"ИНН - печать Антихриста!" - во многих православных храмах Санкт-Петербурга, как и по всей России, можно увидеть плакаты, листовки и целые стенды, предупреждающие верующих о грозящей опасности. ИНН - идентификационный номер налогоплательщика. 666 - число Зверя, сатанинская печать. Что между ними общего?
Не помог и печорский старец
Личные электронные коды появились в Европе в результате принятия Шенгенских соглашений. В протестантских странах этот процесс прошел спокойно, но православный мир отнесся к коду иначе. В Греции введение электронных паспортов вызвали в 1997-1998 годах акции массового протеста, в 1999 году то же самое происходило на Украине. Православные выступали против занесения в компьютер данных о каждом человеке, замены его имени кодом. Еще больше люди боялись печати Антихриста. Некоторые усмотрели в штрих-кодах, которыми предполагалось "пометить" каждого налогоплательщика, обещанное Библией "число Зверя" - 666. Зоркие верующие увидели сатанинский символ в разделительных линиях: эти двойные полоски, действительно, обозначали электронную запись числа 6, и они повторялись трижды. Так миф стал достоянием народа и превратился в общественную силу.
Когда пришла надобность вводить ИНН в России, еще на стадии эксперимента по стране поползли слухи о том, что ИНН в виде штрих-кода - печать Антихриста, православным его принимать нельзя, это измена Христу. Дело дошло до того, что Священному Синоду Русской православной церкви пришлось сделать специальное заявление. В первой его части содержится призыв "хранить христианское трезвомыслие", а во второй - "уважать чувства верующих". Первый обращен к пастве, второй - к властям. О том, что никакие знаки не могут повредить душе человека, если не сопровождаются сознательной изменой Христу, благополучно забыли. Слова же об озабоченности "миллионов христиан" воспринимаются как признание реальности "сатанистской" угрозы.
Синод реально учитывал, что часть наиболее испуганных откажется от личных кодов. Поэтому и предложил государству подтвердить предусмотренные законодательством гарантии альтернативной системы учета граждан без какого-либо ущерба для их прав и возможностей. Однако предложение устранить "кощунственный символ" цифры 6 из штриховой записи и даже ввести "альтернативный национальный электронный язык" в странах с "преобладающим православным населением" лишь подогрело людские страхи.
Не помогло даже опубликованное в прессе частное письмо знаменитого отца Иоанна Крестьянкина из Псково-Печерского монастыря. Того самого, которого Президент Путин поздравлял с 90-летием весной этого года. В августе прошедшего года сразу за посещением Псковской дивизии ВДВ Президент навестил старца. Говорят, и про ИНН они тоже говорили. И в письме своем отец Иоанн определенно высказался, что Христос требует от православного человека веру, а не пластиковую карточку. Старец уверен, что никакие черточки и циферки не смогут повредить человеку, молящемуся Богу, и призвал не сопротивляться введению номеров. Напрасно...
В результате вместо общеевропейского штрих-кода с "сатанинскими" черточками российский ИНН представляет собой просто десятизначный номер, но и его некоторые верующие не желают принимать.
А ты отказался от ИНН?
Как нам пояснили в пресс-службе Налоговой инспекции по Санкт-Петербургу, заявления с отказом принимать ИНН по-прежнему поступают в налоговые органы. Оказалось, что немало христиан охотно восприняли вторую часть синодального заявления, забыв про первую. Увы, но официальный документ стал руководством к действию для "эсхатологически озабоченных". Призыв христиан к духовной трезвости, оставляющий право принимать или не принимать ИНН, "озабоченные" пропустили мимо ушей, зато увидели в заявлении призыв к общественному протесту. Более того, есть непримиримые, которые видят в отказе от ИНН - в любом его виде - обязанность каждого верующего.
Интересно, что "массовый" протест в некоторых регионах России приобрел, по оценкам некоторых наблюдателей, черты хорошо подготовленной акции, направленной если не на раскол общества, то уж на создание гражданской напряженности - точно. Вдохновляемые иными священниками группы мирян атакуют выходящих из храма, предлагая им подписывать обращение к Президенту и заполнять размноженные типографским способом готовые формы заявлений об отказе от ИНН (на снимках). Эти заявления где сотнями, а где и тысячами поступают в налоговую инспекцию.
Причем отказ подписывать такое заявление трактуется активистами как предательство православия. Некоторые священники даже не допускают имеющих ИНН к церковным службам! На свободную совесть верующих оказывается прямо-таки бессовестное давление. Если Синод выразил озабоченность судьбой тех, кто откажется от ИНН, то теперь стоит побеспокоиться о правах тех, кто его имеет. Их религиозная судьба в окружении агрессивных "собратьев" может стать драматичной.
Что бы это значило?
Одним словом, "опять хотели, как лучше ...". Власть явно переоценила успехи эксперимента по введению ИНН в Башкирии и Удмуртии. Но там православных - меньшинство! В других же регионах России нужно было действовать совсем иначе. Разъяснять, с людьми разговаривать. В газетах, на телевидении и радио - везде, где есть возможность. Привлечь к этому делу церковных иерархов и авторитетных мудрых священников - их в России достаточно. Ан нет - на своем пути к реформам власть в очередной раз наступила на грабли, на этот раз религиозные.
Но одна лишь недальновидность властей скрывается за конфликтом? Эта история открывает публике и серьезные проблемы в самой Русской православной церкви. Оказалось, что число людей, называющих себя православными, но не способных подняться над коллективными страхами, не только огромно, но и социально активно.
Все эти люди как будто ждали команды, чтобы начать публично бояться и протестовать. По мнению части духовенства, любить собственные страхи иных прихожан заставляет отсутствие настоящей религиозной жизни. Но несомненно, без священников, порождающих и поддерживающих трагические предчувствия, они бы даже не появились. Характерно, что наибольшая активность была проявлена достаточно молодыми, как по возрасту, так и по сроку службы, батюшками. Эта часть духовенства "ловит момент", чтобы завоевать пусть скандальный, но авторитет.
Однако протестует не только рядовое духовенство. Некоторые епископы открыто поддерживают движение и направляют Президенту письма с требованием отменить ИНН для православных - например, архиепископ Вятский Хрисанф (Чепиль). Даже в газетах, издающихся по благословению патриарха ("Русь державная" и "Радонеж"), публикуются материалы, противоречащие духу и букве общецерковных документов. А учитывая "чиноугодничество" некоторых "протестантов" из числа священников, можно предположить, что они действуют при непосредственном одобрении части архиереев.
За борьбой с Сатаной прячется и... Желтый Дьявол?
И вполне вероятно, что дело тут не только в сочувствии массовому психозу. За созданием электронной документации просматривается вовсе не уступка "империализму" с его стремлением к глобализации, а просто стройная система "прозрачной" финансовой отчетности - которая коснется не только известных всем олигархов. Вряд ли можно утверждать, что через РПЦ проходят астрономические суммы. Но и того, что проходит, кое-кому хватает. И этот "кое-кто" определенно считает, что знать об этом другим совершенно необязательно.
Примечательно, что нечто подобное прозвучало и в докладе Патриарха Алексия II на Архиерейском соборе. Известно, что Патриарх уже вносил "принципиальные поправки" в Налоговый кодекс. Коснулся он и порядка налоговой отчетности церкви. Почти все суммы доклада патриарха имели лишь процентное выражение - составить из этого представление о том, кто сколько получает и тратит, невозможно. А вообще, говоря о финансовых вопросах, Патриарх выразил надежду, что он будет и дальше "отстаивать традиции и интересы Церкви в ее отношениях с государством".
Действительно, в отличие от других православных церквей (или церквей других христианских конфессий), где приходские органы отчитываются перед верующими за все полученные и потраченные суммы, в РПЦ такой практики просто нет. Отчеты поступают только в епархию. Деятельность приходских ревизионных комиссий либо фиктивна, либо носит формальный характер. При таких условиях может действовать не только "белая" и "черная" касса, но и двойная или даже тройная бухгалтерия. Зачастую это удобно, прежде всего для нищих приходов: можно оперативно помочь нуждающимся, произвести работы дешевле, чем при официальном оформлении подряда, оплатить труд тех, кто не может предоставить финансовых документов... - в этих "мелочах" церковь неоригинальна и не одинока. Так же неоригинальна и возможность финансовых злоупотреблений: некоторые начинают путать церковный кошелек со своим собственным.
Получается, что исторические традиции и сиюминутный интерес иерархов РПЦ совпадают: это "непрозрачность" для государственных органов церковных бюджетов всех уровней и невмешательство государства в финансово-хозяйственную деятельность патриархии. Однако в условиях, когда новая российская политика рассчитана на создание общих принципов "прозрачной" экономики и правового пространства, такой взгляд на взаимоотношения церкви и государства вряд ли уместен. Поэтому вполне возможно, что конфликт вокруг ИНН демонстрирует слабоосознанный протест против "нового экономического курса", исподволь предупреждающий власть о серьезности возможного противостояния. И основную ударную силу здесь будет составлять не осторожный епископат, остающийся в тени, а "народный" протест сознательно введенных в заблуждение православных людей.
"Петербургский" список
Обычно лидеры протеста из числа священников предпочитают оставаться в тени, действуя анонимно. В Петербурге активные прихожане все же называют тех, кто открыто дал им благословение на подобную деятельность. Называется имя игумена Валаамского патриаршего монастыря Панкратия, священников Владимира Сергиенко, Андрея Масюка (он, кстати, настоятель прихода в одной из психиатрических лечебниц Петербурга) и игумена Александра Федорова.
Последняя личность весьма интересна для понимания "портрета проблемы". Игумен Федоров - настоятель храма в Академии художеств, доцент этой академии, кандидат архитектуры. А в советские времена был секретарем комитета комсомола этого вуза! Бывший комсомольский лидер, кстати, остается наставником юных - он является председателем православного молодежного движения. Чем не сила в борьбе с сатанинским ИНН!
Но дело, скорей всего, не в одном лишь неофитском порыве самого Федорова. Вряд ли бывший комсомольский лидер стал действовать без разрешения начальства. Во всяком случае ректор Духовной академии епископ Константин (Горянов), где игумен Александр руководит иконописной школой, неоднократно выступал с проповедями против ИНН и штрих-кодов, пугая студентов концом света. Возможно, Александр Федоров получил разрешение на свою деятельность и от ректора, а может быть, вдохновляется и более высоким патронажем.
При этом официальная позиция митрополита Петербургского Владимира (Котлярова) мнению Синода не противоречит - вроде бы, и не против европеизации, но и страхов не отрицает.
Александр ПРОНИН