Прогнозы правительства о радикальном замедлении темпов инфляции во втором полугодии начинают сбываться: по данным Госком-стата, рост потребительских цен с начала августа составил 0%. При этом с 14 по 20 августа цены даже немного упали. Если так пойдет и дальше, в 2001 году инфляция действительно окажется ниже, чем в 2000-м.
В принципе в нынешнем замедлении инфляции нет ничего удивительного. В июле, августе и сентябре потребительские цены в России, как правило, растут не так быстро, как в остальные месяцы. Связано это главным образом с сезонными факторами - летом люди обычно тратят на ряд продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (типа мяса или картошки), меньше денег, чем зимой. К тому же свежие фрукты и овощи, дорожающие в мае -июне, становятся доступнее по цене.
Одним словом, когда в августе инфляция снижается, это нормально.
Как видно из последней сводки Госкомстата, с 7 по 13 августа инфляция в России фактически остановилась, а с 14 по 20 августа потребительские цены снизились на 0,1%. По мнению экспертов статкомитета, инфляция в августе может составить 0,0 -0,1% против 0,5% в июле 2001 года.
Удивляться же здесь, наверное, стоит разве что точности, с которой нынешнее замедление роста цен было предсказано высокопоставленными правительственными экспертами.
К примеру, недавно министр экономического развития и торговли Герман Греф говорил, что ожидает в августе еще большего снижения темпов роста цен по сравнению с июлем или даже дефляции. А в апреле с аналогичным прогнозом выступил вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, хотя потребительские цены с начала года росли ускоренными темпами, весной процесс пошел вспять и поэтому во втором полугодии инфляция должна существенно упасть. Министр обращал внимание на то, что ровно то же самое имело место четыре года назад.
Действительно, в 1997 году перелом инфляционной тенденции тоже произошел ближе к лету: в январе - апреле месячный прирост цен колебался в пределах 1 - 2,3% (по отношению к показателю годичной давности, при этом максимально цены выросли именно в зимние месяцы), однако весной началось замедление, в результате чего в августе цены упали на 0,1%, а в сентябре - на 0,3%. В октябре рост цен возобновился, но уже в меньших масштабах. В итоге инфляция за год (10,5%) практически совпала с правительственными оценками.
В этом году инфляционные процессы пока что движутся по схожему сценарию: в первом квартале - бурный рост, однако от месяца к месяцу цены растут все медленнее, а в августе и вовсе начинают падать.
Резонно предположить, что осенью цены падать перестанут. К тому же ситуация с инфляцией развивается примерно на том же фоне, что и четыре года назад, - экспортеры благоденствуют, а вместе с ними процветают и все остальные субъекты российской экономики. Что, безусловно, шансы на повторение сценария 1997 года только повышает.
О том, что после 1997 года был памятный всем 1998-й, но в 2002-м ничего такого ожидать не следует, правительственные чиновники в последнее время высказывались довольно часто - так что углубляться в эту тему уже не стоит. Понятно ведь: пока цены на нефть выше $20, никакой "черный понедельник" нам не грозит, зато в 2003 году, когда надо будет платить Парижскому клубу $18,5 млрд., бюджету придется туго.