Слухи о скором переподчинении государственной противопожарной службы из МВД в ведение Министерства по чрезвычайным ситуациям буквально огорошили бравых огнеборцев. И тому есть весомые причины.
Чуть ли не с момента образования - а российские пожарные в апреле этого года отпраздновали 353-ю годовщину со дня основания своего ведомства - эта служба замыкалась на полицейские органы. Да и после 1917 года противопожарная служба вошла в состав тогдашнего наркомата внутренних дел. В весьма комфортных объятиях которого - с милицейской выслугой лет, статусом, окладами и иными приятными моментами - она и пребывала без малого семьдесят последних лет.
Однако в начале 90-х возникло МЧС. Во многом благодаря деловым качествам своего главы Сергея Шойгу "новорожденное" министерство сразу вошло в состав наиболее авторитетных и, пользуясь реальной поддержкой тогдашнего главы государства, постепенно приступило к объединению под своим крылом родственных ему структур.
По словам заместителя министра по ЧС Надежды Герасимовой, ее ведомство настаивает на вхождении в состав МЧС и противопожарной службы: "Мы стараемся построить спасательную организацию, аналогичную соответствующим зарубежным службам. Ведь кто на Западе первыми выезжает на пожар или аварию? Верно, пожарные, а уже затем медики, спасатели и полицейские. При этом тамошние пожарные расчеты обязательно состоят из людей, имеющих хотя бы навыки оказания первой медицинской помощи". Уже от себя добавим - согласитесь, при всем уважении к нашим пожарным в наличии у них таких способностей приходится сильно сомневаться.
По словам госпожи Герасимовой, лишать огнеборцев льгот и привилегий никто не собирается. То же самое касается и заработной платы. Ведь МЧС давно известно как организация, в которой платят хотя и немного, зато вовремя.
Более того, никто не собирается ломать устоявшуюся противопожарную структуру. Единственная перемена, которая может не понравиться некоторым пожарным, - жесткие дисциплинарные рамки, практикующиеся в Министерстве по чрезвычайным ситуациям.
"Это я могу обещать твердо. Контроль над работой будет жесточайшим. Впрочем, так издавна заведено в нашем министерстве. Иначе бы мы не смогли за четыре месяца восстановить несколько тысяч домов в Ленске, разрушенных наводнением", - твердо поставила вопрос замминистра МЧС.
В общем, с точки зрения руководства МЧС, впереди у пожарных хотя и напряженное, но все равно лишь светлое будущее. Какие же тогда волнения? Не будем говорить за всю Россию, возьмем только наш город.
Штаты питерского Управления государственной противопожарной службы укомплектованы лишь на 40 процентов. Причина - крайне низкая зарплата. Если пожарный по первому году службы получает 1400 рублей, то через пару десятков лет его заработок составит аж... 1700 рублей. Людей греет лишь принадлежность к Министерству внутренних дел, и они опасаются в новом ведомстве потерять все те немногие льготы, которые у них еще остались. В обратном их пока еще никто не убедил. Посему те, кто выслужил минимальные 20 лет, стараются побыстрее уйти на пенсию. Кому же до нее осталась пара-тройка лет, всеми правдами и неправдами перебираются в иные милицейские структуры.
Настоящие профессионалы, коих немало, думают и о другом. Если спасатели из специализированной части УГПС скорее всего сравнительно безболезненно войдут в новую команду, то как быть с теми же пожарными дознавателями, по горячим следам выясняющими причину возгорания? Ведь подобных подразделений до сей поры в составе МЧС не было. А где найти экспертов-криминалистов, которые займутся кропотливыми исследованиями тех же "огненных" причин? И это только часть возникающих вопросов.
Но не все так страшно. Например, боец 9-й пожарной части Василеостровского района, сержант внутренней службы с выслугой более 15 лет, был предельно откровенен: "А куда мы на фиг денемся? Как тушили, так и будем тушить. Костяк останется при любых раскладах. Глядишь, со временем что-нибудь и изменится к лучшему. Хотя верится в это с трудом". Спокоен и начальник питерского УГПС полковник Александр Чуприян, которого, похоже, уже ничем не удивишь. Недаром он еще пару лет назад расшифровал аббревиатуру МВД применительно к пожарным как "Министерство воды и дыма"...