В Петербурге оживает детский театр: современные постановки, адресованные маленьким зрителям, создает Большой театр кукол, насыщенную программу готовит фестиваль «Арлекин», независимые театры один за другим открывают афишу для юной аудитории. Но выбрать спектакль для подростка, которому детские спектакли уже неинтересны, а на взрослые — пока «рано», по-прежнему непросто. «Фонтанка» собрала лучшие петербургские постановки, обращенные к тинейджерам.
«Четырнадцать плюс» в «Этюд-театре»
Одна из зрительниц после спектакля возмутилась: мол, таких подростков не бывает. На что режиссер Алексей Забегин ответил: «У нас на Просвете такие есть». «14 плюс» — точное наблюдение за тинейджерами. Здесь схвачено ощущение одиночества, непонимания, сопротивления миру. При этом спектакль именно что петербургский: чуть-чуть фриковый, элегический. Но не убаюкивающий — ритм задает оторви-голову ВИА «Голуби»: в пародийных поп-роковых песнях Саши Бянкина очень наивно и искренне схвачена боль, которую переживает человек в 13-15 лет от первой любви, первой драки, первого разочарования.
Спектакль обещают показать в марте, информацию о точной дате можно узнать в группе театра.
Одна из зрительниц после спектакля возмутилась: мол, таких подростков не бывает. На что режиссер Алексей Забегин ответил: «У нас на Просвете такие есть». «14 плюс» — точное наблюдение за тинейджерами. Здесь схвачено ощущение одиночества, непонимания, сопротивления миру. При этом спектакль именно что петербургский: чуть-чуть фриковый, элегический. Но не убаюкивающий — ритм задает оторви-голову ВИА «Голуби»: в пародийных поп-роковых песнях Саши Бянкина очень наивно и искренне схвачена боль, которую переживает человек в 13-15 лет от первой любви, первой драки, первого разочарования.
Спектакль обещают показать в марте, информацию о точной дате можно узнать в группе театра.
«Алинка. Deti ceti» в «Невидимом театре»
Этот спектакль, как рассказывает режиссер Семен Серзин, к театру относится лишь в третью очередь.
Этот спектакль, как рассказывает режиссер Семен Серзин, к театру относится лишь в третью очередь.
Во-первых, это проект-исследование мира подростков, попытка найти язык, на котором им самим было бы интересно говорить. Отсюда выбор основы для постановки — личный блог героини, полячки Алинки. Во-вторых, это музыка специально собранной группы Deti Ceti (участники бэндов «Пир во время чумы» и Deadspaze), играющей в стиле post-industrial. Кстати, у микрофона в роли Алинки сам Серзин.
Так театр прячется в концерте, который, уверен режиссер, ближе современному тинейджеру, чем собственно спектакль.
Послушать песни Алинки можно 25 февраля в 20:00 на второй сцене театра Karlsson Haus (Фурштатскаая, 30). Возрастная рекомендация: 16+.
Послушать песни Алинки можно 25 февраля в 20:00 на второй сцене театра Karlsson Haus (Фурштатскаая, 30). Возрастная рекомендация: 16+.
«Три толстяка» и «Счастье» Андрея Могучего
Спектакли худрука БДТ им. Товстоногова Андрея Могучего можно (и нужно) смотреть всей семьей.
Спектакли худрука БДТ им. Товстоногова Андрея Могучего можно (и нужно) смотреть всей семьей.
Взрослого зрителя они включают в действие не меньше, чем юного. В обоих случаях Могучий ведет глубокий разговор о смысле существования, об отношениях с миром, о принятии категорий жизни и смерти. И «Счастье» по Метерлинку, хит Александринского театра, награжденный несколькими «Золотыми масками» (как лучший спектакль и выдающаяся работа художника), и новые «Три толстяка» в БДТ — пример сильного «визуального театра».
Показы первого эпизода «Толстяков» пройдут в БДТ 23 февраля и 29 марта в 19.00, второй эпизод продемонстрируют 31 марта в это же время. «Счастье» в Александринке покажут 25 марта (начало — в 13:00 и 17:00).
Могучий работает с одним из лучших театральных художников страны Александром Шишкиным, постоянно сочиняющим сценографию не только для БДТ, но и для театра Ленсовета и его худрука Юрия Бутусова. В «Счастье» используется графика и анимация, приемы кукольного театра (здесь сами актеры — будто куклы). В многоэпизодных «Трех толстяках», где тоталитарные правители явлены как космическое зло, тоже придумано захватывающее визуальное решение.
Показы первого эпизода «Толстяков» пройдут в БДТ 23 февраля и 29 марта в 19.00, второй эпизод продемонстрируют 31 марта в это же время. «Счастье» в Александринке покажут 25 марта (начало — в 13:00 и 17:00).
«Лицо Земли» в ТЮЗе им. А.А.Брянцева
Этот спектакль — радость не только для юного зрителя, но и для учителя: на него можно отправиться классом вместо урока обществознания или экологии. Молодой режиссер Евгения Сафонова и драматург Ася Волошина сочинили спектакль-размышление о человеке, медленно истребляющем собственный вид. Эта постановка не плоская, а многослойная. Благодаря работе с командой медиахудожников, она исполнена на языке нового театра — визуального, постдраматического.
Этот спектакль — радость не только для юного зрителя, но и для учителя: на него можно отправиться классом вместо урока обществознания или экологии. Молодой режиссер Евгения Сафонова и драматург Ася Волошина сочинили спектакль-размышление о человеке, медленно истребляющем собственный вид. Эта постановка не плоская, а многослойная. Благодаря работе с командой медиахудожников, она исполнена на языке нового театра — визуального, постдраматического.
Актёры взаимодействуют с художниками-лаборантами, которые прямо на сцене показывают удивительные химические фокусы. Мультимедийные вставки, причудливо организованное световое пространство становятся полноценной частью спектакля. Если воспитывать молодого зрителя на таких постановках, его уже не будет настораживать сложный предметный мир инженерного театра «АХЕ» или отстраненное существование артистов театра post, а спектакли больших европейских художников — от Ромео Кастеллуччи до Корнеля Мундруцо — будут ближе.
Ближайший показ — 7 марта в 19:00, возрастная рекомендация: 12+.
Ближайший показ — 7 марта в 19:00, возрастная рекомендация: 12+.
«— Выключи Это!!!» на Новой сцене
Помните, с какого вопроса начинались почти все школьные дружеские анкеты? Верно: «Какую музыку ты любишь?». На Новой сцене Александринки придумали лекцию-перформанс-концерт, на которой с 10-16-летними (такую возрастную рекомендацию ставят на сайте) говорят об электронной музыке. За звуковое оформление отвечает продюсер Даниил Пиктурный, за рассказ — театровед Алексей Платунов и гитарист «МультFильмов» Евгений Лазаренко. Ведущие по косточкам разбирают, из чего состоит трек и как он создается, а театральные- и медиатехнологии становятся вспомогательными элементами рассказа. Все это — на одной из самых оснащенных сцен Петербурга. Кстати, в марте спектакль покажут ещё и в Москве — его включили в спецпрограмму «Золотой маски» — «Детский weekend».
Дата ближайшей лекции пока не объявлена, следите за страничкой проекта на сайте театра.
Помните, с какого вопроса начинались почти все школьные дружеские анкеты? Верно: «Какую музыку ты любишь?». На Новой сцене Александринки придумали лекцию-перформанс-концерт, на которой с 10-16-летними (такую возрастную рекомендацию ставят на сайте) говорят об электронной музыке. За звуковое оформление отвечает продюсер Даниил Пиктурный, за рассказ — театровед Алексей Платунов и гитарист «МультFильмов» Евгений Лазаренко. Ведущие по косточкам разбирают, из чего состоит трек и как он создается, а театральные- и медиатехнологии становятся вспомогательными элементами рассказа. Все это — на одной из самых оснащенных сцен Петербурга. Кстати, в марте спектакль покажут ещё и в Москве — его включили в спецпрограмму «Золотой маски» — «Детский weekend».
Дата ближайшей лекции пока не объявлена, следите за страничкой проекта на сайте театра.
«Комнаты Герды» в «Особняке»
Премьерный спектакль в «Особняке» вышел с возрастной рекомендацией 13+. Режиссер Яна Тумина соединила сказку Андерсена «Снежная королева» и тексты модерниста Рильке, предложив деконструировать путешествие главной героини: а было ли оно вообще? Герда актрисы Алисы Олейник не покидает комнаты — само пространство здесь оживает, постоянно меняется.
Премьерный спектакль в «Особняке» вышел с возрастной рекомендацией 13+. Режиссер Яна Тумина соединила сказку Андерсена «Снежная королева» и тексты модерниста Рильке, предложив деконструировать путешествие главной героини: а было ли оно вообще? Герда актрисы Алисы Олейник не покидает комнаты — само пространство здесь оживает, постоянно меняется.
Многие другие постановки Туминой также достойны войти в наш гид. Это и «Деревня канатоходцев» по древним дагестанским преданиям на сцене Музея Достоевского, и «Я Басё» в «Упсала Цирке», и спектакль-квест для подростков «Один на один» в Фонтанном доме. В каждом случае режиссер выбирает необычный материал и создает любопытное пространство со-существования актеров и зрителей (или зрителей-актеров).
Ближайшие показы «Комнаты Герды» пройдут в «Особняке» 30 и 31 марта (начало — в 19:30). Подробности об этом и других спектаклях — в официальной группе лаборатории Яны Туминой.
«Ливия, 13» на Новой Сцене
Сюжет современного швейцарского драматурга Кристины Риндеркнехт напоминает выстреливший в 2017 году сериал «13 причин почему»: 13-летняя Ливия становится жертвой травли, остановить которую не могут ни друзья, ни учителя, ни родители. Девочка пытается покончить с собой, но остается жива, и только после этого происходит примирение с миром. Главное здесь — форма, которую придумывает режиссер Михаил Патласов. Пьесу не «проживают», а проигрывают как партию в пинг-понг, где вместо шарика — роли и имена четырёх героев. И еще нескольких подростков, которых приглашают поучаствовать в действии — разыгрывать историю куклами под присмотром камеры.
Сюжет современного швейцарского драматурга Кристины Риндеркнехт напоминает выстреливший в 2017 году сериал «13 причин почему»: 13-летняя Ливия становится жертвой травли, остановить которую не могут ни друзья, ни учителя, ни родители. Девочка пытается покончить с собой, но остается жива, и только после этого происходит примирение с миром. Главное здесь — форма, которую придумывает режиссер Михаил Патласов. Пьесу не «проживают», а проигрывают как партию в пинг-понг, где вместо шарика — роли и имена четырёх героев. И еще нескольких подростков, которых приглашают поучаствовать в действии — разыгрывать историю куклами под присмотром камеры.
В финале со зрителями обсуждают действия и бездействие героев. Это способ «предупреждения», проработки травматического сценария. Как отмечали многие подростки, высказываться в конце им было легко, потому что в зале не было родителей. Действительно, сама пьеса придумана как «классная драма», то есть материал, который разыгрывают среди одноклассников за закрытыми дверями, групповой тренинг.
Спектакль не часто застанешь в афише Новой сцены Александринки. Ближайший показ – 23 марта.
Спектакль не часто застанешь в афише Новой сцены Александринки. Ближайший показ – 23 марта.
«Анна Франк» в театре «Цехъ»
Еврейская девочка Анна Франк вела свой дневник с 1942 по 1944 годы в окуппированных Германией Нидерландах. Франк депортировали в 1944-м, она погибла годом позже в лагере Берген-Бельзен. Ася Волошина превратила дневник в драматический текст, а Виталий Дьяченко поставил по нему спектакль. Мы застаем время, когда героиня с родными и еще одной семьей укрывается от гестапо на чердаке дома. Зритель сразу понимает, что уготовано героям.
Документальные свидетельства, воспоминания людей, переживших Холокост, читает рассказчик — Андрей Чулков. Это напоминание о мире за пределами чердака. И героиню Анны Щетининой (за эту роль актрису номинировали на «Прорыв») в программке зовут не иначе как «Анна, которой не будет». Но рефреном действия становится строчка: «Влюбиться, стремиться, добиваться, превозмогать и жить, жить, жить». В полтора часа укладывается взросление 13-летней девочки, ее мечты и надежды.
«Анну Франк» в «Цехе» покажут 8 марта в 16:00, возрастная рекомендация: 13+.
«Анну Франк» в «Цехе» покажут 8 марта в 16:00, возрастная рекомендация: 13+.
Большая классика в «Мастерской»
Многие постановки «Мастерской» можно было бы включить в этот список. Худрук театра Григорий Козлов работает в основном с большой русской прозой, владеет особым искусством — приводить литературу на подмостки. Самый яркий пример — восьмичасовая сценическая эпопея «Тихий Дон», выпущенная в 2013 году. Один из критиков справедливо назвал эту постановку примером «большого драматического театра» — так внимательно и подробно разработана каждая из ролей (неслучайно молодой актерский ансамбль отметила премия «Прорыв»).
Многие постановки «Мастерской» можно было бы включить в этот список. Худрук театра Григорий Козлов работает в основном с большой русской прозой, владеет особым искусством — приводить литературу на подмостки. Самый яркий пример — восьмичасовая сценическая эпопея «Тихий Дон», выпущенная в 2013 году. Один из критиков справедливо назвал эту постановку примером «большого драматического театра» — так внимательно и подробно разработана каждая из ролей (неслучайно молодой актерский ансамбль отметила премия «Прорыв»).
Новому поколению учеников Козлова достался другой роман — два вечера подряд по четыре часа они играют «Мастера и Маргариту», где снова сделана ставка именно на актерскую работу. Режиссер выводит на сцену, кажется, всех героев романа Булгакова — почти сотню.
Ближайший день «Тихого Дона» — 4 марта в 14:00, «Мастера и Маргариту» будут играть 13 и 14 марта, начало в 18:00.
Ближайший день «Тихого Дона» — 4 марта в 14:00, «Мастера и Маргариту» будут играть 13 и 14 марта, начало в 18:00.
ZLO в Социально-Художественном Театре (СХТ)
Спектакль по автобиографической повести шведа Яна Гийу — одна из выпускных постановок курса «грачей», учеников доцента РГИСИ Ларисы Грачевой, которые второй сезон существуют как самостоятельный театр СХТ. Это история взросления героя Эрика Понти, который в финале становится достаточно сильным, чтобы дать отпор агрессору — отцу, который поднимает на него руку. Хулиган в первой школе, откуда его отчисляют, Понти оказывается новичком-изгоем в другой. Спектакль сочинен этюдами — эмоциональными марш-бросками в пространстве, переделанном под спортзал. Игре молодой дури, интенсивности переживаний соответствует выбор музыки — рок-н-ролльные песни Элвиса Пресли. С Эриком, которого играет Федор Федотов, хочется соотносить себя: немного романтизированный, он оказывается по-настоящему сильным человеком, который учится управлять жизнью и давать отпор злу.
Спектакль по автобиографической повести шведа Яна Гийу — одна из выпускных постановок курса «грачей», учеников доцента РГИСИ Ларисы Грачевой, которые второй сезон существуют как самостоятельный театр СХТ. Это история взросления героя Эрика Понти, который в финале становится достаточно сильным, чтобы дать отпор агрессору — отцу, который поднимает на него руку. Хулиган в первой школе, откуда его отчисляют, Понти оказывается новичком-изгоем в другой. Спектакль сочинен этюдами — эмоциональными марш-бросками в пространстве, переделанном под спортзал. Игре молодой дури, интенсивности переживаний соответствует выбор музыки — рок-н-ролльные песни Элвиса Пресли. С Эриком, которого играет Федор Федотов, хочется соотносить себя: немного романтизированный, он оказывается по-настоящему сильным человеком, который учится управлять жизнью и давать отпор злу.
Спектакль сыграют 21 февраля в 19:00 в пространстве «Комната 91» («Балтийский дом»). Возрастная рекомендация: 16+.
Топ-3 спектаклей для подростков Анны Павинской
(директор театра Karlsson Haus)
«Одиссей» в Karlsson Haus
Хотя спектакль идет в театре, к которому я имею непосредственное отношение, постараюсь оценить его объективно. Кажется, нет человека (даже среди подростков), не знающего вечную историю скитаний Одиссея. Но в нашем случае изменены акценты: главным героем становится сын Одиссея — Телемах. Вместе с ним мы размышляем о взаимоотношениях отца-героя и сына, взросление которого Одиссей пропустил. Мы смотрим глазами молодого человека — и материал становится податливее для детского восприятия. Это простой и одновременно красивый, фантазийный театр, первая наша совместная работа с Алексеем Лелявским, знакомство с его режиссерским мировоззрением. Безусловно, просмотр требует подключения и сотворчества. Опыт показывает, что подростки не просто готовы воспринимать, но и нуждаются в диалоге с материалом.
Ближайший показ «Одиссея» — 24 февраля в 19:30, возрастная рекомендация: 12+.
Ближайший показ «Одиссея» — 24 февраля в 19:30, возрастная рекомендация: 12+.
«Пиковая дама» в театре KUKFO
KUKFO переворачивают классическую историю (повесть, как и «Одиссея», входит в школьную программу). Как только основные персонажи, красивейшие марионетки, теряют свои голоса и путаются в тексте, на сцене возникают петербургские литераторы, проматывавшие состояния в карты. Зритель следит уже не за линейным развитием сюжета, а подключается к теме петербургских мифов. Молодая аудитория знакомится и с произведением Пушкина, и с другими великими писателями, смеется и плачет, и находится в постоянных размышлениях о добре, зле, любви, выборе, судьбе и других вечных категориях.
Ближайший показ спектакля — 23 февраля в 19:30, возрастная рекомендация: 12+.
Ближайший показ спектакля — 23 февраля в 19:30, возрастная рекомендация: 12+.
«Мой дедушка был вишней» в Большом театре кукол
Спектакль только готовится к постановке, но уже занимает высокую позицию в моем личном рейтинге ожиданий. Режиссер Иван Пачин сделал интересный эскиз на «БТК-ЛАБ» под руководством Руслана Кудашова. Само произведение входит в список выдающихся книг «Белая ворона». В эскизе роль мальчика Тонино сыграл Михаил Ложкин, снова доказавший, что может на сцене практически все. Всегда интересно наблюдать, как взрослый актер играет ребенка, не иллюстрируя и не изображая, а понимая и принимая сущность персонажа. 24 февраля мы увидим добрую и вечную историю, напоминающую рассказы Тонино Гуэрра: о мальчике Тонино, его дедушке, умевшем слушать растения, и дереве Феличе, ставшем для Тонино центром мира, источником познания и символом непрерывности жизни.
Премьерный показ — 24 февраля в 15:00 и 18:00, возрастная рекомендация: 9+.
Премьерный показ — 24 февраля в 15:00 и 18:00, возрастная рекомендация: 9+.
Топ-3 спектаклей для подростков Марины Корнаковой
(директор-распорядитель Российской Национальной театральной премии «Арлекин»)
«Эффект пинг-понгового шарика» в «Упсала-цирке», режиссер Лариса Афанасьева
Спектакль — манифест театра «Упсала-цирк», когда-то созданного для «трудных подростков», нашедших себя здесь в театральной игре и в очередной раз доказывающих: театр — это искусство возможностей без границ. Шарик для пинг-понга в руках артистов-подростков – образ безграничной свободы, заразительности и сумасшедшей непредсказуемости творческой игры.
О дате ближайшего показа можно узнать на сайте театра.
О дате ближайшего показа можно узнать на сайте театра.
«Далеко-далеко» в БТК
Андерсеновский мир «Диких лебедей» в этом пластически изощренном, полном театральной магии спектакле Анны Ивановой — история трогательная, смешная, страшная. А по сути — подростковая: преданные взрослыми, дети срываются в бездну мира, лишенного любви — однако только любовь, самозабвенная и безоглядная, в итоге их и спасает.
Ближайший показ спектакля — 26 февраля в 19:00, возрастная рекомендация: 12+.
Ближайший показ спектакля — 26 февраля в 19:00, возрастная рекомендация: 12+.
«Временно недоступен» в ТЮЗе им. А.А. Брянцева, режиссёр Андрей Загородников
Спектакль — успешный продукт лаборатории немецкоязычной драматургии для подростков в рамках фестиваля «Арлекин», а его создатели — вчерашние студенты театрального института [выпускники курса Ларисы Грачевой — Прим. Ред.], сами недавние подростки, не успевшие забыть, «легко ли быть молодым» и каков он, первый опыт утрат, опыт взросления, опыт самопознания.
Ближайший показ — 24 февраля в 19:00, возрастная рекомендация — 18+
Ближайший показ — 24 февраля в 19:00, возрастная рекомендация — 18+
Автор текста: Анна Горбунова
Редактор: Елена Кузнецова
Верстка/дизайн: Ксения Суворова
Фото предоставлены театрами: Этюд-театр, БДТ им. Товстоногова, Александринский театр (Новая сцена), Цех, Мастерская, Социально-художественный театр (СХТ).
Авторы фото: Виктория Башилова («Алинка. Deti ceti»), Наталья Кореновская («Лицо Земли»), Анна Осташвер («Комната Герды»).
Редактор: Елена Кузнецова
Верстка/дизайн: Ксения Суворова
Фото предоставлены театрами: Этюд-театр, БДТ им. Товстоногова, Александринский театр (Новая сцена), Цех, Мастерская, Социально-художественный театр (СХТ).
Авторы фото: Виктория Башилова («Алинка. Deti ceti»), Наталья Кореновская («Лицо Земли»), Анна Осташвер («Комната Герды»).
Просмотров: 14454