Финский бизнес 2019
В поисках точек роста.
Исcледование «Фонтанки»
Исcледование «Фонтанки»
Крупные финские инвесторы все больше разочаровываются в российском рынке: замедляют темпы роста, избавляются от бизнеса и замораживают инвестиции. При каких условиях игроки из Суоми готовы вернуться к развитию и где ищут новые ниши, читайте в спецпроекте «Фонтанки».
О ПРОЕКТЕ
Спецпроект «Финский бизнес 2019. В поисках точек роста» — итог ежегодного исследования «Самые влиятельные финские компании в России» интернет-газеты «Фонтанка.ру». Он является продолжением проектов «Бизнес с финской ДНК» (2016), «Лидеры финского бизнеса» (2017) и «Финский бизнес. В ожидании новых героев» (2018) .
В России работает более 900 компаний с финским капиталом. Размер их инвестиций, по оценкам, варьируется от 12 до 15 млрд евро. ТОП-30 — это крупнейшие по выручке игроки из Суоми. Оценка их финансового состояния, географии, а также инвестиционной активности позволяет судить о состоянии и перспективах финского бизнеса в РФ.
Финский бизнес продолжает нести потери на российском рынке. В 2019 году концерн Stockmann (выручка в 2018 году — 1,8 млрд рублей) окончательно покинул Россию, продав ТЦ «Невский центр» чешской группе PPF. Компания Neste (выручка в 2018 — 22,1 млрд рублей) продала свои АЗС и нефтебазу российской Татнефти.
Другие игроки задумываются об уходе с рынка или сокращают присутствие. К примеру, производитель колбасных изделий Atria (выручка в 2018 — 5,6 млрд рублей) изучает возможность продажи бизнеса. Девелопер SRV (выручка в 2018 — 450 млн рублей) договорился о продаже доли в ТРК «Жемчужная Плаза» Сбербанку. YIT (выручка в 2018 — 20,3 млрд рублей) объявил, что в качестве девелопера покинет рынки Москвы и Ростова-на-Дону к концу 2020 года, в Московской области объекты будут достраиваться до 2021 года, но при этом во всех регионах присутствия останется и будет развивать свою деятельность управляющие компании «ЮИТ Сервис». Tikkurila (выручка в 2018 — 11 млрд рублей) закрыла производство в Старом Осколе, но отложила создание новой площадки под Петербургом.
Свои решения финские игроки дипломатично обосновывали желанием сосредоточиться на стратегических приоритетах, общемировыми тенденциями и пересмотром финансовых показателей проектов. Но очевидно, что за этими причинами стоит экономическая ситуация, а в некоторых случаях и политика российского государства в регулировании рынков.
Финский бизнес на российском рынке наращивает обороты опережающими темпами — по сравнению с экономикой в целом. Но его динамика замедляется. Так, в 2018 году выручка ТОП-30 компаний достигла 288,6 млрд рублей, что на 4,5% больше, чем годом ранее. Для сравнения, в 2017-м тридцатка крупнейших игроков увеличила продажи на 7%.
При этом, по данным Росстата, ВВП России вырос на 2,3% в 2018 году по сравнению с 1,5% в 2017-м.
Лучше всего дела идут у финских промышленников. Производители, работающие на российском рынке, за прошлый год смогли увеличить выручку на 9% — до 203,5 млрд рублей. В итоге их доля в общем обороте ТОП-30 достигла 70%. Наибольших успехов добились представители b2b-сектора, а также компании, которые отправляют продукцию на экспорт.
К примеру, лидером роста в своем сегменте стал производитель изоляционных материалов Paroc (+22,5%).
На потребительском рынке обстановка менее благополучная. Так, в 2018 году продажи сокращались у колбасного производителя Atria и хлебобулочного Fazer. Обе компании в непростой ситуации: они столкнулись с серьезным подорожанием сырья, но не смогли в полной мере переложить издержки на покупателя, чтобы не потерять клиентов.
Именно из-за резкого снижения рентабельности Atria начала изучать возможность продажи бизнеса. В 2019 году компании удалось немного выправить ситуацию с доходами. Также производитель провел ребрендинг, чтобы подчеркнуть «финские корни» своего продукта и выделить его на фоне конкурентов.
Илари Хююрюнен
исполнительный вице-президент
«Атриа Россия»
«Атриа Россия»
«Мы производим продукцию по европейским стандартам безопасности, заботимся об экологии и устойчивом развитии. Это все недешево – и мы хотим, чтобы потребители знали, за что они платят».
В Fazer сетуют на тягу россиян к экономии, из-за которой потребители стремятся покупать более дешевые батоны, а также изменение законодательства, которое вынудило розничные сети снизить объемы заказов и широту ассортимента. Но в ценовую войну с российскими производителями компания ввязываться не хочет, предпочитая делать ставку на премиальную продукцию и моду на здоровый образ жизни.
Владимир Калявин
генеральный директор компании Fazer в России
«Россияне продолжают экономить, в том числе на еде. Значительная часть покупателей ищет магазины с более доступными ценами и/или покупает любые продукты, в том числе хлеб, обращая больше внимания на промоакции».
Финский ретейл по итогам 2018 года смог вернуть себе статус второй крупнейшей отрасли в ТОП-30. Продажи участников рейтинга увеличились на 4,9% до 33,7 млрд рублей. Но основной прирост обеспечила компания Neste — за счет скачка цен на бензин. Но та же ситуация на топливном рынке вынудила компанию избавиться от бизнеса. По мнению экспертов, финские акционеры посчитали некомфортным работать на рынке, который регулируется вручную, и постоянно рисковать уйти в минус.
Два других игрока — Prisma и Yliopiston Apteekki — продолжают нести убытки. Но обе компании сохраняют оптимизм и даже заявляют о готовности инвестировать в развитие. Небольшое количество открытий компании объясняют отсутствием подходящих площадок. При этом для российских сетей такая проблема, очевидно, не стоит: к примеру, Х5 продолжает открывать новые торговые точки, даже несмотря на запрет УФАС.
Ярмо Паавилайнен
генеральный директор Prisma в России
«Мы закрыли все, что хотели. Мы довольны теми магазинами, которые у нас есть, и перешли к развитию сети. Цель — удвоить присутствие в течение пяти лет. Сейчас у Prisma 15 точек. Значит, в следующие годы нам придется открывать по 3–4 магазина ежегодно».
Дистрибьюторы и логистические компании в ТОП-30 увеличили выручку на 4,1% в 2018 году до 25,6 млрд рублей.
Именно в этом сегменте работает лидер рейтинга по росту продаж компания Metso (+72%), поставщик оборудования для горнодобывающего и строительного секторов промышленности.
Крупнейший игрок — компания Posti — незначительно сократил выручку. Но избавление от неэффективных логистических центров и курьерского бизнеса помогло ему улучшить рентабельность.
Наибольшие потери понес строительный сектор: общая выручка по итогам года сократилась на четверть — до 22,1 млрд рублей. А доля в ТОП-30 сократилась на треть — с 12% до 8%.
В основном это связано со значительным снижением показателей крупнейшего игрока — концерна YIT. Компания также зафиксировала убыток, в результате чего решила свернуть ряд направлений бизнеса (например, подрядное и дорожное строительство, унаследованное от слияния с Lemminkainen), а также отказаться от жилищного строительства в Москве, Московской области и Ростове-на-Дону.
При этом YIT продолжит инвестировать в новые участки в остальных городах (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Тюмень). В компании также подчеркивают, что резкое сокращение продаж во многом объясняется сменой методики подсчета. Ранее она отображала выручку после завершения строительства, а теперь после ввода в эксплуатацию зданий.
Теему Хелпполайнен
руководитель сегмента «Жилищное строительство, Россия» YIT
«К сожалению, убытки от деятельности в Москве, Ростове и Московской области были в районе 30 млн евро в прошлом году. Солидная компания не может очень долго терпеть убытки, и мы вынуждены были принять это неприятное решение».
Из рейтинга крупнейших компаний впервые за время его составления выбыла SRV. Девелопер перестал раскрывать данные по России в своей международной отчетности, а по РБСУ показал двукратное снижение продаж.
Но в этом году ТОП-30 финских компаний появился новый сегмент — компании сферы услуг. Это Lindstrom, которая специализируется на аренде спецодежды и уходу за ней, а также ИТ-разработчик Tieto, предлагающий решения в сфере обработки больших данных и искусственного интеллекта. Пока на них приходится лишь 1% общей выручки ТОП-30, но можно предположить, что число таких игроков и их обороты будут расти.
84% (79,6%)
производство
4% (11%)
недвижимость
5% (4,4%)
ретейл
7% (5%)
дистрибуция и логистика
Общий объем инвестиций ТОП-30 финских компаний с момента выхода на рынок составил 9,5 млрд евро. Причем 84% всей суммы пришлось на предприятия в сфере промышленности.
Только за 2018 год размер вложений тридцатки игроков составил 205,6 млн евро. Крупнейшими инвесторами стали Fortum, направивший 100 млн евро в проект строительства ветропарков в Ульяновской области, а также UPM, вложивший в расширение предприятия в Чудово 50 млн евро.
Но инвестиционная активность замедляется. Судя по данным участников ТОП-30 за три квартала 2019 года, по итогам этого года объем вложений сократится на треть.
В 2019 году был заявлено два новых крупных инвестпроекта. Компания Technopolis получила разрешение на строительство третьей очереди бизнес-центра в Пулково, которое оценивается в 30 млн евро, Huhtamäki планирует расширение производства в Московской области на 43 млн евро.
При этом три проекта — создание автоматизированного склада компании Nokian Tyres, расширение завода в Чудово в UPM и расширение производства Specta — будут завершены по итогам 2019 года. Создание нового завода Tikkurila приостановлено на неопределенный срок.
Среди новых игроков, вышедших на российский рынок, локализацию рассматривает только один: K. Hartwall планирует запустить завод по производству логистического и торгового оборудования за 5 млн евро.
Среди новых ниш, которые намерены осваивать финские компании, — в частности, рынок обращения с отходами, который должна открыть мусорная реформа. Бизнес из Суоми готов делиться опытом и продавать технологии для каждого этапа, начиная со сбора и заканчивая переработкой. Инвестировать в собственное производства большинство новых игроков пока не готово. Но, к примеру, производитель упаковочной ленты Specta Group, который сейчас перерабатывает пластиковые бутылки на предприятии в Гатчине, подыскивает в Ленобласти новую, более крупную производственную площадку.
Эрик Хелин
исполнительный директор Specta Group
«Мы рассматриваем совместные проекты с региональными операторами и хотим стимулировать спрос, чтобы хотя бы 40% бутылок шло в переработку. Наша задача — увеличивать производство упаковочной ленты, но для этого нам надо больше сырья, причём чистого»
Генеральный партнёр проекта
«Финский бизнес 2019»
«Финский бизнес 2019»
Справка о компании АО «ЮИТ Санкт-Петербург»
АО «ЮИТ Санкт-Петербург» – региональное подразделение финского строительного концерна ЮИТ (YIT). На счету компании, осуществляющей свою деятельность с 1988 года, более 190 объектов различного назначения – от сети автозаправочных станций до водоочистных сооружений, крупнейших заводов и фабрик. Сегодня АО «ЮИТ Санкт-Петербург» – одна из лидирующих компаний в области жилищного строительства. С начала 2000-х годов, работая на рынке жилищного строительства Санкт-Петербурга как девелопер, ЮИТ ввел в эксплуатацию около 1,1 млн. кв. м жилья (более 30 жилых комплексов). Компания возводит жилые комплексы комфорт-, бизнес- и элит-класса в различных районах города. На всех объектах строительства компания выступает как в качестве заказчика, генерального инвестора и застройщика, так и в роли генерального подрядчика при реализации проектов строительства жилой и коммерческой недвижимости. ЮИТ работает в Санкт-Петербурге строго в рамках 214-ФЗ. Компания «ЮИТ Санкт-Петербург» и возводимые ею объекты жилищного строительства неоднократно становились победителями престижных профессиональных конкурсов «Доверие потребителя», «Лидер строительного качества», Urban Awards и других. www.yitspb.ru
Официальный партнёр
Официальный партнёр
Справка о компании Fazer Russia
История компании Fazer тесно связана с Россией, ведь основательно компании Карл Фацер обучался кондитерскому делу в императорском Санкт-Петербурге, после чего открыл в 1891 году французско-русское кафе в центре Хельсинки.
Сейчас «Фацер» в России представлен тремя хлебозаводами в Санкт-Петербурге и одним – в Москве, где выпекает хлеб и сдобу под брендами «Хлебный дом» и Fazer. Шоколад и конфеты компания в России не производит, а импортирует их из Финляндии. www.fazer.ru
Сейчас «Фацер» в России представлен тремя хлебозаводами в Санкт-Петербурге и одним – в Москве, где выпекает хлеб и сдобу под брендами «Хлебный дом» и Fazer. Шоколад и конфеты компания в России не производит, а импортирует их из Финляндии. www.fazer.ru
Справка о компании «Атриа Россия»
«Атриа Россия» (ООО «ПИТ-ПРОДУКТ») - Официальный партнёр
«Атриа Россия» – производитель продуктов питания: колбас, сосисок, сарделек, мясных деликатесов, готовых мясных продуктов и пиццы. «Атриа Россия» является частью международной группы компаний «Атриа» (Atria plc) – крупнейшего мясоперерабатывающего предприятия Финляндии и одного из ведущих предприятий пищевой отрасли в странах Скандинавии, России и Балтийском регионе. Общий объем продаж российского отделения концерна «Атриа» в 2018 году составил 5,56 млрд. руб. (МСФО), численность персонала: более 900 человек. www.atriarussia.ru
«Атриа Россия» – производитель продуктов питания: колбас, сосисок, сарделек, мясных деликатесов, готовых мясных продуктов и пиццы. «Атриа Россия» является частью международной группы компаний «Атриа» (Atria plc) – крупнейшего мясоперерабатывающего предприятия Финляндии и одного из ведущих предприятий пищевой отрасли в странах Скандинавии, России и Балтийском регионе. Общий объем продаж российского отделения концерна «Атриа» в 2018 году составил 5,56 млрд. руб. (МСФО), численность персонала: более 900 человек. www.atriarussia.ru
Партнёры – участники проекта
Просмотров: 1915