фото: unsplash.com
Умные города. Что нас ждет в будущем?
Какую роль люди и данные сыграют в трансформации современных городов
Беспилотники, сверхфункциональные предметы, управление огромными потоками транспорта с одного монитора и возможность создавать интерактивные карты, полезные модели и даже рисунки из гигантского массива данных… Это и будущее, и настоящее современных мегаполисов, которое эксперты со всего мира обсуждали в Петербурге на конференции In The City. Вместе с лекторами и гостями события мы изучили урбанистические тренды и цифровизацию в разных сферах «умного города» – в работе власти, транспорта, в социальных проектах, а также искусстве, архитектуре и дизайне.

Зачем властям работать с данными
Городские власти Барселоны поняли, что должны создать департамент для работы с информацией. Сейчас там работает примерно 40 человек. Амбициозный план по управлению данными подразумевает переход от контрактов с компаниями к «демократическому контракту» с населением. Управление городом приветствует прозрачность: все видят, на что власти тратят деньги, куда инвестируют, и какие на сегодня приоритеты.
Шифрованная инфраструктура – такая же, как у Википедии, – выявляет случаи коррупции при закупках и сразу же позволяет наказывать чиновников. А инфраструктура интернета вещей управляет распределением воды, сбором мусора – например, сенсоры оптимизируют маршруты мусоровозов и сокращают время поиска парковки.
Шифрованная инфраструктура – такая же, как у Википедии, – выявляет случаи коррупции при закупках и сразу же позволяет наказывать чиновников. А инфраструктура интернета вещей управляет распределением воды, сбором мусора – например, сенсоры оптимизируют маршруты мусоровозов и сокращают время поиска парковки.

Франческа Бриа
Директор по технологиям и цифровым инновациям в городском совете Барселоны, советник Европейской комиссии в области интернет-политики
– Данными из интернета вещей можно делиться. Например – сенсоры в домах собирают информацию об уровне шума или загрязнения. Так мы понимаем, какие районы наиболее проблемные, – говорит директор по технологиям и цифровым инновациям в городском совете Барселоны, советник Европейской комиссии в области интернет-политики Франческа Бриа. – Эти данные можно сделать видимыми, например, только соседям, но не всему городу. Во главе цифровой трансформации должны стоять люди нового поколения – все эти бюрократы ничего не сделают, хотя и они тоже могут меняться. Сегодня власти используют данные, чтобы сделать процесс принятия решений в городе эффективным, это вообще суть современного управления. Но пока актуален один вопрос – кто будет эти данные контролировать – граждане, власти или бизнес? В европейском законодательстве действует «Акт о защите данных» – в целом, он направлен на то, чтобы именно граждане могли контролировать данные. Но пока весь объем информации хранится в руках крупных компаний типа Google, а мы хотим распределять их, при этом гарантируя безопасность и свободу выбора: сохранять персональные данные при себе или раскрыть их частично. Наш проект Decode, которым мы очень гордимся, при помощи блокчейн-технологии дает пользователям точечный, детальнейший контроль данных. Они сами решают, чем и с кем делиться. Например, о состоянии своего здоровья можно сообщить врачам, но не страховщикам; информацией о перемещении можно поделиться с городом, но не с «Убером» – и так далее.

В будущем именно города встанут во главе цифровой революции и будут продвигать цифровизацию сервисов, которыми сегодня управляет государство – водоснабжение, сбор мусора и т.д. Технологии в Берселоне уже сегодня внедряются даже в таких процессах, как голосования и рефрендумы. Для них данные - примерно то же, что и коммунальные услуги.
Конференция In The City. День 1. Управление. Смотреть.

Конференция In The City.
День 1. Управление. Смотреть.
День 1. Управление. Смотреть.


Визуализация данных для исторической памяти.
И против пробок

Визуализация данных для
исторической памяти.
И против пробок
Сегодня анализ и визуализация данных могут принести пользу в нескольких сферах – от оптимизации работы бизнеса до глубоких исторических исследований с большим количеством информации.

Анна Баринова
Руководитель проектов московской компании Urbica
– Наша компания создавала для столицы карту общественного транспорта, – рассказала руководитель проектов московской компании Urbica Анна Баринова. – В виде таблиц эти данные были бесполезны, поэтому их снабдили простым интерфейсом. Сама система проблем не решала, но данные были видны аналитикам транспортных сетей, в результате работы которых получилось достичь нужных результатов: автобусы стали четко и без задержек ходить по всему году. Повысилась мобильность горожан – в том числе и за счет системы байкшеринга.

Photo by Anthony Ginsbrook on Unsplash
Анализ данных показал, как люди перемещаются по городу на велосипедах, и это помогло решить проблему нестабильность спроса на прокатные велосипеды. Мы разработали онлайн-систему, которая показывает, как работает эта инфраструктура с предсказанием ситуации на ближайший час, и с помощью визуализации данных снизили издержки бизнеса-сервиса по прокату велосипедов.
Отдельно хочу рассказать, как мы совместно с музеем истории ГУЛАГа создали карту трудовых лагерей в СССР и их истории. Данные об их границах и расположении скупы.
Отдельно хочу рассказать, как мы совместно с музеем истории ГУЛАГа создали карту трудовых лагерей в СССР и их истории. Данные об их границах и расположении скупы.

Скриншот с сайта gulagmap.ru
Мы провели огромную работу по сбору данных: работали с РНБ, поднимали и оцифровывали документацию с 1918 по1966 год, общались даже с детьми заключенных, чтобы примерно иметь понимание о местах и масштабах лагерей. Потом создали пространственную модель этих данных, которая помогает ощутить масштаб явления ГУЛАГа и его влияния на страну. Точно так же можно визуализировать и другие явления и процессы, протяженные в истории.
Выступление Мемо Актен. Лекция «Насколько честен искусственный интеллект?». Смотреть.



Транспорт, которым приятно делиться

Транспорт, которым
приятно делиться
Экономика совместного потребления скоро будет править миром – уже сегодня брать в аренду или пользоваться совместно продуктом дешевле, чем им владеть. Исследования показали: за год в Петербурге поездок на такси стало больше на 56%, и они стали короче. Люди буквально стали «ездить в булочную» на такси.

Мария Бриш
Креативный директор Яндекс.Такси
– Самое «страшное» для 2018 года – это обладать неактивным ресурсом, который не приносит денег, - говорит креативный директор Яндекс.Такси Мария Бриш. – Поэтому до 25% населения крупных городов так или иначе допускают отказ от личного транспорта в пользу общественного, такси или каршеринга. На все эти тенденции реагирует бизнес, оптимизируя ресурсы – неважно, время простоя это или число машин на дороге. У нас, например, появились пикап-пойнты - умные точки посадки в такси. Их расположение основано на анализе поездок, совершаемых вокруг этого места или из него. У нас есть центр управления такси, откуда следят, чтобы не водители не простаивали, а также реагируют на экстренные ситуации.

Pixabay.com
В будущем управление автомобилем поделится на несколько видов, в зависимости от степени участия водителя, где 1- полностью ручное управления, а 5- возможность почитать книжку, пока машина рулит сама собой. И первые беспилотники уже активно разрабатывают и тестируют. В беспилотнике Яндекс.Такси три группы сенсоров: камеры, лидары и радары. Радары в бамперах сканируют пространство и динамику окружающих объектов, камера видит то, что «видит» машина, лидар – это система лазеров, которая как бы «обстреливает» все лучами, считывая информацию.
Говоря о беспилотниках сегодня, эксперты подчеркивают: очевидно, что подобные технологии возможны только в рамках «умного города».
Говоря о беспилотниках сегодня, эксперты подчеркивают: очевидно, что подобные технологии возможны только в рамках «умного города».
Примеры технологий, меняющих городскую жизнь, международные и российские эксперты представили на конференции In TheCity. Программной дирекцией события выступил московский Институт «Стрелка», организатором – компания «Газпром нефть», которая реализует более 200 социальных проектов в регионах своей деятельности в рамках программы социальных инвестиций «Родные города».
Это не первый случай, когда компания поддерживает мероприятия для активных и инициативных горожан. В 2015 году «Газпром нефть» совместно со «Стрелкой» запустила в Омске проектную лабораторию «Город своими руками», посвященную тенденциям городского развития.
Выступление Ярмо Эскелинен. Лекция «Город + Бизнес: как системно внедрять инновации». Смотреть.



Искусство, вдохновленное big data

Искусство, вдохновленное
big data
Мир сегодня уже знает примеры превращения большого массива данных в искусство за счет визуализации. Графики и линии можно скомпоновать невероятно красиво. По мнению некоторых художников, будущее искусства как раз за такой техникой.

Татьяна Плахова
Медиа-художник и иллюстратор
– Все началось, еще когда я работала психологом в школе. Тогда за счет небольшого анкетирования детей и полученных данных мне далось визуализировать своего рода карту класса. Я увидела, кто самый популярный в этом сообществе и самый одинокий в классе. Это меня вдохновило: ведь точки и линии графиков превратились в реальные истории. Потом я оцифровывала эти рисунки данных, они стали жить своей жизнью, я стала создавать отдельно рисунки и видео, вдохновленные биг дата, – говорит медиа-художник и иллюстратор Татьяна Плахова.
Рисунки Татьяны использовали для программы Breakthrough Initiatives, инициированной Марком Цукербергом, Стивеном Хокингом и Юрием Мильнером. Также в мире уже говорят о зарождении нового стиля иллюстрации – так называемого «рисунка информацией», объединяющего инфографику с математическим дизайном.
Рисунки Татьяны использовали для программы Breakthrough Initiatives, инициированной Марком Цукербергом, Стивеном Хокингом и Юрием Мильнером. Также в мире уже говорят о зарождении нового стиля иллюстрации – так называемого «рисунка информацией», объединяющего инфографику с математическим дизайном.

Скриншот с сайта habr.com
Аналитика больших данных во время twitter-шторма (на какой-то твит сразу же появляется огромное количество твитов и ретвитов) по поводу кончины Маргарет Тэтчер.Красные точки: пользователи-хейтеры.Белые точки: сторонники политики железной леди. Желтые: оппозиция. Все линии между ними — информационная связь (кто кому и что ответил).
Аналитика больших данных во время twitter-шторма (на какой-то твит сразу же появляется огромное количество твитов и ретвитов) по поводу кончины Маргарет Тэтчер.Красные точки: пользователи-хейтеры.Белые точки: сторонники политики железной леди. Желтые: оппозиция. Все линии между ними — информационная связь (кто кому и что ответил).
Выступлени Рори Хайд. Лекция «Future Starts Here: куратор Музея Виктории и Альберта о технологическом прогрессе». Смотреть.

Выступлени Рори Хайд.
Лекция «Future Starts Here:
куратор Музея Виктории и
Альберта о технологическом
прогрессе». Смотреть.
Лекция «Future Starts Here:
куратор Музея Виктории и
Альберта о технологическом
прогрессе». Смотреть.


Дизайн убирает все лишнее

Дизайн убирает все лишнее
Прогресс повлияет и на дизайн – он оставит от вещей будущего суть и уберет все ненужное.

Борис Тарасов
Промышленный дизайнер
– Сейчас происходит четвертая промышленная революция. На мой взгляд, каждая из них отличается от предыдущей за счет сокращения времени процессов в производстве и появлением неоспоримого конкурентного преимущества, – говорит промышленный дизайнер Борис Тарасов. – Сегодня вещам больше не нужно быть уникальными – им надо быть функциональными. Вещей с преобладанием формы над функцией будет меньше и они приблизятся к арт-объектам, а пользоваться предметами все больше будут по очереди. Дизайном будущего станет нормал-дизайн. Это когда я сижу на стуле и не замечаю его. Это просто стул - предмет, от которого отсекается все лишнее. Формула генерации таких объектов - польза, сообщение и культура.

Photo by Dillon Mangum on Unsplash
Совершенства в этом добилась японская фирма Muji (Муджи): они делают суперобычные, дебрендированные вещи без излишеств, и их бизнес-стратегия, которую они называют «антистратегией», стала популярна в мире. Оказалось, людям нужны простые вещи, и в будущем предсказывают увеличение таких компаний, сосредоточенных на минимализме «без бренда».
Конференция In The City. День 1. Дизайн. Смотреть.

Конференция In The City.
День 1. Дизайн. Смотреть.
День 1. Дизайн. Смотреть.


Где рождаются идеи для городов?

Где рождаются идеи для городов?
Проекты, делающие город «умным», часто генерируют сами горожане. Если их поддержать и немного научить, то города начнут развиваться силами живущих в них людей. Участники грантового конкурса, итоги которого представили на InTheCity, разработали своими силами технологичные стартапы, способные повлиять на городское развитие.

Софья Соболь
Руководитель региональных проектов института «Стрелка»
– Разброс тем широк – от решения экологических и транспортных проблем до приложения с музеями, – говорит руководитель региональных проектов института «Стрелка» Софья Соболь. – По этим тематикам можно определить, чем сегодня «болеют» горожане. Например, петербуржцев волнует доступность зонтов - две идеи было на эту тему. А если серьезно, то в тренде экология: например, возможность разработки материала, альтернативного пластику. Участвовали как профи, так и любители от 18 до 35 лет. Разработка экологичного материала – это профессиональный проект, а идея умной автобусной остановки, которую можно обогреть зимой, крутя педали, – это любительская идея.
На конкурс поступило 57 заявок со всей страны, 70-80% из которых принадлежит петербургским авторам. Сумма гранта составляет 150 тысяч – это стартовый размер для доработки и развития идеи, чтобы она не осталась на бумаге. Главное в этих проектах – потенциал, возможность развивать их со временем. И Петербург как место проведения форума IntheCity выбран не случайно.
На конкурс поступило 57 заявок со всей страны, 70-80% из которых принадлежит петербургским авторам. Сумма гранта составляет 150 тысяч – это стартовый размер для доработки и развития идеи, чтобы она не осталась на бумаге. Главное в этих проектах – потенциал, возможность развивать их со временем. И Петербург как место проведения форума IntheCity выбран не случайно.

Ольга Андреева
Директор фонда «Родные города»
– Петербург - это город с мощнейшим уровнем образования, здесь всегда высокий запрос на актуальную повестку, – говорит директор фонда «Родные города» Ольга Андреева. – Наш партнер «Газпром нефть» широко внедряет инновации в бизнес и прекрасно осознает их влияние на развитие городской среды. Такой отклик – а в мероприятиях In The City за два дня поучаствовали почти 4000 человек, – подтверждает, что мы подняли живую и востребованную тему.

Победителем грантового конкурса In The City стал проект «Добрососедская рекламная сеть».
Выступление Джесси Лекавалье. Лекция «Инфраструктура как способ мышления:
зачем анализировать повседневность». Смотреть.
зачем анализировать повседневность». Смотреть.

Выступление Джесси
Лекавалье.
Лекция «Инфраструктура
как способ мышления:
зачем анализировать
повседневность». Смотреть.
Лекавалье.
Лекция «Инфраструктура
как способ мышления:
зачем анализировать
повседневность». Смотреть.

Материал публикуется специально для программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть»
Автор текста: Анна Романова
Редактор/корректор: Елена Виноградова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко,
Верстка: Ольга Голубева
Фото предоставлены пресс-службой программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть»
Автор текста: Анна Романова
Редактор/корректор: Елена Виноградова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко,
Верстка: Ольга Голубева
Фото предоставлены пресс-службой программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть»
Просмотров: 1411