ЕЛКИ, ПОДАРКИ, УГОЩЕНИЕ
Краткая история рождественских ярмарок северной столицы
Как с покупкой подарков и припасов к зимним праздникам в нашем городе справлялись раньше. В распоряжении «Фонтанки» оказались уникальные архивные документы, которые дали нам представление о том, как рождественские ярмарки организовывались до революции, во что они превратились при советской власти, где горожане покупали подарки, гуляли, развлекались и даже знакомились.
До революции Новый год был, пожалуй, как сейчас Рождество: праздником важным, но не совсем обязательным. В период советской власти эти праздники поменялись местами не только в календаре, но и в традициях. А нынешние и тогдашние традиции празднования были почти одинаковыми: елка, подарки, угощения... И, разумеется, ярмарка, где можно купить и то, и другое, и третье.




До революции Новый год был, пожалуй, как сейчас Рождество: праздником важным, но не совсем обязательным. В период советской власти эти праздники поменялись местами не только в календаре, но и в традициях. А нынешние и тогдашние традиции празднования были почти одинаковыми: елка, подарки, угощения... И, разумеется, ярмарка, где можно купить и то, и другое, и третье.

Кстати, в России Новый год стал отмечаться сразу за Рождеством всего за три года до основания Петербурга. Указ о переносе начала и конца года с сентября на январь издал царь Петр I. А в сентябре у нас сейчас начинается, чтобы руку не сбивать, новый учебный год.
Торги, торжища и ярмарки до основания Петербурга. И вообще не у нас
Ярмарки в России сопровождали все крупные праздники еще до Крещения Руси. Правда, так их тогда не называли, ведь слово ярмарка заимствовано из немецкого языка в XVII веке, от Jahrmarkt: Jahr — год, markt — рынок. Так что уже само название нас подводит к смене года.
Первая рождественская ярмарка, если верить летописям, и появилась в Германии в 1384 году. Конечно, тогда там не продавали исключительно сувениры, украшения для елок и сладости, нет, это было серьезное мероприятие, на котором закупались на всю зиму. И ничего бы особо праздничного в них не было, но тут пришла Реформация, и Мартин Лютер внедрил новую, как мы бы сейчас сказали, культурную тенденцию: дарить на Рождество подарки. Где их купить? Правильно, на ярмарке перед Рождеством. Так типичная зимняя ярмарка стала специализированной и переместилась к главной церкви города.
Все ярмарки и, в первую очередь, рождественская были не только местом, где покупали и продавали, но и крупными культурными событиями — вроде как сейчас фестивали или биеннале. На ярмарках выступали известные артисты и певцы, устраивались благотворительные вечера, ставили драматические спектакли, балеты и оперы.
Как на рождественских гуляньях невест выбирали
Петербург не был исключением из правил: с самого начала существования города перед Рождеством начинался торг с увеселениями, сначала стихийный, потом — с разрешения городской администрации. Для ярмарок город выделял специальные участки в разных районах города, а потом устраивал аукцион по продаже торговых мест.
И даже серьезная Рождественская ярмарка в Новой Ладоге, где всю вторую половину декабря торговали съестными припасами — мукой, мясом и маслом, — была полна праздничных увеселений и радостей. Кстати, в этом купеческом городе, известном очень строгими нравами, единственным, пожалуй, способом жениху выбрать себе невесту был визит на рождественские гуляния. Там можно было посмотреть, как девушки водят хороводы, и прикинуть, в какую семью засылать сватов. Вот такое судьбоносное Рождество!
А как там с елкой?
Кстати, рождественские елки (украшенные деревья и связанные с ними торжества) в Петербурге стали популярными лишь в начале XIX века: этому способствовала царская семья. Жена императора Николая I Александра Федоровна привезла этот обычай из родной Германии и постепенно «приучила» к нему весь город.
Мемуаристы рассказывали, что император Николай I сам ходил по магазинам за подарками близким, а в Зимнем дворце непременно ставили елку для детей, причем не только из царской фамилии, а для всех придворных.
Подарки сначала были скромными и, в основном, сладкими. По мере того, как даже простые горожане стали праздновать Рождество с елкой, они становились все более существенными и, что называется, материальными: игрушки для детей, книги, большие коробки конфет, даже драгоценности. Рождество стали постепенно называть детским праздником — и не зря события в сказке «Щелкунчик» происходят вокруг елочки.
В XIX веке в школах и гимназиях перед рождественскими каникулами начали устраивать концерты и спектакли, поставленными силами учеников. Елки для взрослых были уже совсем другими — рождественские и новогодние балы и маскарады Петербурга со времен Елизаветы были известны по всей Европе. Самой пышным из них, конечно, был бал в Зимнем дворце. В романе Александра Дюма «Учитель фехтования» рассказчик-француз так отзывается о празднестве в честь наступления 1825 года:
«Войдя в театр Эрмитажа, я подумал, что попал во дворец фей. Представьте себе огромную залу, потолок и все стены которой убраны хрустальными украшениями самых различных форм. За этими украшениями скрыты от восьми до десяти тысяч разноцветных лампионов, свет которых дробится, преломляясь в кристалле, и заливает чудесную декорацию – сады, цветы, боскеты, присовокупите к этому дивную музыку, и вам покажется, что вы находитесь в искрящемся тысячью огней волшебном дворце».
Однако и для простого народа, и для дворян праздник не был бы праздником без зимних развлечений, которые тоже называли «елками»: ярмарок, уличных гуляний, скачек на тройках и катания с гор прямо на льду Невы, потешных балаганов, вечерних фейерверков.
Какие подарки покупали на Рождество в Петербурге
В 1880-х годах у Гостиного двора на Невском проспекте и на «торговых улицах» Петербурга перед Рождеством было особенно людно: покупали подарки, сами елки. Как писали современники, лесники тогда подсчитывали барыши — ведь перед Гостиным двором вырастал целый ельник! Елки также можно было купить во дворе Аничкова дворца или Екатерининском саду.
Издатели выпускали специально к празднику новые книги, игрушечные магазины и кондитерские делали месячную выручку в несколько дней. В витринах магазинов и окнах лавок ставили «старика с елкой» — символ зимы.
А вы знаете, что Дед Мороз появился в России тоже достаточно поздно? Даже позже елки. Раньше подарки детям приносил святой Николай, да и того «призвали на службу» уже в конце XIX века. Однако западный церковный персонаж не всем нравился и со временем подарки к Рождеству стал приносить славянский Мороз Иванович, Морозко. А там он и дедушкой стал.
А вот украшения для елки — они тогда были чаще всего из папье-маше, стеклянные стоили дорого и были не самого хорошего качества — чаще все-таки не покупали на ярмарке, а делали сами зимними вечерами: красили орехи золотой краской, складывали из бумаги фонарики и вырезали цепи. На елку также вешали конфеты, баранки и другие сухие лакомства, ставили настоящие свечи.




А вот украшения для елки — они тогда были чаще всего из папье-маше, стеклянные стоили дорого и были не самого хорошего качества — чаще все-таки не покупали на ярмарке, а делали сами зимними вечерами: красили орехи золотой краской, складывали из бумаги фонарики и вырезали цепи. На елку также вешали конфеты, баранки и другие сухие лакомства, ставили настоящие свечи.

Перед революцией, в конце 1916 года, рождественское настроение в Петербурге было изрядно подпорчено: сказалась долгая война, продуктов не хватало. Цены на торты поднялись до 10 рублей и выше (рабочий в месяц получал тогда 50-80 рублей), причем в очередь за ними записывались заранее. Было не достать говядины, а зайцы были куда дешевле гусей, отчего пользовались повышенным спросом.
Новое время — новые традиции.
Или все-таки старые?

Сразу после революции ни о каких ярмарках и увеселениях речи не шло. Однако даже в голодном 1919 году правительство города выделило для детей немного орехов и сладостей к Рождеству. Районным организациям предписывалось составить списки детей, которым будут выданы подарки.
Некоторое время при советской власти Рождество все еще оставалось главным зимним праздником и в календарях вплоть до 1929 года было то праздничным днем, то днем отдыха — в общем, не работали. Однако к концу двадцатых годов прошлого века атеизм победил окончательно, а христианские праздники были искоренены — по крайней мере, официально. Запрет на праздники был перенесен и на зеленую пушистую елочку, которая в конце двадцатых – начале тридцатых стала «поповским обычаем».





Некоторое время при советской власти Рождество все еще оставалось главным зимним праздником и в календарях вплоть до 1929 года было то праздничным днем, то днем отдыха — в общем, не работали. Однако к концу двадцатых годов прошлого века атеизм победил окончательно, а христианские праздники были искоренены — по крайней мере, официально. Запрет на праздники был перенесен и на зеленую пушистую елочку, которая в конце двадцатых – начале тридцатых стала «поповским обычаем».

Но уже к 1935 году украшенное деревце было частично реабилитировано, а все праздничные атрибуты Рождества перешли к Новому году.
Интересно, что в 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с Рождеством. В это же время складывается и новый принцип праздника: непосредственно перед ним истиный ленинградец должен был непременно сходить в театр или на концерт, а провожать старый и встречать новый год — в кругу семьи или друзей, за столом с шампанским, оливье (столичным салатом) и мандаринами.

Оливье и шампанское — это наследие XIX века. Игристые вина стали известны и любимы в России после Отечественной войны 1812 года, а салат в 60-х годах того же века привез в Россию известный французский повар Люсьен Оливье. Начинался рецепт салата так: «Возьмите два рябчика и телячьего языку...». А вот мандарины в позапрошлом веке еще были очень дороги, и стали доступными большинству горожан только после того, как их начали выращивать в Абхазии.
В это же время начала складываться традиция елочных базаров (площадок для продажи елок) на специально выделенных площадках во всех районах города и новогодних базаров в магазинах Ленинграда и на улицах — там торговали елочными украшениями фабричного производства, сувенирами и сладостями.
Елки заменили развлечения на ярмарках
А культурные мероприятия все целиком перешли под крышу — елки устраивались не только во всех учебных заведениях, но и на предприятиях, в домах культуры. Самая красивая и интересная елка Ленинграда, пожалуй, была во Дворце пионеров (бывшем Аничковом дворце). Традиция елок со сладкими подарками не прерывалась даже в блокаду
В воспоминаниях ленинградской учительницы Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец, опубликованных после войны под названием «Они учились в Ленинграде», была такая запись о новогодней елке в «школе со львами», где она работала всю войну:
«3 января 1942 года

Весь день завуч школы и одна из молодых учительниц делают из бумаги пакетики для сладостей. Пробую им помочь, но быстро сдаю: пальцы не гнутся от стужи.

Директор школы носит ящики и мешки со сладостями. Всё это запирается в его кабинете. Развешивать будет комиссия. Каждый пакетик должен весить двести пятьдесят граммов; в нем печенье, курага и конфетка «чайка». Сладости будут выдаваться завтра на елке. Младшим детям в школе будет устроен праздничный обед, а старшие пойдут на елку в театр; там будет спектакль и обед. Сладкое получат только младшие».
Советские новогодние базары
А сразу после окончания войны стали восстанавливаться елочные базары, налаживаться выпуск украшений и елочных игрушек, издаваться постановления о праздничной торговле
Отрегулированная и полностью официальная, почти как до революции, организация торговли перед Новым годом — разве что ярмарками это не называли, да из развлечений чаще всего была только музыка из репродуктора — продолжалась до начала 90-х. В это время началось некоторое нестроение, связанное со свободой торговли: елочные базары и мелкие новогодние ярмарки можно было найти почти на любом перекрестке города.
Возвращение к рождественским ярмаркам
А вот 2000-е принесли в предновогоднюю суету порядок и благоустройство. В 2006 году на площади Искусств работала первая общегородская рождественская ярмарка. В следующем году ее перенесли на площадь Островского, а с 2013 года проводили на Пионерской площади. В конце 2019 года она открылась снова — на этот раз на Манежной площади.
Поскольку 2020 год объявлен в России Годом народного творчества, на это сделали акцент и в оформлении ярмарки, и в культурно-развлекательной программе, и в товарах, которые на ней продают.
Конечно, самые интересные развлечения предназначены детям: поход в гости к Деду Морозу, экскурсия в Домик ремесел, встречи со сказочными персонажами, представления, аттракционы, конкурсы и розыгрыши. Можно сфотографироваться на фоне 20 статуй мышей, можно посмотреть лазерное шоу, а можно выпросить у мамы или папы что-то, без чего жизнь детская не мила.
Для взрослых же главное в ярмарке — это, несомненно, торговля. Ряды рождественского торжища на Манежной порадуют покупателей народными промыслами, елочными игрушками, кондитерскими изделиями, сувенирами. Есть несколько бюджетных торговых точек, где можно купить недорогой сувенир — даже если денег нет, уходить с ярмарки без покупки было бы грустно.
Всех, кто умеет или только учится стоять на коньках, несомненно, порадует каток на Кленовой улице. Этот подарок Петербургу от «Сбербанка» не боится слякоти и сырости: поскольку в нем использован «озонобезопасный фреон», и в +6 на нем смогут покататься одновременно до 100 человек.
Подкрепить иссякшие в развлечениях и покупках силы можно будет в кулинарной зоне «Кухня народов мира». Здесь можно попробовать блюда чешской, литовской, сербской, израильской, итальянской, восточной и русской кухни. Глинтвейн, предупреждаем сразу, безалкогольный.


Подкрепить иссякшие в развлечениях и покупках силы можно будет в кулинарной зоне «Кухня народов мира». Здесь можно попробовать блюда чешской, литовской, сербской, израильской, итальянской, восточной и русской кухни. Глинтвейн, предупреждаем сразу, безалкогольный.

Поесть можно и в торговых рядах — все деликатесы дают попробовать. Тут кусочек «медвежатины с пармезаном», там крошку «косули с кедровыми орехами», сям ломтик «колбасы из мяса крокодила» — и сыт.
Главная ярмарка будет работать ежедневно с 12.00 до 21.00, за исключением 1 января: в первый день Нового года гулянья стартуют с 14.00. Последний день работы ярмарки - 13 января.
Читайте также:
Карусели, каток и волшебные мыши
«Фонтанка» составила гид по главной Рождественской ярмарке Санкт-Петербурга на Манежной площади.
Материал подготовлен специально для СПб ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг»

Автор: Елена Виноградова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Иллюстрации, фотографии и видео предоставлены пресс-службой СПб ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг», архивные материалы предоставлены Архивным комитетом Санкт-Петербурга
Дизайнер: Екатерина Елизарова

Просмотров: 4991