Два крупнейших пейджинговых оператора Петербурга - «Пейджнет» (торговая марка «Экском») и «Неда» (марка «Неда-Пейджинг») - сливаются в единую структуру. Акционеры объединяющихся компаний пока даже не подписали соглашение о намерениях, поэтому детали предстоящей сделки хранятся в строжайшей тайне. Не выдается даже название новой структуры - стороны лишь обтекаемо говорят о грядущем "техническом и финансовом объединении".
Председатель совета директоров "Экскома" Ирина Глушко сообщила репортеру ComNews.ru, что бывшие акционеры ООО "Пейджнет" получат в объединенной компании контрольный пакет. При этом название новой фирмы еще не придумано. "Пока мы проводим исследования и рассматриваем целый ряд различных названий", - сообщила Ирина Глушко.
То, что "Пейджнет" получил контрольный пакет, неудивительно. В последнее время эта компания агрессивно поглощает конкурентов. В 1998 году "Пейджнет" "подхватил" абонентов компании "Радио-Пейдж", летом 2001 года приобрел клиентскую базу ЗАО "Би Би Джи Комьюникейшнс", а в октябре 2001 года купил 100% акций фирмы "Таском СПб".
Основным акционером "Пэйджнет" является британская фирма Pagenet Ltd., за которой стоит израильский бизнесмен российского происхождения Грегори Донат. Он знаменит тем, что через оффшорные структуры был одним из совладельцев петербургского GSM-лицензиата "Телеком XXI" и по сей день имеет долю в сотовой компании FORA Communications (через оффшор DigiTelCom Ltd., зарегистрированный на Британских Виргинских островах).
Акционером "Неды" являются холдинг "Телекоминвест" (51% акций), петербургское ЗАО "ТриНиКС" (23,5%) и датская фирма Great Northern Telegraph Company (25,5%).
Представители объединяющихся сторон говорят, что все акционеры "Неды" и "Экскома" получат доли в новой структуре. Однако похоже, что это не так. Генеральный директор ЗАО "ТриНиКС" Михаил Зеличенок не стал говорить, получит ли его фирма долю в новом операторе, но в ответ на вопрос: "А хотели бы вы получить в нем долю?" однозначно ответил: "Нет".
Скорее всего, за бортом окажется и Great Northern Telegraph Company. Эта компания явно покидает российский рынок: осенью 2000 года она бросила свой пейджинговый проект в Москве - фирму RTC-Page, работавшую под маркой "Телетинг", а летом 2001 года согласилась продать "Телекоминвесту" свой пакет в ЗАО "Санкт-Петербургские Таксофоны". Таким образом, владельцами нового пейджингового оператора будут Pagenet Ltd. и "Телекоминвест", причем последний будет играть непривычную для него роль миноритарного акционера.
Основной бизнес новой компании будет связан с сотовым проектом "МегаФон", который реализуют "Телекоминвест" вместе с Sonera, Telia и "ЛВ-Финанс. Ирина Глушко сообщила репортеру ComNews.ru, что во всех регионах России, где будут запущены GSM-сети под маркой "МегаФон", новый пейджинговый оператор предложит сотовым абонентам услугу "Единая система мобильных сообщений" (ЕСМС). "Мы будем следовать за "МегаФоном" по России", - подчеркнула Ирина Глушко.
Услуга ЕСМС была разработана в Петербурге в середине 1998 года "Недой", сотовым оператором "Северо-Западный GSM" и Интернет-провайдером "Вэб Плас" (все три компании входят в холдинг "Телекоминвест"). Она позволяет передавать сообщения через операторскую службу пейджинговой компании на сотовые телефоны (в виде SMS) или на электронную.
Генеральный директор "Экскома" Роман Тантлевский сообщил ComNews.ru, что уже существует план получить для новой компании пейджинговую лицензию на всю Россию. В первую очередь интерес для нее представляют регионы, в которых уже действуют фрагменты сети "МегаФон": Северо-Западный, Северо-Кавказский и Приволжский, а также Москва. Несколько лет назад учредителям "Экскома" принадлежали пейджинговые операторы "Информ-Экском" в Москве и "Экском" в Екатеринбурге, однако Роман Тантлевский подчеркнул, что после смены акционеров эти компании не имеют отношения к петербургскому оператору. Директор по маркетингу ЗАО "Неда" Ярослав Прокопович заметил: "В каждом регионе будет приниматься отдельное решение: мы рассматриваем как вариант создания филиалов, так и покупку действующих там операторов".
Помимо услуг для абонентов "МегаФона", новая компания намерена предлагать и услуги традиционного пейджинга. В первую очередь интерес для нее представляет домашний рынок, на котором она займет доминирующее положение. Ярослав Прокопович сообщил ComNews.ru, что у его компании сейчас насчитывается 15600 пользователей, а у "Экскома" - 22000. Таким образом, объединенная компания будет иметь абонентскую базу почти в 40 000 человек, что эквивалентно более чем 50% всего пейджингового рынка Петербурга. Ее дилерская сеть будет насчитывать 75 торговых точек, а также 5 собственных магазина (три от "Экскома" и по одному - от "Неды" и "Таском СПб"). Ярослав Прокопович подчеркнул, что за счет совмещения услуг новый оператор сможет предложить роуминг в 145 городах 41-ого региона России и в четырех странах СНГ.
Объединенной компании в петербургском эфире будут принадлежать 5 радиочастот (по две - от "Неды" и "Пейджнета" и одна, принадлежавшая фирме "Таском СПб"). Поэтому существующие абоненты могут спать спокойно - новая компания будет передавать сообщения на всех прежних частотах, а также сохранит все номера операторских служб и самих пейджеров.
ComNews