Как победить страх и запустить стартап
#SPBSTARTUPDAY
Вы придумали новый гаджет, приложение или онлайн-сервис. У вас есть идея, единомышленники и, возможно, даже деньги, но начинать бизнес все равно страшно. Как с этим справиться? За ответом мы обратились к основателям трех успешных технологических стартапов.
Все наши герои — спикеры ежегодной петербургской конференции Spb Startup Day, которая в этом году пройдет 5 октября. На ней соберутся более 2000 участников стартап-сообщества: основатели, инвесторы и представители крупного бизнеса. В программе — воркшопы, консультации, презентации проектов и разбор лучших кейсов от лидеров рынка. Участие бесплатное, регистрация открыта до 4 октября 2019 года.
основатель проекта «Партия еды» и директор сервиса «Яндекс.Шеф»
соосновательница проекта CINEMOOD
соосновательница проекта Welltory
«Тщательная подготовка придавала мне уверенности»
Основатель проекта «Партия еды» Михаил Перегудов боролся со страхом неудачи с помощью системного подхода и поэтапного планирования. Подход сработал: готовые наборы продуктов с рецептами нашли своего потребителя и побывали на многих кухнях.
Я пять лет до этого работал в стартапе и своими глазами видел, как растет проект, был рядом с основателями, и тогда понял, что это вполне реально сделать обычному человеку, — рассказал он. — Однако я не рванул действовать, нащупав идею, а поступил несколько нетипично. Подошел системно: проанализировал сегменты рынка, долго выбирал перспективную идею и разработал финансовую модель. Так что запуск «Партии еды» был тщательно подготовленным, а не импульсивным. Параллельно при этом я работал, поэтому новый бизнес не угрожал моей финансовой стабильности. И когда я уже был готов, то просто ушел с этой работы и начал. Тщательная подготовка придавала мне уверенности, но все равно было очень страшно.
Основной страх предпринимателя касается социального одобрения, провала, того, что ничего не получится. И страх неудачи вполне обоснован: девять из десяти стартапов умирают. Если ваш проект не состоится, жизнь на этом не кончится. Вы вернетесь к своей прежней работе с багажом крутого опыта, как более ценный сотрудник.
Мне помогла еще одна техника: я расписал пять стадий и целей, которых я бы хотел достичь на каждой из них. Первая — запуститься, потом — выйти в плюс, потом — найти инвестора и так далее. При этом успехом для меня было бы достижение любой из этих целей. Я решил: если удастся хотя бы первый шаг, я как минимум стану опытнее. В итоге наш проект купил «Яндекс», и сейчас он называется «Яндекс.Шеф». При этом «Партией еды» я занимаюсь по-прежнему как генеральный директор, и у меня осталась доля в бизнесе.
Основной страх предпринимателя касается социального одобрения, провала, того, что ничего не получится. И страх неудачи вполне обоснован: девять из десяти стартапов умирают. Если ваш проект не состоится, жизнь на этом не кончится. Вы вернетесь к своей прежней работе с багажом крутого опыта, как более ценный сотрудник.
Мне помогла еще одна техника: я расписал пять стадий и целей, которых я бы хотел достичь на каждой из них. Первая — запуститься, потом — выйти в плюс, потом — найти инвестора и так далее. При этом успехом для меня было бы достижение любой из этих целей. Я решил: если удастся хотя бы первый шаг, я как минимум стану опытнее. В итоге наш проект купил «Яндекс», и сейчас он называется «Яндекс.Шеф». При этом «Партией еды» я занимаюсь по-прежнему как генеральный директор, и у меня осталась доля в бизнесе.
«Уверенность — это уже полдела»
Очень важно верить в свой проект и правильность выбранного пути. Даже если пока это лишь нарисованная картинка и описанный функционал. Так считает Дарья Мингалиева, соосновательница стартапа Cinemood — портативных проекторов, наполненных видеоконтентом и онлайн-сервисами для всей семьи. В России Cinemood начинался под маркой «Мультикубик».
Моя история началась со знакомства с Мишей Буховцевым в 2014 году. Он как раз искал бизнес-консультанта, чтобы обсудить свою идею стратапа «Мультикубик». Вместо стандартной консультации мы проговорили семь часов! — рассказывает она. — На тот момент у меня было свое агентство, но я вышла из этого бизнеса, чтобы присоединиться к Мише. Мы придумали все за один вечер: позиционирование, название, ценность для аудитории, как будет развиваться проект и какая у нас миссия. В общем, зажглись идеей.
Моя ключевая рекомендация — не бояться делиться идеей, ведь один из основных страхов в том, что расскажешь идею — и ее сразу украдут. Мы делали наоборот: на каждом шагу рассказывали о проекте своего «Мультикубика», портативного кинотеатра для детей, и собирали мнения.
Моя ключевая рекомендация — не бояться делиться идеей, ведь один из основных страхов в том, что расскажешь идею — и ее сразу украдут. Мы делали наоборот: на каждом шагу рассказывали о проекте своего «Мультикубика», портативного кинотеатра для детей, и собирали мнения.
Стань звездой стартап-дня!
Когда мы уже продали три тысячи первых «кубиков», то новый расширенный функционал придумывали частично исходя из нашего видения «проекта мечты», а частично — ориентируясь на опросы и предложения образовавшегося сообщества.
Ты будешь девяносто девять раз из ста слышать «нет», но если ты сам не веришь, вообще ничего не будет. Если все говорят «нет», значит проект просто еще не нашел своих инвесторов. Отказы — тоже информация. Если тебе все же сказали «нет», обязательно спроси, почему. Коллекция таких объяснений поможет с каждым разом делать продукт лучше.
Второй этап — изучение и фидбек. Мы изучали каждого конкретного инвестора перед встречей: ведь одним интересен контент, другим — железо, третьим — ИТ. И ты готовишь свой питч, исходя из этой информации.
Ты будешь девяносто девять раз из ста слышать «нет», но если ты сам не веришь, вообще ничего не будет. Если все говорят «нет», значит проект просто еще не нашел своих инвесторов. Отказы — тоже информация. Если тебе все же сказали «нет», обязательно спроси, почему. Коллекция таких объяснений поможет с каждым разом делать продукт лучше.
Второй этап — изучение и фидбек. Мы изучали каждого конкретного инвестора перед встречей: ведь одним интересен контент, другим — железо, третьим — ИТ. И ты готовишь свой питч, исходя из этой информации.
«Начать могут многие.
Самое страшное — после»
Самое страшное — после»
Первый шаг — это вовсе не то, чего стоит бояться, считает Евгения Смородникова, соосновательница компании-разработчика мобильного приложения Welltory для управления стрессом и энергией. Анализируя вариабельность сердечного ритма, приложение определяет текущий уровень стресса и дает рекомендации.
Много хороших идей умирают на взлете — и не потому, что начинающие бизнесмены не нашли деньги или не наполнили первую версию продукта, — говорит она. — Самая частая причина провала — невозможность справиться со свалившейся нагрузкой. Тебе придется одновременно быть уборщицей, бухгалтером, стратегом, программистом, продажником и рекрутером. Эта смена ролей лишает ощущения контроля. Деятельность предпринимателя вобрала в себя всевозможные стрессы, и страх начать — это далеко не самое главное.
Первый шаг делают многие: посмотрите, сколько стартапов кругом. Но большинство просто не доходит до стадии, когда становятся ясна ценность продукта до клиента. Они сталкиваются с вещами, о которых никто не предупреждал, и выгорают, ведь им никто не помог с этим давлением справиться.
Первый шаг делают многие: посмотрите, сколько стартапов кругом. Но большинство просто не доходит до стадии, когда становятся ясна ценность продукта до клиента. Они сталкиваются с вещами, о которых никто не предупреждал, и выгорают, ведь им никто не помог с этим давлением справиться.
Чтобы работать на максимуме продуктивности и при этом выжить, приходится включить абсолютно взрослый режим заботы о себе. Например, запастись водой, если ближайшие несколько часов предстоит безвылазно сидеть за компьютером; пробежаться, когда надо прочистить голову; поколотить грушу, чтобы слить напряжение после тяжелых переговоров... Мониторинг состояния организма сейчас оказался востребованным в стрессовых профессиях предпринимателей, менеджеров.
Материал подготовлен специально для Spb Startup Day.
Автор: Анна Романова
Редактор: Алла Пашова
Корректор: Елена Виноградова
Координаторы проекта: Елена Рожнова, Ольга Голубева
Фото: ФРИИ
Дизайнер: Екатерина Елизарова
Автор: Анна Романова
Редактор: Алла Пашова
Корректор: Елена Виноградова
Координаторы проекта: Елена Рожнова, Ольга Голубева
Фото: ФРИИ
Дизайнер: Екатерина Елизарова
Просмотров: 1031