Главным событием недели - помимо цен на нефть, разумеется, стало то, что федеральное правительство наконец-то пошло на уступки. Речь идет о проекте бюджета на 2001 год, который в настоящее время обсуждается в Госдуме.
Под давлением депутатов доходная часть бюджета будет увеличена на 28,5 миллиардов рублей. Примерно такая же сумма уйдет регионам за счет дополнительных 15 % подоходного налога. В общей сложности региональные бюджеты будут получать 99 % этого налога, а федеральный бюджет - оставшийся один процент. Как считают правительственные аналитики, это будет компенсацией региональным бюджетам за НДС, который полностью «ушел» на федеральный уровень.
Согласившись на поправки, правительство действительно продемонстрировало свою способность идти на компромиссы, в том числе - в вопросах региональной экономической политики. Что уже само по себе является положительным моментом.
Навстречу здравому смыслу
Вопросам региональной экономической политики во многом посвящен опубликованный на прошлой неделе доклад Рабочего центра экономических реформ при правительстве России «К проблеме дерегулирования российской экономики». Доклад подготовлен ведущими российскими экономистами, что выгодно отличает его от рекомендаций, разрабатываемых их зарубежными коллегами. Последние часто не вполне представляют себе российские реалии, хотя и являются высококлассными специалистами
Собственно говоря, обширный доклад является попыткой развить известный рыночный тезис: «Рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо». Авторы констатируют, что в настоящее время в нашей стране взаимоотношения власти и бизнеса строятся вне какой-либо продуманной системы правил и норм. Избыточное бюрократическое регулирование одних сфер хозяйственной жизни происходит при полном отсутствии влияния государства там, где контроль действительно необходим. При этом к контролирующим инстанциям помимо пожарного надзора, СЭС и налоговой инспекции авторы доклада относят также рэкет. Последний, по данным опроса предпринимателей, мешает их бизнесу нисколько не больше, нежели налоговые и правоохранительные органы.
Капиталистическое соревнование
Итак, какими представляются правительственным аналитикам экономические отношения регионов и центра? Результатом структурных реформ, по их мнению, к 2010 году должна стать реальная конкуренция между регионами. В первую очередь - за инвестиции. Развитие новых производств в передовых регионах повлечет за собой мощные потоки внутренней миграции рабочей силы. А это дополнительно стимулирует межрегиональную конкуренцию: региональные власти, не способные обеспечить порядок, защиту прав и приемлемое состояние инфраструктуры будут терять наиболее мобильных и предприимчивых налогоплательщиков.
Улучшение инвестиционного климата зависит не только от федеральных, но в большей степени от региональных властей. В силу сложившегося распределения полномочий между федерацией и ее субъектами, федеральные органы власти далеко не всегда могут осуществлять прямое регулирование в тех или иных областях. Поэтому разрабатываемые меры федерального центра, нацеленные на совершенствование механизмов регулирования на региональном уровне, должны учитывать возможные границы федерального вмешательства. Так существуют сферы, в которых федеральное регулирование следует усилить. Но в то же время, в ряде сфер прямое федеральное регулирование просто невозможно.
К их числу относятся: регулирование региональной государственной собственности. Региональные и муниципальные власти определяют порядок проведения государственных закупок товаров и услуг за счет регионального бюджета, порядок обслуживания счетов региональных, муниципальных бюджетов и государственных предприятий. Тем не менее, центру необходимо стимулировать принятие экономически эффективных решений (казначейское исполнение бюджета, тендерные процедуры при государственных закупках, прибыльное управление или продажа государственной собственности). Однако в подобных случаях федеральные власти могут только создавать дополнительные стимулы для проведения рациональной и эффективной экономической политики.
Заберите ваш мандат
Сегодня расходы региональных бюджетов перегружены так называемыми «федеральными мандатами» - расходами, которые осуществляются из региональных бюджетов в соответствии с федеральным законодательством. К ним относятся расходы на зарплату, социальные пособия и льготы. Жесткая регламентация деятельности региональных властей не дает возможности использовать преимущества, которые предоставляет децентрализация расходов, то есть учитывать региональные особенности и запросы населения.
По мнению правительственных аналитиков, целью дальнейшего развития взаимоотношений центра и регионов должна стать децентрализация бюджетной системы, то есть расширение «официальных» полномочий и ответственности региональных властей.
Эксперты рекомендуют ввести прямой запрет на принятие законов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы, не входящие в сферу их компетенции. Полная ликвидация «федеральных мандатов», как показывает международный опыт, не только невозможна, но и нежелательна. Однако в любом случае такие «мандаты» должны выражаться не в затратах, а результатах, приниматься только в пределах «закрытого» перечня полномочий и вступать в силу не ранее определенного срока (например, за шесть месяцев) до начала очередного бюджетного года.
Виктор Николаев
Санкт-Петербургское представительство AK&M