Придумал, сделал и продал.
Какие стартапы из Петербурга
выбирают инвесторы
Какие стартапы из Петербурга
выбирают инвесторы
Превратить идею в полезный проект и еще его монетизировать — мечта каждого молодого предпринимателя. «Фонтанка» посетила финал петербургской битвы стартапов и узнала, как выпускники ИТМО и ЛЭТИ выиграли чек на разработку зарядок для электрокаров, кто готов инвестировать в переработку водорослей и чем студентки «Техноложки» заинтересовали нефтяников.
Участники: студенческие
и молодежные команды вузов России
и молодежные команды вузов России
Проект реализуется при поддержке
«Энерготехнохаба Петербург»
«Энерготехнохаба Петербург»
компаний-инвесторов
5
«Газпром нефть», Baker Hughes, «Хевел», «Россети Ленэнерго», Отраслевой бизнес-акселератор Росатома
венчурных
фондов
фондов
5
стартап-проектов
в сфере энергетики
в сфере энергетики
50
В США программы поддержки студенческих стартапов в Гарвардском, Массачусетском и Бостонском университетах за последние 10 лет помогли создать более 2 тыс. технологических компаний. В прошлом году вузы Петербурга объединились и создали студенческие клубы, чтобы привлекать инвестиции в проекты студентов и выпускников. Для этого запустили ежегодный акселератор и состязание стартапов EnergyHUB startup competition. Подать туда бизнес-идею можно на любом курсе. Правда, защищать ее придется не перед преподавателями, а на встречах с венчурными фондами и корпорациями.
Вступить в клуб
Энергетические клубы — это сообщества талантливых студентов, выпускников и преподавателей петербургского Политеха, ИТМО, ГУАП, СПбГТИ и СПбГМТУ, которые участвуют в инновационных проектах энергетической отрасли. Это открытые саморегулируемые площадки, которые привлекают инвестиции энергетических корпораций и предоставляют возможность молодым специалистам реализовать лидерский потенциал и перспективные идеи в области технологического предпринимательства. Контакты клубов на сайте проекта.
В первый же год участие в проекте приняли более 50 студенческих стартапов из вузов Петербурга, Москвы и других регионов России. В финал прошли три команды из СПбГТИ, а также проекты университетов ИТМО, ЛЭТИ, СПбПУ, ГУАП и СПбГМТУ. Столичные вузы представляли студенты из МГТУ им. Баумана и МГУ.
Как показал выбор инвесторов, интересы венчурных фондов смещаются из сферы IT в сторону «зеленых» технологий и экологичных материалов. В тренде биотопливо, переработка пластика и сервисы для электромобилей.
Как показал выбор инвесторов, интересы венчурных фондов смещаются из сферы IT в сторону «зеленых» технологий и экологичных материалов. В тренде биотопливо, переработка пластика и сервисы для электромобилей.
Заряд будущего
Победа в первом сезоне конкурса досталась стартапу Power Place. Его развивает команда выпускников и студентов ИТМО и ЛЭТИ. Инженеры не только сами написали ПО для интеллектуального силового модуля, но и разработали энергоэффективную аппаратную часть устройства. Проект заинтересовал представителей венчурных фондов и получил денежный приз за первое место от «Газпром нефти».
Что и для чего?
Силовой модуль — основной рабочий компонент станции быстрого заряда электромобилей. Это сердце быстрой зарядной станции, которое передает и преобразовывает электроэнергию от сети к аккумулятору. Из нескольких таких модулей можно создавать масштабируемые по мощности системы заряда абсолютно любых накопителей — будь то аккумуляторы для электромобилей, электробусов или же накопители для солнечной и ветроэнергетики. Быстрые станции заряжают повышенным током, в отличие от медленных, которые работают через бортовое зарядное устройство ограниченной мощности.
Фишка
Авторы проекта сами разработали и запатентовали ПО, которое — в сочетании с силовой частью на базе энергоэффективных карбид-кремниевых транзисторов — дает множество сценариев использования зарядного модуля. Модуль может пригодиться, например, как компонент цифровой энергосистемы умных городов и энергосистем типа «smart grid» (умное электроснабжение). Нагрузками и алгоритмом заряда можно управлять, что продлевает жизнь аккумуляторов. А еще модуль реверсивный — позволяет использовать электромобиль еще и как огромный power bank.
Перспектива
За рубежом сегмент оборудования для электромобилей растет с огромной скоростью. В России тоже перспектива широкая — здесь актуальны поездки на дальние расстояния, для которых быстрые зарядные устройства особенно хороши. Впереди у PowerPlace получение патента и сертификация.
Алексей Крыжановский, разработчик команды проекта:
— Реверсивная технология только зарождается. Ранее это было невозможно, поскольку не было стандартов быстрого заряда. Формируется, как модно сейчас говорить, интернет энергии. В противоположность интернету вещей, где бытовые приборы могут удаленно управляться и коммуницировать между собой, здесь смогут общаться источники и потребители электроэнергии. В Корее, например, сотрудники приезжают на своих электрокарах на работу и подзаряжают их от энергосистемы здания. Точно так же скоро можно будет запитать от электромобиля дачный домик, если вдруг отключат свет. Сейчас мы на стадии доработки продукта, готовим R&D, патентование и сертификацию. Финансы планируем привлекать в два раунда. На первом этапе понадобится порядка 9,5 млн рублей.
— Реверсивная технология только зарождается. Ранее это было невозможно, поскольку не было стандартов быстрого заряда. Формируется, как модно сейчас говорить, интернет энергии. В противоположность интернету вещей, где бытовые приборы могут удаленно управляться и коммуницировать между собой, здесь смогут общаться источники и потребители электроэнергии. В Корее, например, сотрудники приезжают на своих электрокарах на работу и подзаряжают их от энергосистемы здания. Точно так же скоро можно будет запитать от электромобиля дачный домик, если вдруг отключат свет. Сейчас мы на стадии доработки продукта, готовим R&D, патентование и сертификацию. Финансы планируем привлекать в два раунда. На первом этапе понадобится порядка 9,5 млн рублей.
Водоросли вместо химии
Второе место и еще один денежный приз, учреждённый компанией «Хевел» (российским лидером в солнечной энергетике), достались команде ButaCorp. Это совместный проект студентов СПбГТИ и МГТУ им. Баумана: они придумали, как с помощью современных технологий усовершенствовать еще советские наработки по производству биобутанола из микроводорослей путем бактериального сбраживания.
Что и для чего?
Бутанол — это вид спирта, который используют как сырье в химической, фармакологической и топливной промышленности. В основном его делают из нефтепродуктов, и это процесс технологически сложный. Цена на сырье нестабильна, а перерабатывающие предприятия ограничены географией поставщиков.
Фишка
Стартаперы делают биобутанол из альтернативного сырья — микроводорослей, которые сбраживают с помощью бактерий. Залежавшуюся в научных архивах технологию 60-х годов усовершенствовали, скомбинировали штаммы водорослей, изменили среду, подобрали оптимальное сочетание бактерий.
Перспектива
Рынок бутанола растет на 5,9% в год. Промышленности требуется все больше сырья, при этом параллельно набирают обороты экологические тренды и поощрение использования биотоплива в разных странах. Старт пилота планируется в 2022 году.
Как выглядит технологический процесс:
Ректификация — раствор разделяется на отдельные элементы: бутанол, этанол, ацетон. Выделяются и побочные продукты — белки, липиды и водород. Остатки производства можно переработать, например, в корм для животных.
Сбраживание — бактерии потребляют углеводы и выделяют растворители.
Кавитация — клеточная структура водоросли разрушается, необходимые органические вещества выделяются из всего объёма клеток, поэтому сепаратор для отделения остатков не нужен.
Культивирование — микроводоросли выращивают в биореакторах. За счет модификации они растут быстрее, биомассы на выходе получается больше.
Инновация из мусора
Третье место и денежный приз от венчурного фонда Orbita Capital Partners у команды FoamPlastics из СПбГТИ. Их технология переработки пластика позволяет получать пеноматериалы, применимые при строительстве домов, промышленных объектов и даже морских судов. Вторичное использование обычной бытовой упаковки оказалось не только экологичным, но и коммерчески выгодным.
Что и для чего?
Новые пеноматериалы настолько прочные, что могут выступать несущими конструкциями и облегчать, например, вес судна. За счет своих свойств могут заменить в конструкциях керамику, металлы, стекловолокно и минеральную вату.
Фишка
Из бытового пластика делают отвердитель на основе аминов — инновационный экологичный элемент готовой композиции с плотностью материалов 100-500 кг/м. Пена получается без специальных условий, никакого сложного оборудования не требуется. Готовый пенопласт не содержит хлорфторуглеродов (CFC free), а по цене оказывается доступнее аналогов.
Перспектива
В числе потребителей, заинтересованных в новом материале, — производители теплоизоляции глубоководных труб, которые используются в добыче и транспортировке нефти и газа при низких температурах, а также строители яхт, катамаранов, лодок. А еще новый материал могут использовать производители всевозможных спортивных досок (surf wake, shortboard, funboard, longboard), конструкторы сборных декораций и производители спортинвентаря.
Подводная защита
Единственный женский стартап в топ-10 проектов первого сезона EnergyHUB startup competition — команда Sibir из СПбГТИ. Студенткам Александре Ивановой и Веронике Черкашиной удалось найти интересную нишу на стыке химии и биологии. В лабораториях университета они создали особый материал на основе эпоксидной смолы для защиты от эрозии и повышения долговечности подводного оборудования. Параллельно с учебой на 4-м курсе «Техноложки» они уже договариваются о первых испытаниях разработки на объектах российских нефтяников.
Что и для чего?
На регулярную очистку судов и подводного оборудования компании тратят немалые деньги. Дело в том, что обрастание поверхностей водорослями, ракушечником и прочими морскими организмами негативно влияет на работу механизмов и долговечность покрытий. Подводные части таких сооружений приходится ежегодно чистить, а если они покрашены спецсоставом, то его надо постоянно обновлять. Для этого привлекают к работе водолазов или специальных роботов. Это дорого, а эффект получается краткосрочным.
Фишка
Новое химическое соединение на основе эпоксидной смолы можно наносить прямо под водой. Мороз также не влияет на его антикоррозийные свойства. Срок действия состава пять лет (существующих на рынке покрытий хватает на год-два). Кроме того, новое решение примерно в 4,5 раза экономичнее. Сейчас новый материал на стадии патентования.
Перспектива
Проект команды Sibir уже заинтересовал компанию «Газпром нефть», которая управляет платформой «Приразломная» — первой и единственной нефтедобывающей платформой на российском арктическом шельфе. Кроме того, к 2030 году в России планируют построить около 70 новых буровых платформ, объемы судостроения также растут. Всем этим сооружениям потребуется обслуживание на весь цикл эксплуатации в море.
Взгляд инвесторов
Андрей Зюзин, управляющий партнер фонда
Fuel for growth:
В Америке, на самом старом рынке венчурных инвестиций, давно выделили два главных критерия перспективного стартапа. Первый: должен быть огромный рынок — пусть даже в вашем воображении (так начинались профессиональные компьютеры). Второй: команда, способная убедить всех, что это работает. Любой инвестор знает, что на такой ранней стадии, где находятся сегодняшние конкурсанты, можно не знать ничего ни про рынок, ни про сложность вывода продукта. Но если это ребята уверенные и подкованные, с большим багажом пусть теоретических, но знаний, то они смогут что-то поменять. Создать что-то с нуля или адаптировать нечто существующее к новой реальности — это главная ценность стартапа, на которую сегодня обращают внимание инвесторы.
Многим мешает боязнь провала — они совершенствуют продукт до бесконечности, думая, что только идеальным его можно запускать. Так не бывает: нужно выйти на рынок, получить свою долю «соли и перца» от потенциальных потребителей. Сегодняшний проект-победитель выиграл, во-первых, за счет некоего опыта ребят — его представляли, в основном, уже выпускники. Ну и второе: зарядные станции — это огромный рынок, который находится сейчас в точке передела, поэтому многое может простить.
Fuel for growth:
В Америке, на самом старом рынке венчурных инвестиций, давно выделили два главных критерия перспективного стартапа. Первый: должен быть огромный рынок — пусть даже в вашем воображении (так начинались профессиональные компьютеры). Второй: команда, способная убедить всех, что это работает. Любой инвестор знает, что на такой ранней стадии, где находятся сегодняшние конкурсанты, можно не знать ничего ни про рынок, ни про сложность вывода продукта. Но если это ребята уверенные и подкованные, с большим багажом пусть теоретических, но знаний, то они смогут что-то поменять. Создать что-то с нуля или адаптировать нечто существующее к новой реальности — это главная ценность стартапа, на которую сегодня обращают внимание инвесторы.
Многим мешает боязнь провала — они совершенствуют продукт до бесконечности, думая, что только идеальным его можно запускать. Так не бывает: нужно выйти на рынок, получить свою долю «соли и перца» от потенциальных потребителей. Сегодняшний проект-победитель выиграл, во-первых, за счет некоего опыта ребят — его представляли, в основном, уже выпускники. Ну и второе: зарядные станции — это огромный рынок, который находится сейчас в точке передела, поэтому многое может простить.
Алексей Прияткин, учредитель Orbita Capital Partners:
Идея всегда видна, она созревает из множества потребностей, которые формируются в ходе глобальных экономических процессов. На любую идею появляется куча команд, и трудно найти того «муравья», который этот «груз» дотащит, — то есть тех, кто воплотит идею... Это эволюционный процесс экономики, бизнеса, венчуров.
Большинство проблем начинающих стартаперов бытовые: где-то неправильно разбили стадии финансирования, появились внутренние конфликты в команде, очень быстро развиваются конкуренты. Интереснее и лучше профинансирован всегда тот, у кого есть ресурсы и доступ к рынку, — то есть тот, кто заручился поддержкой крупного игрока.
Сегодняшний победитель показал конкурентоспособный продукт с хорошей стадией проработки и перспективой внедрения в уже существующие системы. Зарядки — это самая понятная растущая ниша и огромная новая индустрия. Это не значит, что другие проекты менее интересны, — просто победитель выглядит более «бизнесом», вот и весь секрет.
Идея всегда видна, она созревает из множества потребностей, которые формируются в ходе глобальных экономических процессов. На любую идею появляется куча команд, и трудно найти того «муравья», который этот «груз» дотащит, — то есть тех, кто воплотит идею... Это эволюционный процесс экономики, бизнеса, венчуров.
Большинство проблем начинающих стартаперов бытовые: где-то неправильно разбили стадии финансирования, появились внутренние конфликты в команде, очень быстро развиваются конкуренты. Интереснее и лучше профинансирован всегда тот, у кого есть ресурсы и доступ к рынку, — то есть тот, кто заручился поддержкой крупного игрока.
Сегодняшний победитель показал конкурентоспособный продукт с хорошей стадией проработки и перспективой внедрения в уже существующие системы. Зарядки — это самая понятная растущая ниша и огромная новая индустрия. Это не значит, что другие проекты менее интересны, — просто победитель выглядит более «бизнесом», вот и весь секрет.
Эдуард Гуринович, выпускник СПбГУ из списка Forbes
«30 до 30», сооснователь CarPrice:
Первый миллион я заработал в 16 лет, продавая шарфики для футбольных болельщиков через интернет. Знания по бизнесу получил не на кафедре в вузе, а на практике. Обращаюсь к стартаперам: надо не бояться общаться с предпринимателями — звонить, писать им в соцсети, узнавать их боль и предлагать решение. Помните, что большинство ограничений — в головах. Тому из вас, кто обзвонил бы сто компаний с вопросами и предложениями, я был дал денег прямо сейчас. Спросите у руководителей энергетических компаний: что им надо? Где миллиардные затраты — там можно помочь сэкономить. А обращаясь к предпринимателям, скажу: приходите раз в месяц в вузы с описанием проблемы, на которую вы тратите много денег. Ведь студент не знает, о чем болит голова у начальника производства где-то на севере, а классные инженеры не понимают, как продать свои идеи. Контакта с бизнесом и его экспертизы ребятам не хватает — и вы можете им это дать.
«30 до 30», сооснователь CarPrice:
Первый миллион я заработал в 16 лет, продавая шарфики для футбольных болельщиков через интернет. Знания по бизнесу получил не на кафедре в вузе, а на практике. Обращаюсь к стартаперам: надо не бояться общаться с предпринимателями — звонить, писать им в соцсети, узнавать их боль и предлагать решение. Помните, что большинство ограничений — в головах. Тому из вас, кто обзвонил бы сто компаний с вопросами и предложениями, я был дал денег прямо сейчас. Спросите у руководителей энергетических компаний: что им надо? Где миллиардные затраты — там можно помочь сэкономить. А обращаясь к предпринимателям, скажу: приходите раз в месяц в вузы с описанием проблемы, на которую вы тратите много денег. Ведь студент не знает, о чем болит голова у начальника производства где-то на севере, а классные инженеры не понимают, как продать свои идеи. Контакта с бизнесом и его экспертизы ребятам не хватает — и вы можете им это дать.
Новости компаний.
Автор: Анна Романова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии предоставлены героями материала
Иллюстрации: freepik.com
Дизайнер: Екатерина Елизарова
Автор: Анна Романова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии предоставлены героями материала
Иллюстрации: freepik.com
Дизайнер: Екатерина Елизарова
Спецпроекты «Фонтанки.ру»
Просмотров: 2014