Невидимая блокада
блокадные музеи, которых нет на карте
«Фонтанка» нашла неочевидные площадки, хранящие память о блокаде, — они расположены в центре и на окраинах, в школах, на заводах-гигантах, внутри пожарной станции и трамвайного депо. Плюшевые медведи; сохранившийся в самое голодное время кокосовый орех; трамвай, вывозивший из Ленинграда снег и нечистоты, — какие ещё здесь хранят экспонаты и какие за ними стоят истории, читайте в нашем гиде.
Словосочетание «блокадный архипелаг» первым произнёс Михаил Пиотровский
— в январе 2018 года, когда Всемирный клуб петербуржцев обсуждал будущее блокадных музеев.
— в январе 2018 года, когда Всемирный клуб петербуржцев обсуждал будущее блокадных музеев.
Тогда мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке был закрыт на ремонт, а власти вынашивали планы создать на Смольной набережной монументальный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» за шесть миллиардов рублей.
С тех пор многое изменилось: строительство отменили, музей в Соляном открыли. Концепция того, как нужно хранить память о блокаде, перекраивалась несколько раз. Но неизменным остаётся одно — в Петербурге работают десятки небольших музеев с уникальными экспонатами и коллекциями о жизни осаждённого города. Именно эти точки Михаил Пиотровский назвал «блокадным архипелагом». И о них знают не так много горожан.
С тех пор многое изменилось: строительство отменили, музей в Соляном открыли. Концепция того, как нужно хранить память о блокаде, перекраивалась несколько раз. Но неизменным остаётся одно — в Петербурге работают десятки небольших музеев с уникальными экспонатами и коллекциями о жизни осаждённого города. Именно эти точки Михаил Пиотровский назвал «блокадным архипелагом». И о них знают не так много горожан.
Что это за музеи, какими предметами они обладают, и какие истории за этими предметами стоят? Такие вопросы поставила перед собой «Фонтанка». Летом 2018-го мы отправили десант журналистов в полсотни культурных учреждений.
Некоторые из этих площадок оказались закрыты, в некоторых ничего найти не удалось, руководство других упорно избегало встречи с журналистами. В результате мы отобрали 25 мест (а потом их стало больше 30), куда обязательно стоит отправиться в одиночестве или с семьей, чтобы вспомнить о блокаде или узнать новое. Первоначально этот проект задумывался именно как гид, но попутно перед нами возникали другие вопросы — как хранится историческая память о блокаде? Насколько современные методы для этого используются? Что знают друг о друге сами участники «блокадного архипелага»? Эти вопросы так или иначе возникают в наших заметках, но серьезно разобраться в них — задача времени.
Некоторые из этих площадок оказались закрыты, в некоторых ничего найти не удалось, руководство других упорно избегало встречи с журналистами. В результате мы отобрали 25 мест (а потом их стало больше 30), куда обязательно стоит отправиться в одиночестве или с семьей, чтобы вспомнить о блокаде или узнать новое. Первоначально этот проект задумывался именно как гид, но попутно перед нами возникали другие вопросы — как хранится историческая память о блокаде? Насколько современные методы для этого используются? Что знают друг о друге сами участники «блокадного архипелага»? Эти вопросы так или иначе возникают в наших заметках, но серьезно разобраться в них — задача времени.
Несколько слов о том, как формировался этот гид. Во-первых, в процессе работы мы обнаружили, что были не первыми. Похожий путеводитель уже создавала бывшая замдиректора музея в Соляном Милена Третьякова: сейчас сайт заморожен, но может возобновить работу.
Во-вторых, мы не стали включать в гид «очевидные» музейные объекты — например, Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, «Сестрорецкий рубеж», музей «Дорога жизни» в посёлке Осиновец — они и так известны, и петербуржцы находят к ним путь без журналистских подсказок. Не попали в подборку и «немузейные» места памяти — «блокадная полынья» на набережной Фонтанки, таблички «Граждане! При артобстреле эта сторона улица наиболее опасна» — объять необъятное невозможно, и путеводители по таким местам в интернете уже есть.
Что же касается музеев, мы не претендуем на абсолютную полноту и будем благодарны читателям, если они подскажут площадки, которые мы пропустили.
Почта редакции: afisha@fontanka.ru
P.S.: Проект был выпущен 8 сентября 2018 года, дополнен 26 января 2019 года и будет постоянно пополняться.
Что же касается музеев, мы не претендуем на абсолютную полноту и будем благодарны читателям, если они подскажут площадки, которые мы пропустили.
Почта редакции: afisha@fontanka.ru
P.S.: Проект был выпущен 8 сентября 2018 года, дополнен 26 января 2019 года и будет постоянно пополняться.
Елена Кузнецова, редактор отдела культуры «Фонтанки.ру»
Авторы текста: Анастасия Долгошева, Елена Кузнецова, Андрей Мартьянов, Ольга Минеева, Алина Циопа, Софья Козич, Анастасия Семенович, при участии Анастасии Громовой
Фото: Андрея Бессонова, Анастасии Долгошевой, Елены Кузнецовой, Ольги Минеевой, Алины Циопы, Сергея Михайличенко; предоставлены музеями
Редактор: Елена Кузнецова
Верстка/дизайн: Светлана Григошина
Корректор: Вера Безымянская
Фото: Андрея Бессонова, Анастасии Долгошевой, Елены Кузнецовой, Ольги Минеевой, Алины Циопы, Сергея Михайличенко; предоставлены музеями
Редактор: Елена Кузнецова
Верстка/дизайн: Светлана Григошина
Корректор: Вера Безымянская
Просмотров: 5605