Инновации на дороге. Готов ли Петербург к выпуску «суперасфальта»?
Инновации на дороге
Готов ли Петербург
к выпуску «суперасфальта»?
Инновации появились и в дорожной отрасли. Около десятка трасс в Петербурге и Ленинградской области отремонтируют по новой технологии — методу объемно-функционального проектирования. В прессе пришедшую с Запада технологию уже называют «суперасфальтом» за прочность и долговечность.
Могут ли местные производители обеспечить требуемое качество асфальтобетонной смеси? Улучшит ли новое покрытие состояние дорожной сети региона? Разбираемся с экспертами из строительной компании «Орион плюс».
Могут ли местные производители обеспечить требуемое качество асфальтобетонной смеси? Улучшит ли новое покрытие состояние дорожной сети региона? Разбираемся с экспертами из строительной компании «Орион плюс».
Какие дороги ждет ремонт по новым стандартам?
В Петербурге список сформирован на ближайшие два года, в Ленобласти есть данные только по 2021-му. В перечне, известном «Фонтанке», девять адресов, где ремонт пройдет по инновационному методу.
Ленинградская область, 2021 год, заказчик — ГКУ «Ленавтодор»
Участок дороги Петергоф-Кейкино (Ломоносовский район)
Участок дороги Санкт-Петербург - Ручьи (Ломоносовский район)
Проспект Обуховской Обороны
Проспект Маршала Жукова от проспекта Стачек до Кронштадтской площади с боковыми проездами
Пискаревский проспект от Свердловской набережной до Муринской дороги
Рябовское шоссе от Сосновского проспекта до КАД
Полюстровский проспект от Пискаревского до 1-го Муринского проспекта
Арсенальная улица
Проспект Энгельса от Парнасского путепровода до КАД
Санкт-Петербург, 2021-2022 годы, заказчик — СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства»
Эти адреса отличаются наиболее высокой интенсивностью движения — более 15 тысяч автомобилей в сутки. Что, собственно, и объясняет выбор заказчиков.
Подрядчиком по магистралям на юге города и области выступает СК «Орион плюс». В компании рассказали, чем отличается метод объемно-функционального проектирования от прежних отечественных ГОСТов, где производят новые асфальтобетонные смеси и что изменится в ремонте дорог.
«Суперасфальт» на смену старым ГОСТам
В 2023 году уйдут в прошлое смеси, произведенные по старым российским ГОСТам. Вместо них на дорогах общего пользования будут использовать те, которые изготовлены по наиболее передовым, как считается на сегодняшний день, методам. Технологии пришли к нам из Европы и США и известны условно как «Евроасфальт» и метод объемно-функционального проектирования «Суперпейв» (Superpave). Благодаря ним можно создавать составы асфальтобетонных смесей с учетом индивидуальных климатических условий и транспортной нагрузки конкретной дороги. ГОСТы по новым стандартам уже есть. Обязательными они станут, как ожидается, через два года.
Учитывая это, производители вынуждены «перевооружаться» уже сейчас. Но изготавливают смеси одновременно по старым ГОСТам и зарубежным технологиям далеко не все. У асфальтобетонного завода СК «Орион плюс» в поселке Новоселье такая возможность есть: это один из самых новых в регионе заводов. У него не только необходимые производственные мощности, но и современная лаборатория — а это, без преувеличения, критично при весьма высоких требованиях к материалам и производству смесей Superpave.
Учитывая это, производители вынуждены «перевооружаться» уже сейчас. Но изготавливают смеси одновременно по старым ГОСТам и зарубежным технологиям далеко не все. У асфальтобетонного завода СК «Орион плюс» в поселке Новоселье такая возможность есть: это один из самых новых в регионе заводов. У него не только необходимые производственные мощности, но и современная лаборатория — а это, без преувеличения, критично при весьма высоких требованиях к материалам и производству смесей Superpave.
Долговечность покрытия зависит не только от размеров щебня и качества битума, но даже количества воздушных пустот в готовой смеси. Последнее особенно непривычно: если раньше асфальтобетон делился на пористый и плотный, то теперь в смеси должно всегда быть определенное количество воздушных пустот, которое нельзя ни увеличивать, ни уменьшать.
ОПЕРАТОРСКИЙ ПУНКТ
БУНКЕР ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
СКИП
СМЕСИТЕЛЬ
ЕМКОСТИ С БИТУМОМ
ГОРЯЧИЕ КАРМАНЫ
ОСНОВНОЙ ГРОХОТ
СИСТЕМА ФИЛЬТРАЦИИ
СУШИЛЬНЫЙ БАРАБАН
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ГРОХОТ
ЛЕНТА
ХОЛОДНЫЕ ДОЗАТОРЫ
Это интерактивная инфографика, наведите на её разделы, чтобы узнать больше
ВЕСЫ
По ней поступают каменные «ингридиенты» будущего асфальта. Процесс — скорость, количество камня — контролирует оператор. Лента может подавать на производство до 240 тонн щебня в час.
Там действительно «грохочет» камень, проходя через 70-миллиметровую сетку. Первое «сито», которое встречает на своем пути щебень, отсекает мусор и крупные камни.
500 фильтров улавливают пыль, чтобы она не попадала в окружающую среду. Накопленное возвращается обратно в производство.
Огромное промышленное «сито» для сортировки частиц разного размера готовит щебень к производству асфальта.
Высушенный и нагретый щебень хранится здесь перед смешиванием с битумом и минеральным порошком.
Здесь щебень нагревается — образующаяся пыль при этом собирается в фильтрах.
Это шесть контейнеров, куда погрузчик по «рецепту» засыпает щебень разных размеров — фракций. Чем больше фракций, тем выше качество готового асфальта.
В четырех цистернах полимерно-битумное вяжущее постоянно перемешивается и подогревается по заданному температурному режиму.
Здесь и происходит главное: горячий высушенный и просеянный камень смешивается в определенных пропорциях с битумом и минеральным порошком. Асфальтобетонная смесь готова.
Это тележка, которая подает готовый асфальт из смесителя в бункер готовой продукции.
Вмещает до 100 т асфальта. Отсюда смесь сразу же выгружают в машины. Или хранят несколько часов, постоянно подогревая ее — как в термосе. Асфальт — продукт скоропортящийся: чем быстрее его выложат на подготовленное дорожное полотно, тем лучше.
«Головной мозг» производства: на мониторе компьютера сотрудник АБЗ видит весь процесс изготовления. Он дозирует материалы, регулирует температуру и следит за тем, чтобы не было никаких сбоев.
Здесь взвешиваются машины до и после погрузки асфальта.
Это шесть контейнеров, куда погрузчик по «рецепту» засыпает щебень разных размеров — фракций. Чем больше фракций, тем выше качество готового асфальта.
ХОЛОДНЫЕ ДОЗАТОРЫ
По ней поступают каменные «ингридиенты» будущего асфальта. Процесс — скорость, количество камня — контролирует оператор. Лента может подавать на производство до 240 тонн щебня в час.
ЛЕНТА
Там действительно «грохочет» камень, проходя через 70-миллиметровую сетку. Первое «сито», которое встречает на своем пути щебень, отсекает мусор и крупные камни.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ГРОХОТ
Здесь щебень нагревается — образующаяся пыль при этом собирается в фильтрах.
СУШИЛЬНЫЙ БАРАБАН
500 фильтров улавливают пыль, чтобы она не попадала в окружающую среду. Накопленное возвращается обратно в производство.
СИСТЕМА ФИЛЬТРАЦИИ
Огромное промышленное «сито» для сортировки частиц разного размера готовит щебень к производству асфальта.
ОСНОВНОЙ ГРОХОТ
Высушенный и нагретый щебень хранится здесь перед смешиванием с битумом и минеральным порошком.
ГОРЯЧИЕ КАРМАНЫ
В четырех цистернах полимерно-битумное вяжущее постоянно перемешивается и подогревается по заданному температурному режиму.
ЕМКОСТИ С БИТУМОМ
Здесь и происходит главное: горячий высушенный и просеянный камень смешивается в определенных пропорциях с битумом и минеральным порошком. Асфальтобетонная смесь готова.
СМЕСИТЕЛЬ
Это тележка, которая подает готовый асфальт из смесителя в бункер готовой продукции.
СКИП
Вмещает до 100 т асфальта. Отсюда смесь сразу же выгружают в машины. Или хранят несколько часов, постоянно подогревая ее — как в термосе. Асфальт — продукт скоропортящийся: чем быстрее его выложат на подготовленное дорожное полотно, тем лучше.
БУНКЕР ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
«Головной мозг» производства: на мониторе компьютера сотрудник АБЗ видит весь процесс изготовления. Он дозирует материалы, регулирует температуру и следит за тем, чтобы не было никаких сбоев.
ОПЕРАТОРСКИЙ ПУНКТ
Здесь взвешиваются машины до и после погрузки асфальта.
ВЕСЫ
“
Год назад мы проинвестировали современное производство собственных асфальтобетонных смесей для нашего региона и на сегодняшний день способны выпускать высококачественные смеси любого типа, включая относительно недавно используемые в нашей стране Superpave.
Гарантия больше, ремонты — реже
Преимуществ у метода объемно-функционального проектирования много. У покрытия будут повышенные эксплуатационные характеристики: меньший износ, большая устойчивость к пластическим деформациям и температурным перепадам — а значит, дороги должны будут прослужить дольше. Вместе с тем асфальтобетонные смеси станут дороже на 15-20%. Впрочем, это должно окупиться за счет увеличения межремонтного срока. Но, подчеркнем, только при соблюдении всей технологии изготовления и укладки.
“
Подбор смеси по методу объемно–функционального проектирования длится около месяца. В это время наша лаборатория работает буквально сутками. «Рецепт» асфальта считается вручную для каждой дороги и зависит от нескольких факторов: интенсивности движения (легкой, нормальной, тяжелой); климатических условий (минимальной температуры зимой и максимальной температуры летом). Таким образом, даже при идентичности климатических условий смесь для верхнего слоя асфальта, например, на проспекте Маршала Жукова и на Гостилицком шоссе будет различаться.
Что важно при подборе оптимального состава смеси:
1
Точный выбор марки битумного вяжущего по шкале PG Grade, которая основана на реологических свойствах вяжущего (текучести и устойчивости к деформациям) и температурных диапазонах его применения.
2
Оценка свойств минеральных заполнителей — порошков, которые делают асфальт более плотным и прочным.
3
Изготовление образцов асфальтобетона на вращательном уплотнителе — гираторе.
4
Испытание смесей: объемные, физико-механические и эксплуатационные характеристики. Будет ли износостойким покрытие, показывает скандинавская методология Nordic Test. Это самое «жесткое» испытание.
Трудоемок не только процесс подбора, но и согласование готовой асфальтобетонной смеси. Ее вместе с вяжущим, а также щебнем отправляют в отдел контроля качества заказчика. Там определяют, соответствует ли продукт требованиям нормативов.
Все эти ступени производства отлажены на АБЗ «СК «Орион плюс». Завод готов принимать заказы на смеси Superpave, по Евростандарту и, конечно, по старым ГОСТам.
Сколько «суперасфальта» может производить в смену завод в поселке Новоселье и как выглядит это покрытие, смотрите в нашем видео.
Материал подготовлен специально для ООО «СК «Орион плюс», консультант проекта - директор по развитию компании Сергей Сидоров
Автор: Анастасия Коренькова
Редактор/корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии предоставлены пресс-службой компании ООО «СК «Орион плюс»
Дизайнер инфографики: Екатерина Елизарова
Дизайнер: Заира Гамисония
Автор: Анастасия Коренькова
Редактор/корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии предоставлены пресс-службой компании ООО «СК «Орион плюс»
Дизайнер инфографики: Екатерина Елизарова
Дизайнер: Заира Гамисония
Спецпроекты «Фонтанки.ру»
Просмотров: 4429