история бренда |
Консервативные мечтатели
Как петербургская строительная компания прошла через два экономических кризиса и покорила рынок благодаря парадоксальному соединению осторожности и инноваций.
Группа RBI, отметившая в 2018 году 25-летний юбилей, — необычный застройщик. Мало про кого в этой сфере можно сказать, что у него есть своя философия, которая видна во всем — от архитектуры до клиентского сервиса. «Мы уверены, что все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор. Мы точно знаем, что мечтать полезно», — так в RBI объясняют ключевые ценности группы компаний.
Три кита и великолепная пятерка
В 1993 году, когда был придуман этот бренд, сочетание трех «китов» — Real estate, Banking, Investments или Недвижимость, Финансы, Инвестиции, — Эдуарду Тиктинскому исполнился всего двадцать один год. Но за плечами у него уже был экономический факультет Политеха и три года работы в сфере недвижимости. Начав с команды из пяти человек, компания уверенно продвигалась вперед в бурном море первых лет нового российского капитализма и быстро росла. Уже через год RBI впервые в Петербурге запустила ипотечное кредитование (в сотрудничестве с «Инкомбанком»). Само слово «ипотека» тогда было знакомо разве что переводчикам с английского. Тогда же, оценив нового сильного игрока, вокруг RBI объединились около десяти крупнейших риэлторских компаний города.
К началу 1995-го команда решилась на свой первый собственный строительный проект — десятиэтажный дом на Шуваловском проспекте, 63. Под него было создано специальное АОЗТ «Инкорстрой-58». Уже тогда решили изменить типовой панельный дом, превратить его в премиальный продукт — насколько это было возможно. Новоселы получили немецкие оконные системы, чешскую сантехнику, фильтры очистки воды. Для недавних граждан СССР — уникальная роскошь, но компания на этом останавливаться не собиралась.
Шуваловский проспект, 63
В 1996 году началось строительство элитного жилого комплекса «Дом на Неве» (наб. Робеспьера, ныне Воскресенская).
«Дом на Неве»
Автономные системы отопления и горячего водоснабжения, окна с тройным остеклением, вытяжная вентиляция, внутренняя сеть кабельного и спутникового телевидения, служба сервиса — все это задало рынку совершенно новые стандарты элитного жилья.
«Дом на Неве»
Ипотечное направление тем временем также двигалось вперед. Стандартный срок ипотеки по тем временам — всего лишь полтора-два года. Однако в 1997 году RBI ввела в действие новый ипотечный механизм, наконец-то ставший похожим на западный: покупку жилья с погашением кредита за 10 лет. Что касается собственной стратегии, то компании всегда удавалось — редкий случай — сочетать драйв с жесткой финансовой дисциплиной и консервативной инвестиционной стратегией. «Я человек консервативный и осторожный, — говорит Тиктинский о себе, — и предпочитаю всегда шагать в зону ближайшего развития. Правильный баланс между расчетами и драйвом — к этому должен стремиться начинающий предприниматель». Возможно, благодаря этому компания спокойно, без потерь, пережила кризис 1998 года. Забегая вперед, скажем, что и кризис 2008 года — тоже.
К пятилетнему юбилею в активе у RBI уже несколько объектов различного класса — как массовое жилье, так и элитное, порядка 45 тысяч квадратных метров: на тот момент серьезная доля рынка строящейся недвижимости. Но что, может быть, еще важнее – у бренда начала формироваться, говоря языком менеджмента, лояльная клиентская база. Выражаясь проще — круг друзей и ценителей. Уже в 1999 году каждая четвертая покупка в RBI совершалась «по рекомендации». Этот свой «капитал» команда девелопера сумела оценить раньше многих своих коллег; что такое индекс потребительской лояльности, в компании понимали c момента основания. Именно это преимущество, в конечном счете, стало основой бизнес-подхода RBI. «Мы выдаем такой продукт, который заставляет клиента вернуться еще раз. Делает его нашим другом. Создает доверие на годы», — говорят в компании.
Холдинг к нам приходит
К 2001 году у RBI было уже 12 построенных домов. Бренд успешно показал себя в Каннах, на выставке MIPIM, а через год был преобразован в холдинг из двух основных составляющих: «Северный город» и собственно компания RBI. Последняя продолжила заниматься элитой, а «Северный город» работал на массовом рынке, предлагая ему принципиально новый продукт — «квартиры для среднего класса». Первый дом по новому стандарту в 2003 году возвели на проспекте Непокоренных. Однако перейдя десятилетний рубеж, топ-менеджмент понял: одного девелопмента мало для того, чтобы удовлетворять чаяния и пожелания растущей клиентской базы. Есть потребность в качественном сервисе? Значит, нужно создать свою управляющую компанию. И в 2004 году на рынке появилась новая эксплуатирующая организация «Управление комфортом».
«Новая звезда»
Выход на международный уровень в Каннах создал новые перспективы — западные партнеры оценили потенциал бренда. В 2005 году RBI сдал «Новую звезду» на Песочной набережной, первый в Петербурге дом, строительством которого управляла западная компания — Bovis Lend Lease. Первый и единственный дом, где половину площадей отдали под инфраструктуру для жильцов, принадлежащую им на правах собственности: бассейн, зимний сад с патио-баром, детскую игровую комнату, тренажерный зал. Фактически этот флагманский проект стал эталоном элитного строительства в Петербурге на годы вперед.
Тем временем в ряду партнеров появились такие глобальные гиганты, как Deutsche Bank и инвестиционный банк Morgan Stanley. Совместное предприятие с Deutsche Bank для реализации проектов в жилой и коммерческой недвижимости было создано в 2006 году, а в 2007-м Morgan Stanley выкупил допэмиссию акций компании.
Впрочем, российские финансовые игроки в стороне тоже не остались. Причем в такое время, когда девелоперам было особенно сложно: в 2009 году, в разгар мирового кризиса, Северо-Западный банк Сбербанка выдал «Северному городу» 600 млн рублей на строительство нового жилого комплекса «Привилегия» на 17-й линии В.О. А еще через год Сбербанк объявил о готовности финансировать проекты компании на сумму до 4,6 млрд рублей. На фоне ряда громких банкротств застройщиков — беспрецедентное событие. Еще раз показавшее, что безосновательные амбиции проигрывают взвешенной консервативности.
«Привилегия»
Спасение нерядового памятника
Последующие годы ознаменовались для RBI новым долгосрочным трендом, ставшим частью ее бизнес-стиля. Это сочетание качественной архитектуры с сохранением исторических памятников. Так, в 2013 году девелопер сдал жилой комплекс «Александрия» и деловой центр «Базель» — на Новгородской улице.
«Александрия»
Проект был создан от начала до конца знаменитым испанским архитектором Рикардо Бофиллом, впервые согласившимся на сотрудничество с девелопером из Петербурга. А двумя годами ранее, в 2011-м, завершилось строительство дома «Таврический» — одного из первых проектов, в состав которого вошел отреставрированный памятник, особняк Голицыной на Шпалерной улице.
«Таврический»
Через год «Таврический» был внесен в «Белую книгу» Всемирного клуба петербуржцев, где отмечены немногие современные объекты, удачно и гармонично вписавшиеся в городскую ткань. Это первый проект RBI, столь высоко отмеченный архитекторами. Но не последний — в 2017 году записи в «Белой книге» удостоился жилой комплекс «Четыре горизонта» на Свердловской набережной — за «развитие петербургских архитектурно-художественных традиций в контексте современной застройки».
«Четыре горизонта»
И в нем тоже есть спасенный памятник — водонапорная башня Охтинской мануфактуры. Другое восстановленное старинное здание — газгольдер — вошло в состав Дома у Московского TIME, сданного в 2016 году.
TIME
Трендсеттер, которому доверяют
В том же 2016 году «Четыре горизонта» и еще один объект, «Петровская ривьера», получили первые из многих врученных RBI премий Urban Awards. Тогда же на всероссийском конкурсе PROESTATE Awards Группа RBI была названа в числе главных трендсеттеров десятилетия, то есть компаний, которые первыми воплощают в жизнь новые тенденции.
«Петровская ривьера»
За последние четыре года застройщик дважды (в 2014 и 2017 году) получал главный приз конкурса «Доверие потребителя» как лучшая строительная компания Петербурга.
А в 2018 году «Доверие потребителя» досталось Ultra City* — большому проекту комплексного освоения земель в Приморском районе, где «Северный город» на 15 гектарах строит дома, фасады и общий дизайн которых выполнены согласно концепции комфортной визуальной среды. Это означает, что конфигурация корпусов и их расцветка сделаны так, чтобы производить на жителей не тяжелое и давящее, а позитивное радостное впечатление.
Ultra City
Еще один тренд, который задается Группой RBI, — развитие формата малоэтажных загородных кварталов, состоящих из так называемых сити-вилл и сочетающих экологичность с транспортной доступностью. Такие проекты «Северный город» реализует в Ленобласти: после успешного Mistola Hills он начал строить EcoCity** во Всеволожском районе.
Mistola Hills
Через 25 лет после старта команда RBI по-прежнему так же консервативна в финансовом плане, как и современна в поиске нового. Группа компаний продолжает расти: в ее составе появилась RBI PM, управляющая апарт-отелями, и агентство недвижимости «Живи красиво».
EcoCity
Запускаются новые уникальные проекты. Например, RBI планирует реконструировать и превратить в культурно-выставочное пространство главное здание знаменитого Левашовского хлебозавода, который является объектом культурного наследия и памятником конструктивизма.
Проект реконструкции Левашовского хлебозавода
В начале юбилейного 2018 года RBI обновила фирменный стиль: в том числе, актуализировала логотипы всех компаний группы. Редизайну предшествовала большая подготовительная работа. Несколько месяцев специалисты RBI с помощью агентства BBDO исследовали восприятие брендов RBI и «Северный город», их «характер» в глазах целевой аудитории. В итоге были созданы логотипы, которые позволят RBI быть на одной волне с молодыми потребителями, выросшими в цифровую эпоху, — активными, продвинутыми людьми, которые ценят прогресс и инновационность.
И все же, несмотря на все перемены, главное остается неизменным: RBI — это особый образ жизни. «Мы верим в радость человеческого общения. Мы ценим чувства и эмоции других людей и стремимся их понять. Мы полагаемся на разумность и добрые намерения людей вокруг нас, — написано на сайте компании. — Мы верим, что мир меняют неравнодушные люди».
И все же, несмотря на все перемены, главное остается неизменным: RBI — это особый образ жизни. «Мы верим в радость человеческого общения. Мы ценим чувства и эмоции других людей и стремимся их понять. Мы полагаемся на разумность и добрые намерения людей вокруг нас, — написано на сайте компании. — Мы верим, что мир меняют неравнодушные люди».
Материал подготовлен специально для Группы RBI.
Автор текста: Елена Зеликова
Редактор: Алла Пашова
Корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Таранущенко
Верстка: Ольга Голубева
Инфографика: Екатерина Елизарова, freepik.com
Фотографии: предоставлены Группой RBI
* Ultra City — застройщик ЗАО «Северный город», проектная декларация на сайте. www.sevgorod.ru/about/declarations/
** EcoCity — застройщик ООО «Карелия Девелопмент», проектная декларация на сайте. www.sevgorod.ru/about/declarations/
Автор текста: Елена Зеликова
Редактор: Алла Пашова
Корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Таранущенко
Верстка: Ольга Голубева
Инфографика: Екатерина Елизарова, freepik.com
Фотографии: предоставлены Группой RBI
* Ultra City — застройщик ЗАО «Северный город», проектная декларация на сайте. www.sevgorod.ru/about/declarations/
** EcoCity — застройщик ООО «Карелия Девелопмент», проектная декларация на сайте. www.sevgorod.ru/about/declarations/
Просмотров: 1780