14 ноября 2000 года сотрудниками 5-го отдела РУБОП был задержан 50-летний начальник отдела театрально-зрелищных учреждений Комитета по культуре администрации Петербурга Павел Романов. Романов признал факт получения взятки в размере 15 тысяч долларов от директора ООО «Специнженер» Евгения Орбова.
Это - второй за год случай, когда одни и те же сотрудники милиции с подачи одного и того же бизнесмена задерживают коррумпированного чиновника. Мы не хотим защищать тех, кто берет взятки, но, по нашим законам, провокации запрещены. Неужели сотрудники элитного РУБОП систематически действуют такими методами?
Вот ваши деньги...
В конце рабочего дня 14 ноября Евгений Орбов заехал за Павлом Романовым в Комитет по культуре, чтобы подвести его на Моховую в Театральную академию (ЛГИТМиК) - Романов спешил на лекции к вечерникам. Уже месяц он числился на больничном, ежедневно ездил на процедуры, но не бросал службы и лекций в академии.
По дороге Орбов с заднего сиденья «мерседеса» сунул Романову, который расположился рядом с водителем, конверт с деньгами:
- Как договаривались. Это ваши деньги.
При выходе из машины Романова окружили сотрудники 5-го отдела РУБОП...
Павел Романов сразу же признал свою вину, в чем, собственно, с точки зрения следствия, особой необходимости и не было. Все его разговоры с Орбовым были записаны на магнитофонную пленку, изъятие денег фиксировалось на видео. Человека, как говорится, взяли с поличным, причем настолько чисто, что даже не стали отправлять в «Кресты».
Справка: Павел Романов родился в 1949 году в Ленинграде. Кандидат искусствоведения, специалист по истории русского театра и национальных театров бывших советских республик. Автор множества научных работ, публикаций и пяти театроведческих книг. С 1979 по 1987 год - декан театроведческого факультета ЛГИТМиК (ныне - Санкт-Петербургская Театральная академия). Затем работал деканом по вечернему и заочному обучению, с 1991 по 2000 год - проректор академии по вечернему и заочному обучению. Одно из увлечений Романова – кулинария; он вел в свое время телепередачу «Гурмэ», сейчас ведет аналогичную передачу на радио, автор книги «Застольная история государства Российского». Недавно как актер снялся в новой картине Алексея Германа «Трудно быть богом».
Следователь Алексей Берсенев сказал нам, что до Нового года «дело Романова» уйдет в суд. Любой знающий человек подтвердит: для нашей правоохранительной системы такие сроки невероятны. Столь же невероятны, сколь и все обстоятельства этого, на первый взгляд, банального преступления.
Взятка от альтруиста
Вообще, как это ни цинично звучит, каждый чиновник имеет свою цену. Нет-нет, конечно, не все они взяточники, но те, которые взяточники, получают четко в соответствии с занимаемой должностью. Обычному следователю, например, за то, чтобы выпустить из «Крестов» преступного авторитета средней крутизны, предложат две, максимум три тысячи долларов. Начальнику отдела - до пяти и так далее. Кстати, рабочий стаж тут тоже играет роль - чем чиновник дольше на одном месте, тем у него больше возможностей повлиять на ситуацию. Такая вот существует в нашем городе неформальная бухгалтерия...
Павел Романов стал чиновником 30 августа 2000 года - ровно за два с половиной месяца до того, как ему дали взятку в размере 15 тысяч долларов!
Обратите внимание: не 300 долларов, не 500, не тысячу - а 15 тысяч. Интересно, за что?
Договор Комитета по культуре и ООО «Специнженер» был типовым договором о намерениях, в нем отсутствовали четкие цифры и обязательства. Однако в его рамках, помимо общих пунктов о «создании новых форм художественной жизни», предусматривалась реализация трех основных проектов.
В одном речь шла о поставке сборных сцен для проведения массовых городских торжеств, главным образом в рамках празднования 300-летия Петербурга. Во втором - о трансляции праздника Нового 2001 года по 5-му каналу. В третьем - о финансировании антрепризных спектаклей. Рассматривались также варианты аренды «Специнженером» кинотеатров, находящихся на балансе комитета.
В общем, реализация всех этих проектов сводилась к тому, что некая немецкая фирма «Косби Инкорпорейтед» собиралась оказать спонсорскую помощь нашему Комитету по культуре.
Вы часто слышали о том, чтобы спонсор давал взятку только за то, чтобы ему пообещали, что он когда-нибудь станет спонсором?
Только Евгений Орбов, директор ООО «Специнженер», представляющего в России интересы далеких иностранных спонсоров, мог бы с этого договора иметь материальную выгоду - все-таки спонсорской помощью должен был распоряжаться он. Странно, почему же господин Орбов дал взятку представителю Комитета по культуре, который и так должен был быть заинтересован в получении спонсорской помощи, а не представителю фирмы «Косби»?
Кстати, немецкую фирму «Косби Инкорпорейтед» нам в Германии с помощью Интернета найти не удалось, видимо, плохо искали.
Евгений Орбов долго и путано объяснял нам, какую выгоду поимели бы со всего этого загадочные иностранные спонсоры, но мы так и не поняли, почему, когда все договоренности были достигнуты, он решил вручить чиновнику скромный презент в 15 тысяч долларов. Тем более что деньги эти никакого отношения к Орбову не имели: сотрудники РУБОП перед этим взяли их в банке в обычном для таких случаев порядке - чтобы после проведения мероприятия вернуть!
В общем, явно не высокопоставленный чиновник Павел Романов получил взятку, соответствующую уровню вице-губернатора, за договор, в котором не были указанные конкретные суммы денег, то есть за обещание хороших отношений между Комитетом по культуре и некой немецкой фирмой! Причем представитель этой фирмы заплатил Романову за то, чтобы иметь возможность платить в будущем! Кроме того, бизнесмен Орбов при подписании договора перепутал название возглавляемой им фирмы и в конце концов обратился в милицию - чтобы уж наверняка лишить себя возможной выгоды!
Змей-искуситель
Самое удивительно: оказывается, Павел Романов - не первый чиновник, которого арестовали за получение взятки по заявлению Евгения Орбова!
Кто же такой директор ООО «Специнженер» (или «Специнженир»?) Евгений Орбов?
В 1997 году Евгений Орбов впервые столкнулся с сотрудниками правоохранительных органов. Его задержали с фальшивым векселем Воронежского филиала «Сбербанка» стоимостью миллиард рублей.
В феврале 2000 года было возбуждено по факту мошенничества еще одно уголовное дело, которое до сих пор расследуется сотрудниками 2-го отдела Главного следственного управления нашего города. Это дело появилось после того, как несколько бизнесменов обратились в правоохранительные органы с заявлениями о том, что Орбов в рамках определенных соглашений взял у них крупные суммы денег и не возвращает.
А еще в ближайшие дни будет решена судьба уголовного дела, возбужденного в отношении бывшего начальника оперативно-розыскного отдела Пулковской таможни Владимира Самсонова. Его дело уже в суде, Самсонова обвиняют в получении взятки от... Евгения Орбова!
Как и в случае с Романовым, Евгений Орбов помог тем же оперативникам все того же 5-го отдела РУБОП составить доказательную базу преступления: сделать записи трех видео- и восьми аудиокассет. Следователю Северо-Западной транспортной прокуратуры Баранову оставалось все оформить и через несколько месяцев отправить готовое дело в суд.
Не стучать нельзя
С древнейших времен оперативные работники прибегают к помощи платных агентов. Об этом не принято говорить вслух, но именно на таких моментах основываются раскрытия большинства преступлений. Впрочем, агенты используются не только для сбора информации. Они могут и сами успешно моделировать ситуации, другие участники которых совершают преступления, после чего сразу же попадают в руки правосудия. Такая ситуация называется провокацией.
Хорошо это или плохо - вопрос сложный. Когда сотрудники правоохранительных органов постоянно получают информацию о том, что чиновник Иванов берет взятки, но никак не могут поймать его, посылают своего агента, чтобы тот организовал провокацию, - это, наверное, хорошо. Взяточник Иванов садится в тюрьму, а его место, может быть, займет порядочный человек. А если сотрудники правоохранительных органов говорят своему агенту, что, мол, найди любого чиновника и под любым предлогом всунь ему конверт с деньгами, чтобы мы могли отчитаться об успехах в борьбе с коррупцией, - это, наверное, плохо.
Да, спровоцированный чиновник взял деньги, может быть, в первый раз, не устояв перед искушением. Формально он совершил преступление, а фактически - кому дано право искушать? Зачем мешать человеку быть порядочным?
Впрочем, всякий раз, когда моральная сторона какой-то проблемы вызывает споры, рекомендуется обратиться к букве Закона. В нашей стране имеется по этому поводу 304-я статья Уголовного кодекса, в соответствии с которой провокация взятки расценивается как преступление средней тяжести и карается вплоть до 5 лет лишения свободы. Значит, сотрудники милиции, спровоцировавшие взятку, - преступники. Возникает вопрос: имеют ли моральное право одни преступники ловить других? Нет ли тут двойного стандарта, дескать, одним можно, а другим нельзя?
Отдел расследований Агентства журналистских расследований
Полная версия статьи опубликована в свежем номере газеты «Ваш тайный советник»
Фото: газета «Ваш тайный советник»