БИЛЕТ НА ПОЕЗДА
Почему вам обязательно надо сходить в Музей железных дорог России вместе с детьми.
Это крупнейший железнодорожный музей Европы: площадь территории — 57 тыс. кв.м, 28 тыс. экспонатов, 118 локомотивов и вагонов. Однако впечатляет здесь не только масштаб, но и динамичность: музей движется, звучит и развлекает.
Создатели Музея железных дорог России знали, что экспонаты с напечатанными на бумаге описаниями не заинтересуют детей. Да и многих взрослых заставят зевать. Поэтому они сделали все, чтобы посетителям было интересно. Например, макет депо оживает, если посмотреть на него через специальный бинокль, а заглянуть в него сумеют даже дошкольники: рядом с устройством есть ступеньки разной высоты.
С НИМ МОЖНО ИГРАТЬ
С ним можно играть
Создатели Музея железных дорог России знали, что экспонаты с напечатанными на бумаге описаниями не заинтересуют детей. Да и многих взрослых заставят зевать. Поэтому они сделали все, чтобы посетителям было интересно. Например, макет депо оживает, если посмотреть на него через специальный бинокль, а заглянуть в него сумеют даже дошкольники: рядом с устройством есть ступеньки разной высоты.
В исторических залах дети могут включать экспонаты. Если нажать на кнопку, запускается турбина греческого механика Герона Александрийского, приводится в движение паровая машина Ползунова, а пара тележек катится с горки наперегонки.
Здесь же установлены два телеграфных аппарата, к которым прилагается справочник по азбука Морзе. Можно изучить комбинации точек и тире и устроить соревнование: кто быстрее «отстучит», допустим, слово «вагон».
Гигантский тачскрин — рабочий стол для виртуального министра путей сообщения Михаила Ивановича Хилкова, который действительно жил и работал в России в XIX и в начале XX века. Пока родители слушают экскурсовода, дети изучают содержимое стола: перемещают предметы по экрану, открывают документы. Можно почитать личное дело министра или позаимствовать — ну почти — его орден, украшенный драгоценными камнями.
Макет «Сортировочная горка» позволяет собирать составы с помощью стрелок и маневровых паровозов. На еще одном огромном «планшете» можно поиграть в тепловоз — провести его по маршруту, выполняя задания: устранить неисправность, долить воду и т.д.
Но, пожалуй, самый популярный интерактив музея — тренажер «Кабина машиниста». На подобных симуляторах на самом деле учатся сотрудники железной дороги, а пейзажи, сменяющиеся за виртуальным стеклом, соответствуют реальным локациям и маршрутам. Инструктор тренажера знакомит начинающего машиниста с азами управления: от проверки приборов, отправления и разгона до выполнения более сложных элементов путевого задания.
Здесь мультимедийность — не просто модное слово, а захватывающая реальность, которая окружает посетителей уже при входе. Их встречают девять огромных экранов, рассказывающих о строительстве музея и главных железнодорожных профессиях.
МУЗЕЙ ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ
Музей говорит и показывает
Здесь мультимедийность — не просто модное слово, а захватывающая реальность, которая окружает посетителей уже при входе. Их встречают девять огромных экранов, рассказывающих о строительстве музея и главных железнодорожных профессиях.
Всего в экспозиции — 44 интерактивных инсталляции и 150 «электронных киосков» с информацией об экспонатах на русском и английском языках. Ближе к ее началу — на месте поворотного круга дореволюционного депо — расположен интерактивный комплекс «Стрелки времени». Подвижный стол позволяет выбрать эпоху, в которую хочет переместиться посетитель, и запустить панорамное видео. Оно будет показываться одновременно на восьми экранах, установленных на месте ворот, из которых когда-то выезжали паровозы.
Четыре инсталляции «Виртуальный перрон» прячутся за бархатными шторами и открываются после нажатия кнопки. Каждая из них рассказывает свою историю — например, о том, как труппа Дягилева гастролировала по Российской Империи. Артисты путешествовали по железной дороге, и, чтобы в пути репетиции не останавливались, в одном из вагонов оборудовали зал с балетным станком.
Особого внимания заслуживает инсталляция «Звуки железной дороги», расположенная в одном из исторических залов. С потолка свисают специальные устройства-рожки. Если приложить такой раструб к уху, вы услышите, как звучали довоенные локомотивы. Их голоса в 1930-х годах записали журналисты ленинградского радио.
В качестве экрана для аудиовизуального шоу «Время, вперед!» используется черный бок паровоза СО17-2413, стоящего, к слову, на уникальном действующем поворотном круге. Раз в час под воодушевляющую музыку и стихи Маяковского на него проецируется видео в авангардистском духе: цветные геометрические фигуры, черные силуэты, напоминающие о физкультурниках советских парадов, и т.д.
Музей населен, помимо посетителей и сотрудников, белыми гипсовыми статуями, изображающими пассажиров и железнодорожных работников разных десятилетий. Их особенность в том, что все фигуры лепились с реальных людей — актеров, одетых в исторические костюмы.
ЗДЕСЬ ЖИВУТ АРИСТОКРАТКИ И ТОРМОЗИЛЬЩИКИ
Здесь живут аристократки и тормозильщики
Музей населен, помимо посетителей и сотрудников, белыми гипсовыми статуями, изображающими пассажиров и железнодорожных работников разных десятилетий. Их особенность в том, что все фигуры лепились с реальных людей — актеров, одетых в исторические костюмы.
Одиннадцать скульптур умеют оживать — разумеется, не без помощи мультимедийных технологий. Возьмем для примера дореволюционную даму рядом с зеленым вагоном пригородного поезда. Если вы найдете на полу круг с белой стрелкой и встанете на него, то на экране перед вами гипсовая аристократка превратится в настоящую и разыграется небольшая сценка. Пассажирка купит у мальчишки-разносчика газету и немного пофлиртует с симпатичным офицером. Видео снято так, что стоящий рядом с вами невиртуальный вагон становится частью старинного пейзажа.
Другой способ оживления используется для скульптурных железнодорожников. На сенсорных экранах рядом с ними можно запустить видео и послушать, допустим, как о своей непростой работе рассказывает тормозильщик. Дело в том, что раньше машинист паровоза не мог остановить состав, просто потянув за рычаг в своей кабине. Вместо этого у каждого вагона был свой тормоз и вручную управляющий им человек. Высокотехнологичная система связи между тормозильщиком и машинистом состояла из веревки, протянутой вдоль поезда и привязанной к колокольчику. Ее использовали, если случалось что-то непредвиденное.
Из 118 единиц подвижного состава, выставленных здесь, многие являются редкими, первыми или выдающимися. Так, в музее хранится единственный в мире паровоз серии С, построенный в 1913 году на Невском заводе. Любители железнодорожной старины обнаружили его в 70-х на одном из промышленных предприятий Москвы. Эпопея по спасению и реконструкции локомотива была беспрецедентной для советского времени. Властям ее необходимость объяснили тем, что именно этот паровоз вел состав, на котором революционное правительство переезжало из Петрограда в Москву в 1918 году.
В КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ — УНИКАЛЬНЫЕ ПОЕЗДА И ВАГОНЫ
В коллекции музея — уникальные поезда и вагоны
Из 118 единиц подвижного состава, выставленных здесь, многие являются редкими, первыми или выдающимися. Так, в музее хранится единственный в мире паровоз серии С, построенный в 1913 году на Невском заводе. Любители железнодорожной старины обнаружили его в 70-х на одном из промышленных предприятий Москвы. Эпопея по спасению и реконструкции локомотива была беспрецедентной для советского времени. Властям ее необходимость объяснили тем, что именно этот паровоз вел состав, на котором революционное правительство переезжало из Петрограда в Москву в 1918 году.
Также посетители музея могут увидеть тепловоз «Щэл1» — первый дизельный локомотив, построенный в СССР. Вместо паровой машины и электродвигателя в нем стоят электрическая передача и двигатель внутреннего сгорания, снятый, что любопытно, с подводной лодки английского производства. Тяговые генераторы локомотива тоже изначально были изготовлены для подводных судов, а собирали его на Балтийском заводе.
В коллекции есть самый быстрый пассажирский тепловоз в мире — ТЭП80-0002. Это один из двух экспериментальных локомотивов, построенных в СССР в конце 80-х. Свой рекорд он установил 5 октября 1993 года на перегоне Шлюз — Дорошиха линии Петербург — Москва, разогнавшись до 271 км/ч.
В обычной жизни у вас вряд ли получится увидеть крышу локомотива или заглянуть внутрь вагона-тендера, в котором везли уголь. В Музее железных дорог это возможно: достаточно подняться на третий этаж второго корпуса, чтобы посмотреть на гигантскую технику свысока.
ЭКСПОНАТЫ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ СВЕРХУ, СНИЗУ И В РАЗРЕЗЕ
Экспонаты можно рассматривать сверху, снизу и в разрезе
В обычной жизни у вас вряд ли получится увидеть крышу локомотива или заглянуть внутрь вагона-тендера, в котором везли уголь. В Музее железных дорог это возможно: достаточно подняться на третий этаж второго корпуса, чтобы посмотреть на гигантскую технику свысока.
Если хотите изучить «брюхо» паровоза, нужно спуститься под разрезной макет локомотива «Эр-791-81». А посмотрев на него сбоку, можно понять, как он был устроен и каким образом тепловая энергия водяного пара превращалась в механическую работу, приводившую паровоз в движение. Кроме того, в музее работают две инсталляции, позволяющие заглянуть внутрь паровоза и тепловоза. Раз в 20 минут виртуальная рамка проезжает вдоль локомотивов, показывая, что скрывается за их стенами.
В экспозиции есть шесть вагонов с восстановленными интерьерами, которые открыты для посещения: пригородный III класса; почтовый; вагон, предназначенный для перевозки переселенцев; вагон «Красной стрелы» и пара товарных двухосных вагонов времен Великой Отечественной войны — советского и немецкого производства. Первые два можно осмотреть самостоятельно, вход в остальные — только вместе со специализированной экскурсионной группой. И обязательно зайдите в кабину машиниста паровоза СОМ 17-1137: его рабочее место выглядит довольно неожиданно.
ПОСЕТИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
Если вы никогда прежде не были в Музее железных дорог, стоит начать с часовой обзорной экскурсии, которая, что существенно, включает оба исторических зала. Затем можно выделить еще час на самостоятельную прогулку по экспозиции, фотографирование и посещение периодически запускаемых инсталляций. Это программа-минимум, а на самом деле здесь можно провести и несколько часов, и даже целый выходной.
В музее есть кафе «Станционный буфет», детский центр с образовательными и игровыми программами, сувенирная лавка. Рядом с входом работает гардероб, хотя зимой экспозицию можно осматривать и верхней одежде: температура воздуха не поднимается выше 18 градусов. Для уставших посетителей установлены круглые скамейки, в которые вмонтированы зарядные устройства для смартфонов и ноутбуков.
Детей рекомендуют приводить в музей с 5–6 лет, хотя на самом деле сюда приходят и с трехлетними малышами. Тем более, что в выставочные залы можно войти с детской коляской (к роликам и самокатам это послабление не относится). Все пространство музея доступно для маломобильных граждан.
В музее есть кафе «Станционный буфет», детский центр с образовательными и игровыми программами, сувенирная лавка. Рядом с входом работает гардероб, хотя зимой экспозицию можно осматривать и верхней одежде: температура воздуха не поднимается выше 18 градусов. Для уставших посетителей установлены круглые скамейки, в которые вмонтированы зарядные устройства для смартфонов и ноутбуков.
Детей рекомендуют приводить в музей с 5–6 лет, хотя на самом деле сюда приходят и с трехлетними малышами. Тем более, что в выставочные залы можно войти с детской коляской (к роликам и самокатам это послабление не относится). Все пространство музея доступно для маломобильных граждан.
Материал подготовлен специально для Музея железных дорог России.
Автор текста: Мария Семенова
Корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея железных дорог России
Дизайнер: Екатерина Елизарова
Автор текста: Мария Семенова
Корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея железных дорог России
Дизайнер: Екатерина Елизарова
Просмотров: 2291