Dance Open привезет в Петербург девушку с эмалевыми глазами
Реконструкцию балета «Коппелия», поставленного в XIX веке Артуром Сен-Леоном, покажут 24 и 25 апреля в Александринском театре в рамках фестиваля Dance Open 2019. Спектакль был воссоздан знаменитым хореографом-реконструктором Пьером Лакоттом для труппы Венского государственного балета под руководством звездного Манюэля Легри. Премьера состоялась в столице Австрии в январе этого года.
Изначальная французская версия называлась длинно и интригующе: «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами». Публика впервые увидела этот балет в 1870 году на сцене Парижской оперы, причем в зале (подозреваем, что, скорее всего, в ложе) присутствовал император Наполеон III со своей супругой Евгенией.
«Коппелия» оказалась последним творением Артура Сен-Леона, талантливого балетмейстера с увлекательной биографией. Он учился игре на скрипке у Паганини. Десять лет жил и работал в Петербурге, где поставил «Конька-горбунка» по мотивам сказки Ершова. Изобрел собственную систему записи танца, соединенную с нотным станом. «Коппелия» на музыку Лео Делиба считается вершиной его творчества. Ее исполняют уже полтора столетия на всех сценах мира, однако петербуржцам представят версию, максимально близкую к оригинальной, — той, которой наслаждался император Наполеон.
Джордж Баланчин когда-то назвал этот балет «величайшей из хореографических комедий», и очевидцы утверждают, что его действительно невозможно смотреть без улыбки. Чего стоит один сюжет в виде своеобразного любовного треугольника между галицийской девушкой Сванильдой, ее женихом Францем и (спойлер!) механической куклой, сконструированной доктором Коппелиусом. К слову, в 1870 году партию Франца танцевала женщина, балерина-травести Эжени Фиокр, поскольку мужчин тогда во французском балете почти не было.
Либретто основано на новелле Гофмана «Песочный человек», однако в «Коппелии» нет ничего зловещего. И хореография, и музыка полны юмора и обаяния. Вся эта изящная неразбериха начинается ссорой влюбленных, достигает пика в сцене кукольной мистификации и благополучно заканчивается примирением Сванильды и Франца на фоне городского праздника. Историю оживляют номера по мотивам фольклорных танцев: тут есть польская мазурка, венгерский чардаш, шотландская джига, испанское болеро. Критики, сравнивающие балет с французским миндальным пирожным, отмечают, что именно «крестьянская жилка» персонажей делает вкус этого хореографического десерта идеальным — нежным, воздушным и не приторным.
Либретто основано на новелле Гофмана «Песочный человек», однако в «Коппелии» нет ничего зловещего. И хореография, и музыка полны юмора и обаяния. Вся эта изящная неразбериха начинается ссорой влюбленных, достигает пика в сцене кукольной мистификации и благополучно заканчивается примирением Сванильды и Франца на фоне городского праздника. Историю оживляют номера по мотивам фольклорных танцев: тут есть польская мазурка, венгерский чардаш, шотландская джига, испанское болеро. Критики, сравнивающие балет с французским миндальным пирожным, отмечают, что именно «крестьянская жилка» персонажей делает вкус этого хореографического десерта идеальным — нежным, воздушным и не приторным.
Материал подготовлен специально для Dance Open 2019.
Просмотров: 691