Как изменились магистрали Петербурга за четыре века?
От рогатки до транспондера
Предлагаем совершить небольшое путешествие во времени и оценить контраст между пасторальным прошлым и высокотехнологичным настоящим петербургских трасс, а также узнать, чем занимаются в дороге современные путешественники.

Спойлер: считать верстовые столбы и слушать колоколец под дугой им больше не приходится.
Липы и акации
При Петре I от прилегающих деревень дорогу отделяли террасы шириной 6 саженей с аллеями. Сначала ее обсадили елями в два ряда, а с внешней стороны — ивами и черемухой. Позже хвойные заменили липами, а со стороны крестьянских изб высадили плотные ряды желтой акации.
Верстовые обелиски
В 1740-х годах, по указу Сената, на Царскосельской дороге установили деревянные столбы. Расстояние между ними равнялось одной путевой версте, то есть 500 саженям или 1,0668 км. При Екатерине II дорожные знаки из дерева заменили каменными: их делали в мастерских, участвовавших в строительстве Исаакиевского собора.
Фонтаны-родники
Их соорудили вдоль дороги в царствование Александра I. Ключевая вода с Пулковской горы поступала в фонтаны через водопроводную магистраль, протянувшуюся до почтовой станции на Средней Рогатке. Считается, что эти сооружения были декоративными и отражали вкусы императора, предпочитавшего вертикальным струям под напором естественное течение.
На Царскосельской дороге
Ее можно считать первой петербургской магистралью — дорогу начали строить в 1717 году по именному повелению императора. И, пожалуй, в наши дни ее бы называли правительственной трассой, ведь изначально першпектива предназначалась для проезда августейших особ в любимую летнюю резиденцию. На устройстве не экономили — но, конечно же, стандарты строительства в начале дорожной эволюции были иными.
Три рогатки
В царствование Екатерины I для проезда по дороге требовалось специальное разрешение, и для проверки путешественники останавливались у рогаток — заграждений из перекрещенных деревянных кольев (словарь Даля описывает их как «продольный брус со вдолбленными накрест палисадинами, для преграды пути»).
Любопытно, что именно крестьяне отвечали за ремонт мощенной камнем проезжей части и зеленые ограждения: за каждым двором закреплялось определенное количество деревьев и участок дороги. А одна из местных деревень называлась Каменкой потому, что ее жители доставляли из карьеров материал для ремонта першпективы.
Всего таких контрольно-пропускных пунктов было три: ближний — у современных Московских ворот, дальний — у Пулковской горы, а между ними — средний. Со временем колючие заграждения заменили более удобными европейскими шлагбаумами с караульными постами, но названия — Рогатки — остались. И в петербургской топонимике они живы до сих пор. Особенно на слуху Средняя, где сейчас воздвигнут Монумент героическим защитникам Ленинграда.
Дальняя Рогатка, Пулковская обсерватория
Средняя Рогатка, памятник Ленину
Ближняя Рогатка, Московские ворота
И материалы на них пошли те же, что и на большую архитектуру Петербурга: мрамор, гранит, кварцит. В начале, середине и конце дороги установили особые обелиски — островерхие пирамиды высотой 5,5 метров. На каждом из них были солнечные часы и цифры, обозначающие расстояния. Промежуточные столбы были проще по дизайну и заканчивались мраморными закругленными конусам.
Всего на Царскосельском шоссе (уже не першпективе) построили пять фонтанов по проектам Воронихина и Тома де Томона. Самый эффектный располагался в деревне Подгорная Пулковая — на площади, рядом с почтовым двором. Это был открытый павильон из розового гранита с центральной мраморной чашей. По углам основания лежали серые гранитные сфинксы с женскими лицами, которых в народе прозвали «четыре ведьмы».
Фонтан «Нептун»
Фонтан со сфинксами
Фонтан по дороге в Пулково
Скорости на современных магистралях таковы, что обойтись верстовыми столбами или одними только физическими знаками не получается. Поэтому для каждой полосы работает свой светофор, и на световых табло показывают переменные знаки. Они предупреждают водителей, когда надо перестроиться, сообщают о ремонтных работах и скользких участках, указывают правильный скоростной режим и т. д.

А ведь в начале дорожной истории Петербурга возниц и всадников направляли не знаки, а высочайшие указы, регулировавшие, в основном, движение в городах. Так, Анна Иоанновна в 1732 году предписывала «ездить смирно», не бить прохожих кнутом и не давить санями — звучит, в принципе, разумно.
Переменные дорожные знаки
Санитарные нормы гласят: днем шум, который мы слышим, не должен быть громче 55 дБА (акустических децибелов), а ночью — не выше 45 дБА. При этом звук интенсивного автомобильного трафика в час пик оценивается в 80 дБА! Сильнее шумят только железная дорога и строительная техника. Так что никого не удивляет, когда магистрали, особенно проходящие в границах города, закрывают акустическими экранами, поглощающими звук. В старину же проблема шумного транспорта была актуальна, скорее, для центра Петербурга, где стальные подковы лошадей стучали о мостовую. И решали ее иначе: укладывали на проезжую часть не звонкий камень, а деревянные торцевые шашки, пропитанные смолой.
Шумозащитные экраны
Базовые станции телеком-операторов в виде металлических башен отвечают за то, чтобы водители и пассажиры всегда были на связи — в рамках, установленных ПДД, разумеется. Горожане, мягко говоря, не готовы остаться без мобильного интернета и возможности позвонить только потому, что выехали на скоростную магистраль. И, если честно, найти аналог нашему цифровому комфорту в эпохе Царскосельской дороги затруднительно. Чем могли предки заменить музыкальный стриминг или онлайн-видео? Оркестр из живых музыкантов или целый театр с собой в карету не возьмешь — вот и оставалось тогда путешественникам слушать унылый звон колокольцев, считать столбы или предаваться размышлениям.
Антенно-мачтовые сооружения
Они считывают сигнал устройства, которые водители размещают на лобовом стекле машины. Транспондер позволяет рассчитаться за проезд по платной дороге, не останавливаясь: достаточно снизить скорость — датчик поймает сигнал, и шлагбаум поднимется. Старинные рогатки, к слову, были не так удобны. Так, при въезде на первую серьезную платную трассу — Першпективную дорогу от Соснинского яма на Волхове до Петербурга — приходилось не только общаться со сборщиком пошлины, но и получать печатный ярлык об оплате. Без него нельзя было выехать с противоположного конца трассы.
Датчики для транспондеров
На современной магистрали
Петербуржцы, ехавшие на конной тяге от одного почтового двора к другому, вряд ли могли вообразить, какими станут наследницы Царскосельской дороги. Огромному потоку безлошадных повозок и их многочисленным пассажирам нужна совсем другая инфраструктура, хотя назначение ее в чем-то не изменилось со времен Петра I. Проверим?
А еще мобильная связь — это красиво
Посмотрите, как выглядит Петербург с высоты базовой станции МегаФона
Почти треть — смотрит видеоролики, фильмы и сериалы на таких платформах, как YouTube, Kinopoisk, ivi, TikTok и т. д.
По статистике МегаФона, более трети пассажиров и водителей слушают музыку с помощью онлайн-сервисов — от Yandex Music до Spotify.
А вот прогнозом погоды интересуется не так много путешественников — менее 2%. Цифровыми же картами и навигацией ежедневно пользуются в дороге только 3% абонентов МегаФона.
Более 20% петербуржцев используют в дороге мессендежеры и соцсети, включая не только популярный в России Telegram, но даже и китайский WeChat. Около 16% — открывают страницы браузеров.
Каждый 25-й участник движения ежедневно во время поездок запускает банковское приложение: заходит в личный кабинет, что-то оплачивает, проверяет состояние счета. Около 3% в дороге делают заказы на отечественных маркетплейсах, посещают сайты Amazon, AliExpress, Taobao и eBay.
Чем петербуржцы сейчас занимаются в пути?
Наведите на «плюс», чтобы узнать
Самые «разговорчивые»
Самые «качающие»
Самые загруженные

Кликните,
чтобы узнать
Мобильные рекорды петербургских трасс
Топ-3 участков по количеству водителей и пассажиров
№1
41-й км КАД, выезд с Поперечной улицы у Ковалево. По сравнению с 2023 годом трафик здесь увеличился в 37 раз!
№2
10-й км ЗСД на острове Вольный в районе Морского порта. Он соединяет Приморский и Василеостровский районы с центром Петербурга. Только за год трафик на этом участке вырос в 10 раз.
№3
Пересечение КАД и Шафировского проспекта. При движении в сторону Мурино на этом участке трафик вырос в 3 раза, если сравнивать с прошлым годом.
Пятница
Это самый многолюдный день на петербургских магистралях. Осенью трафик вырастает в 1,5 раза по сравнению со средними цифрами других дней недели, летом может увеличиться в 20 раз.
Топ-3 участков по объему потраченного трафика
№1
Выезд на КАД по адресу Пискаревский проспект, 150Д. Здесь потребление мобильного интернета выросло на 50% по сравнению с 2023 годом.
№2
1-й км КАД в Горской в районе Пушкинского проезда, 5. На развязке Кольцевой и Приморского шоссе рост потребления составил 43%.
№3
Пересечение КАД и Шафировского проспекта. При движении в сторону Мурино на этом участке потребление интернета увеличилось на 55%.
среда и Пятница
В эти дни интернет-трафик увеличивается на 32%. Кроме того, по пятницам использование цифровых карт и сервисов навигации активнее примерно на 8–10 % по сравнению с другими днями.
Топ-3 участков по объему голосового трафика
понедельник и вторник
В эти дни количество потраченных минут возрастает на 42%. Пик голосового трафика на магистралях приходится на периоды 7:00 — 10:00 и 18:00 — 20:00.
№1
50-й км КАД в Кудрово, рядом с пересечением с Ленинградской улицей. Здесь тратят свыше 745 тыс. минут в месяц, но по сравнению с 2023 годом есть незначительное снижение — на 12%.
№2
Выезд на КАД по адресу Пискаревский проспект,150Д. Тут очень много говорят, однако наблюдается и небольшое уменьшение показателя относительно 2023 года — на 10%.
№3
Школьная улица в Шушарах вблизи дома 2А. Участок находится рядом с пересечением Московского шоссе и Витебского проспекта и похож на «бутылочное горлышко» при выезде из района. Здесь голосовой трафик за год подрос на 8%.
"
"
Как интернет приходит на магистрали?
Телеком-операторы непрерывно достраивают свои сети, чтобы в итоге ни один километр трассы не остался без сигнала. При этом приходится учитывать рельеф местности, окружающую застройку и объем автотрафика. Многим участкам петербургских дорог требуются индивидуальные решения: особые сочетания оборудования и технологий.
— Для нас крайне важно предоставлять абонентам качественные услуги связи на всем пути следования по автомагистрали, чтобы и водители, и пассажиры чувствовали себя в поездке максимально безопасно и комфортно. Мы продолжаем развивать телекоммуникационную инфраструктуру Западного скоростного диаметра (ЗСД), чтобы абоненты могли пользоваться сетью LTE с передачей данных на скорости до 70 Мбит/с.

В 2024 году нашим связистам удалось значительно улучшить качество связи в районе Морских ворот. Также мы ускорили интернет на Петрозаводском шоссе, на съездах с М-11 на Московское шоссе, съездах ЗСД на Шуваловском и Ленинском проспектах, улучшили покрытие на Приморском шоссе, увеличили скорости интернета в одном из крупнейших транспортных узлов города — на Светлановской площади, соединяющей Выборгский и Калининский районы.

Что касается ЗСД, покрытие здесь расширяется: в декабре инженеры МегаФона первыми обеспечили связью и мобильным интернетом участок от северного съезда на КАД и до Нового шоссе, протяжённостью более 10 км. Благодаря запуску новых базовых станций на трассе, водители и пассажиры могут пользоваться стабильной голосовой связью и мобильным интернетом со скоростью до 100 Мбит/с без прерываний.
Максим Загинай,
руководитель технического отдела МегаФон в Санкт-Петербурге 
При строительстве объектов телеком-инфраструктуры на дорогах МегаФон выбирает оптимальные места, использует самые современные технологии — агрегацию «дальнобойных» частот в LTE, MIMO и DSS.

С помощью Dynamic Spectrum Sharing (DSS) сигналы 2G и 4G могут работать совместно. Эта технология позволяет ускорить мобильный интернет на всех гаджетах и при этом не ухудшить качество вызовов с устройств, работающих только в 2G, — а ими еще пользуются некоторые абоненты. Агрегация «дальнобойных» частот в LTE позволяет запустить доминирующий сектор, который не потеряется при движении.
Технология многопотоковой передачи данных MultipleInput — MultipleOutput (Massive MIMO) принимает сигналы от колоссального количества пользователей одновременно по параллельным каналам связи. Это позволяет передавать больше информации, повышает пропускную способность сети и увеличивает пиковую скорость мобильного интернета

Также МегаФон использует на автомагистралях города комбинации стандартов 2G и 4G и различных частот, что позволяет увеличивать емкость сети, оптимальнее распределять абонентов между станциями и обеспечивать стабильный сигнал. Это особенно важно на трассе, так как водителям и пассажирам нужно оперативно загружать данные навигационных карт, определять местоположение, а в случае нештатных ситуаций — вызывать экстренные службы.
Куда идут петербургские дороги?
Транспортная система города постоянно развивается. Так, в 2024 году открылось движение по 12 новым дорогам и развязкам, еще 100 были отремонтированы. В Приморском районе началось строительство магистрали М-32 длиной 7,7 км: по ней станет удобнее добираться до Юнтолова и «Лахта Центра». Планируются и обсуждаются новые трассы, необходимые Петербургу, например, М-49 от Приморского шоссе до ЗСД и М-1, которая будет частью инфраструктуры туристического кластера «Санкт-Петербург — Марина».

Но, пожалуй, главным дорожным проектом ближайших лет обещает стать Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД) общей протяженностью 32,4 км. Ее первый этап — Витебская развязка ЗСД — уже строится. Эта платная трасса пройдет и в границах города, и по Ленобласти. Она еще раз покажет, как далеко ушли высокотехнологичные дороги наших дней от их старинных предшественниц. ШМСД, в частности, будет включать разводной мост через Неву, который сможет поднимать и опускать свои крылья всего за две минуты. Магистраль планируется как безбарьерная, работающая по системе free flow. То есть оплата будет автоматически списываться по транспондерам и номерам машин — и никаких шлагбаумов, не говоря уже о рогатках.
Реклама, ПАО «МегаФон», ИНН: 7812014560

Автор: Мария Семенова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотограф: Сергей Михайличенко
Фотографии предоставлены ПАО «МегаФон»
Дизайнеры: Соня Осколкина, Кристина Жирикова
Другие источники фотографий: Istock, wikipedia.org, pastvu.com
Istock/Serjio74, Istock/AnatolEr, Istock/aapsky, Istock/Gea Veenstra, Istock/valtron84, Istock/Evgeniia Iakimenko, Istock/-strizh-, Istock/.shock, Istock/anyaberkut

Спецпроекты «Фонтанки.ру»

ЕЩЁ

Просмотров: 443