Путешествие из Петербурга в Москву

Новая магистраль М-11 в цифрах и фактах

Доехать по платной трассе М-11 до Москвы с 27 ноября можно будет прямо от Санкт-Петербурга. В честь открытия последнего участка от Тосно до КАД рассказываем в цифрах и фактах, в чем уникальность этой магистрали для России. И почему плата за проезд в данном случае не просто оправдана, а является гарантией комфортного и быстрого путешествия.
ОТ КОЛЬЦА ДО КОЛЬЦА
669 км — общая протяженность трассы М-11 от кольцевой дороги Петербурга до Московской кольцевой автодороги. Дорога пересекает Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую области. При этом проходит в обход всех населенных пунктов. Ни одного светофора, ни одного перекрестка на одном уровне! Это значительно упрощает движение и сокращает время в пути.
Строительство магистрали началось еще в 2012 году, а первый участок — в Химкинском и Солнечногорском округах — открылся в 2014 году, в 2015-м — стал платным.
Инфографика: «Автодор – Платные Дороги»
От Москвы до Петербурга трасса дошла за 7 лет. Последние два участка — 7-й и 8-й —введены в эксплуатацию в 2019 году. Их строила компания ООО «Магистраль двух столиц» — консорциум, созданный инвестиционным банком ВТБ Капитал и французской компанией VINCI Highways (дочерним предприятием VINCI Concessions, которое также является концессионером головного участка дороги с 15 по 58 км и оператором почти 1000 км платных дорог в России). Концессионное соглашение было подписано 18 ноября 2014 года с Государственной компанией «Автодор», а в августе 2015 года генеральный подрядчик, итало-турецкая компания ICA, приступил к работам на 7-м этапе.
ОНО ТОГО СТОИТ
80 млрд рублей — стоимость строительства последних двух участков. Концессионная схема предполагает, что часть средств выделяет государство, а остальные вкладывает частный бизнес. На 7-м и 8-м участках финансирование распределилось так: 57,6 млрд рублей составил капитальный грант от государства, остальное вложил инвестор — компания «Магистраль двух столиц» (ее акционеры – ВТБ Капитал и VINCI Highways). До 2041 года компания будет получать от государства инвестиционные выплаты, гарантирующие окупаемость проекта, а водители — ездить по новой платной магистрали без пробок и светофоров.

Отметим, что общая стоимость строительства всей трассы составила примерно 550 млрд рублей.
На примере 7-го и 8-го участков хорошо видно, что вывести универсальную стоимость квадратного метра асфальта или километра дороги невозможно. Слишком много параметров влияет на стоимость: насыщенность инженерными сетями, пересечения с транспортными артериями, геологические условия. Ведь одно дело прокладывать дорогу в болоте, другое — в степи, и третье — по пересеченной местности. Или, например, оборудовать или нет дорогу проходами для диких животных? Закона, обязывающего их строить, нет, а каждый зверопроход — это инженерное сооружение, которое существенно увеличивает стоимость трассы. Кстати, на 7-м и 8-м этапах М-11 оборудовано 18 проходов для диких животных.
Вернемся к стоимости квадратного метра и возьмем, например, седьмой этап — четырехполосный, протяженностью 103,4 км, он проходит вдали от населенных пунктов, через лес и болота. А восьмой имеет 6 полос движения и проходит, в основном, в городской черте, насыщенной инженерными и транспортными коммуникациями, из-за чего здесь сконцентрированы искусственные инженерные сооружения: мосты, путепроводы, есть даже тоннель. В итоге, если пересчитать затраты на квадратный метр асфальта, то разница между этапами будет почти в два раза.
К тому же асфальт — это далеко не вся дорога. Трасса состоит также из земляного полотна, барьерного ограждения, шумозащитных экранов, освещения, очистных сооружений, сеток от животных, зоны для технических коммуникаций, придорожной полосы и пр.
27 см — толщина трех слоев асфальта, уложенного на 7-м и 8-м участках трассы М-11. Так что верхний его слой является, можно сказать, «глазурью» — покрытием многослойного дорожного «торта».
Поскольку трасса строилась с нуля, то прежде чем уложить асфальт в чистом поле, нужно было в буквальном смысле подготовить почву. Так, в болотистых местах приходилось производить выемку торфа до 4 метров в глубину.
При строительстве насыпей использовались различные методики укрепления грунтов, в том числе с использованием геодрен (многослойных материалов, обладающих высокой водопропускной способностью в плоскости полотна), армированием геотканью, устройством свайного основания. На некоторых участках высота насыпей достигает 15 метров. А при высоте насыпи более 6 метров их поверхность обязательно укрепляется армированной объемной георешеткой.
Всего на 7-м и 8-м этапах применено 18 различных типов земляного полотна.
Более 60 искусственных сооружений построено на 7-м и 8-м участках трассы М-11: 17 мостов и 44 путепровода, 3 транспортные развязки, а также тоннель под железнодорожными путями Варшавского направления. Кроме того, установлено более 2 000 опор освещения (для фонарей), 24 км шумозащитных экранов и почти 300 тыс. погонных метров сетчатого металлического ограждения.
До 1 000 единиц техники работало на дороге единовременно в отдельные периоды. В основном это катки и асфальтоукладчики, бульдозеры и самосвалы, но для сложных работ применялась специальная техника. Например, при монтаже металлоконструкций пролетных строений на транспортной развязке с КАД работал мощный кран LTM 1500-8.1 грузоподъёмностью 500 тонн. А при строительстве тоннеля под железной дорогой использовался горнопроходческий щит.
ПОЕХАЛИ!
500 000 автомобилей проехало за два месяца по седьмому участку М-11 от Тосно до Мясного Бора в Новгородской области, открытому в начале сентября. Часы пик — вечера пятницы и воскресенья, когда поток увеличивается за счет легковых автомобилей. В среднем же они составляют около 60% трафика.
Прогнозируется, что в течение трех лет интенсивность движения на участке от КАД до Тосно составит 21 тыс., от Тосно до Мясного Бора — 25 тыс. автомобилей в сутки.
Проехать эти два участка, по расчетам, можно за 1 час 10 минут, а общие затраты времени на проезд по М-11 составляют чуть более 6 часов (если ехать без остановок). Для сравнения: та же дорога на «Сапсане» займет 3,5-4 часа, на обычном поезде — 7-10 часов, а по бесплатной магистрали М-10 — не меньше 8-9 часов.
Но все ждут, что в ближайшем будущем можно будет проехать от столицы до культурной столицы или наоборот еще немного быстрее — если скоростной лимит на автомобильных магистралях будет повышен до 130 км/час. Эту идею уже одобрила Госавтоинспекция России, и, возможно, новый стандарт будет введен уже в конце 2019 – начале 2020 года. Именно для трассы М-11 он будет наиболее актуален. В качестве эксперимента ограничение скорости в 130 км/час уже действует на участке М-11 в районе Вышнего Волочка.
В целом скоростной режим на М-11 регулируется действующими правилами дорожного движения и составляет 110 км/час. Однако сама трасса относится к категории 1А и имеет расчетную скорость до 150 км/час. К основным характеристикам, влияющим на скоростной режим трассы, относятся ее план и продольный профиль, т. е. отсутствие крутых поворотов, спусков и подъемов. А также освещение, барьерное ограждение, ширина полос и то, что трасса не пересекается с другими дорогами в одной плоскости.
70% водителей для оплаты проезда пользуются транспондерами, которые позволяют экономить и проезжать через пункты оплаты без остановки. С конца октября установлены новые тарифы на проезд по платной магистрали. Если брать весь путь из Петербурга в Москву, то при оплате наличными или банковскими картами для легкового автомобиля в будний день ночью он обойдется в 1230 рублей за участок с 58 км до Санкт-Петербурга (тарифы регулируются ГК «Автодор»), плюс 550 рублей за самый дорогой последний перед Москвой участок, где тарифы регулирует ООО «СЗКК». А, например, для тяжелых грузовиков днем стоимость оставит соответственно 2100+2000 рублей.
Использование транспондера позволяет сэкономить до 40% при сквозном проезде. Если же вам нужно проехать не всю дорогу от Петербурга до столицы, то рассчитать стоимость проезда поможет специальные таблицы на сайте «Автодора» и сайте Северо-Западной концессионной компании.
Дополнительно сэкономить до 10% на проезде можно, подключившись к программе лояльности государственной компании «Российские автомобильные дороги» и накопив необходимое количество бонусных баллов.
Можно, конечно, промчаться по трассе М-11 без остановки — отсутствие перекрестков это позволяет. Но мы этого не рекомендуем. При дальних перегонах рекомендуется делать остановки каждые два часа. Если ехать дольше, внимание притупляется, а риск попасть в аварию растет. К тому же остановиться и отдохнуть можно с комфортом на специально предусмотренных площадках отдыха, расположенных примерно каждые 20 км пути.
Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
12 площадок для отдыха оборудованы на 7-м и 8-м участках трассы. На 8-м этапе заправить автомобиль можно на стационарной АЗС, расположенной на территории многофункциональной зоны дорожного сервиса у моста через реку Ижору, а на участке от Тосно до Мясного Бора — на двух контейнерных заправках на 584 и 604 км. И заправки, и площадки расположены по обеим сторонам дороги, чтобы ими могли воспользоваться автомобилисты независимо от направления движения.
На участках трассы, открытых ранее, инфраструктура для автомобилистов тоже активно развивается: с интервалами около 80 километров установлены АЗС контейнерного типа. Работает 4 многофункциональные зоны, а до конца года должно открыться еще 6. Со временем на трассе будет работать 13 многофункциональных зон со стационарными заправками, кафе, детскими площадками, автосервисом и другими необходимыми в дороге услугами.
Также к весне 2020 года на всем протяжении трассы будет действовать мобильная связь: Государственная компания «Автодор» приступила к монтажу сотовых вышек на М-11.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ
1500 км платных дорог будет к концу 2019 года в России. Об этом рассказал министр транспорта РФ Евгений Дитрих. За год их протяженность выросла на 36% — во многом благодаря вводу двух участков трассы М-11 компанией «Магистраль двух столиц». В 2019 году на развитие платной дорожной сети было привлечено более 50 млрд рублей внебюджетных средств.
Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
А востребованность уже открытых платных дорог говорит о том, что автомобилистам действительно нужна альтернатива существующей дорожной сети и они готовы платить за то, чтобы ехать быстро и с комфортом.
Материал подготовлен в партнерстве с ООО «Магистраль двух столиц»

Автор: Мария Мокейчева
Корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии предоставлены пресс-службой ООО «Магистраль двух столиц»
Дизайнер: Екатерина Елизарова

Просмотров: 1872