как приятно пройтись по мощеной улице! Старожилы знают все адреса, где сохранились каменные мостовые в Петербурге, а экскурсоводы обязательно ведут туристов туда: вот он, настоящий исторический город.
А в XIX столетии на смену грубым булыжникам пришла брусчатка — мощение плоскими обработанными брусками приблизительно одинаковой формы и размера. Такие дороги были не только прочны, но и красивы: мастера создавали разные узоры из гранита.
В век высоких скоростей и прагматичности асфальт почти повсеместно вытеснил брусчатку. Но, согласитесь, как приятно пройтись по мощеной улице! Старожилы знают все адреса, где сохранились каменные мостовые в Петербурге, а экскурсоводы обязательно ведут туристов туда: вот он, настоящий исторический город.
В каких фильмах можно увидеть мощеные улицы Петербурга
«Балтийская слава», «Кроткая», «Мисс Менд», «Прогулка», «Мастер и Маргарита», «Господин оформитель», «О бедном гусаре замолвите слово», «Остров сокровищ», «Невероятные приключения итальянцев в России».
Брусчатка в Тучковом переулке:
диабаз, «папоротник» и петровские валуны
В 2020 году новую жизнь получила брусчатка в Тучковом переулке на Васильевском острове. Работы начались в июне, закончились в сентябре. Да, это трудоемко: 500-метровый участок дороги можно было бы «закатать в асфальт» за день. Но бывают случаи, когда прагматичность — далеко не главное. О том, как восстанавливали историческое мощение, рассказал начальник строительства компании «Орион плюс» Алексей Кулебякин. Он объяснил, зачем понадобился ремонт брусчатки в Тучковом переулке, и в какие этапы проходила работа.
Брусчатка в Тучковом переулке:
В 2020 году новую жизнь получила брусчатка в Тучковом переулке на Васильевском острове. Работы начались в июне, закончились в сентябре. Да, это трудоемко: 500-метровый участок дороги можно было бы «закатать в асфальт» за день. Но бывают случаи, когда прагматичность — далеко не главное. О том, как восстанавливали историческое мощение, рассказал начальник строительства компании «Орион плюс» Алексей Кулебякин. Он объяснил, зачем понадобился ремонт брусчатки в Тучковом переулке, и в какие этапы проходила работа.
диабаз, «папоротник» и петровские валуны
Алексей Кулебякин, начальник строительства компании «Орион плюс»
“
«Сам материал прочный, если не сказать вечный. Но лежит он на основании. Песчано-подстилающий слой покрывается илом, теряя свои функции. Щебеночное основание тоже: камушки обтираются друг об друга и перестают выдерживать нагрузки. Плюс в этом месте были неоднократные ремонты инженерных сетей — водоснабжения, водоотведения, газовой трубы, — все это в комплексе привело к тому, что вертикальная планировка проезжей части («слои» дорожной одежды — Прим. ред.) утратила свой первоначальный вид. Таким образом, нам пришлось решать вопрос эстетики и создавать поверхностный водоотвод. Также на улице отсутствовал бортовой камень, который бы отделял проезжую часть от пешеходной зоны. Автотранспорт парковался как на проезжей части, так и на тротуарах, мешая проходу пешеходов. Поэтому было принято решение об отделении проезжей части от тротуара гранитным бортовым камнем».
Три факта про брусчатку в Тучковом переулке
Она сделана из габбро-диабаза. Это одна из разновидностей природного камня, но, как говорят специалисты, более прочная. Недалеко от Петербурга есть месторождения диабаза — например, в Карелии.
Брусчатка в Тучковом переулке выложена в начале XX века. В процессе ремонта на глубине 30-70 см рабочие нашли речные необработанные валуны петровского времени. Некоторые фрагменты пришлось демонтировать и передать городу на хранение, остальные остались в земле.
Рисунок мощения XX века сохранен. Там, где брусчатка была утрачена, подобрали замену. Однако это уже не новодел, а исторический камень, демонтированный ранее на других адресах и сданный подрядчиками городу.
Как восстанавливали историческое мощение
Этапы
1
Прежде чем выйти на объект, строители разбили участок на квадраты и сделали подробную фотофиксацию, чтобы в точности восстановить исторический рисунок — «папоротник».
2
Ручная разборка: каменное покрытие бережно демонтировали. Для того, чтобы ни один камень не пропал, на улице была обеспечена круглосуточная охрана.
3
Материал увезли на промывку: его пришлось очищать от автомобильного горючего, песка и цемента.
4
Следующий этап — демонтаж старой дорожной одежды: песчано-подстилающего слоя и щебеночного основания.
5
Далее — разбивочные работы, выравнивание земляного полотна и его уплотнение под вертикальную планировку. Площадку нужно было подготовить после работы тяжелой техники.
6
Укладка основания: песчано-подстилающего слоя и щебня с послойным уплотнением.
7
И снова разбивочные работы: необходимо было восстановить нужные квадраты. Делалось это натянутыми нитками.
8
Чистую, словно новую, брусчатку привезли обратно в переулок, и началось восстановление рисунка на цементно-песчаном основании.
“
«Вся брусчатка — это ручная работа. А тут «втройне» ручная, потому что все надо было демонтировать, помыть и опять смонтировать».
Тучков переулок. Что под ногами
500
500 м длина переулка
2180
2180 квадратных метров тротуара
4000
4000 квадратных метров проезжей части
300 000
около 300 000 камней брусчатки
Отдельного слова заслуживают кадры. Ведь на весь Северо-Запад едва ли найдется 100 человек, способных работать с каменным мощением на высоком уровне. Подрядчик объекта СК «Орион плюс» некоторое время искал специалистов. В результате была приглашена опытная команда, за плечами которой — множество подобных объектов в Петербурге. Например, восстановление брусчатки на Дворцовой площади и на улице Репина.
Гарантийный срок выполненного ремонта — 72 месяца. Но эта дорога прослужит и 30 лет, особенно если избежит традиционных сезонных перекапываний.
Гарантийный срок выполненного ремонта — 72 месяца. Но эта дорога прослужит и 30 лет, особенно если избежит традиционных сезонных перекапываний.
“
«Закатать все под асфальт — это скучно. Асфальт нужен там, где подход к дороге сугубо прагматичный: мы едем по ней, спешим на работу. А мощение — это эстетика, красота. Возрождая каменное покрытие, мы чтим предков и сохраняем первоначальный облик города, который весь был в мостовых. Такие улицы, как Тучков переулок, надо переводить в пешеходные зоны. Где-то оставлять исторический камень, а где-то современный, чтобы людям было удобнее ходить. Сегодня есть много искусственных материалов, которые выглядят не хуже, чем первозданные».
Представитель СК «Орион плюс» признался: работать в Тучковом переулке было интересно. Не каждый день в профессиональном портфолио современного строителя появляются такие объекты.
Где еще могут восстановить мостовую в Петербурге?
Ход работ подрядчика контролировали комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга и дирекция транспортного строительства. В КРТИ дали высокую оценку деятельности компании.
Где еще могут восстановить мостовую в Петербурге?
Ход работ подрядчика контролировали комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга и дирекция транспортного строительства. В КРТИ дали высокую оценку деятельности компании.
Начальник отдела ремонта дорог КРТИ Николай Рыжов:
«К компании «Орион плюс» претензий нет, все выполнено с надлежащим качеством. Работа принята и оплачена».
Начальник отдела ремонта дорог КРТИ Николай Рыжов:
«К компании «Орион плюс» претензий нет, все выполнено с надлежащим качеством. Работа принята и оплачена».
Николай Рыжов, начальник отдела ремонта дорог
“
«К компании «Орион плюс» претензий нет, все выполнено с надлежащим качеством. Работа принята и оплачена».
Изменить качество видео можно в настройках плеера Youtube.
Представитель власти согласен со строителями: брусчатка — не только более эстетичная, но и более надежная конструкция. Если асфальт нужно менять раз в 10-15 лет, то мощеная улица стоит очень долго. К примеру, площадь Искусств, Итальянская улица, Большая Конюшенная: брусчатку там положили лет 10-18 назад, и она до сих пор в хорошем состоянии. Однако вымостить весь исторический центр сегодня вряд ли возможно — это достаточно дорого и долго. Однако это не значит, что у Смольного нет планов восстанавливать каменное мощение в Петербурге и дальше.
“
«Брусчатка у нас в основном сохранилась на Васильевском острове. Например, рядом с Тучковым переулком есть Кубанский переулок: там тоже выложен диабаз. В настоящее время рассматривается вопрос о ремонте этого переулка в 2021 году».
Где еще прогуляться по брусчатке
- Дворцовая площадь
- Невский проспект — тротуар у Екатерининского сквера
- Стрелка Васильевского острова, спуск к Неве
- Петропавловская крепость
- Улица Репина
- Дом Семенова на проспекте Римского-Корсакова, 39, во дворе
- Академический переулок
- Замковая улица
- Инженерная улица
- Площадь Растрелли
Материал подготовлен специально для ООО «СК «Орион плюс»
Автор: Анастасия Коренькова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии предоставлены пресс-службой компании ООО «СК «Орион плюс»
Другие источники фотографий: фотограф Михаил Огнев, wikipedia.org, citywall.ru, архив КРТИ
Дизайнер: Екатерина Елизарова
Автор: Анастасия Коренькова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии предоставлены пресс-службой компании ООО «СК «Орион плюс»
Другие источники фотографий: фотограф Михаил Огнев, wikipedia.org, citywall.ru, архив КРТИ
Дизайнер: Екатерина Елизарова
Спецпроекты «Фонтанки.ру»
Просмотров: 6079