С нового года владельцы многих автостоянок резко взвинтили цены на свои услуги, объясняя это тем, что повысилась ставка налога на этот вид бизнеса. Городские власти, как обычно, утверждают, что для такого шага у хозяев стоянок нет оснований. Теперь автовладельцам придется выбирать: выкладывать 1000 рублей вместо 500 или парковаться на улице.
По данным ГУП "Городской центр автостоянок и гаражей", в Петербурге действуют 13 подземных паркингов на 725 машин, 31 многоэтажный паркинг на 8457 машин и 503 открытых охраняемых стоянки для 74 834 автомобилей.
Когда в конце 2000 года был принят закон Петербурга о налоге на вмененный доход, хозяева автостоянок сразу стали платить именно этот налог. И первоначальные правила игры бизнесменов устраивали. В отличие, например, от маршрутных таксистов, для которых был установлен весьма жесткий коэффициент (Ъ подробно писал об этом), автостоянки обложили вполне умеренным налогом. Весь 2001 год для владельцев стоянок базовая доходность равнялась 12 рублям за кв.метр в квартал (это -- в среднем, так как при расчете "вмененки" учитывается и местоположение автостоянки).
Но осенью 2001 года Контрольно-счетная палата (КСП) под руководством нового председателя Дмитрия Буренина пришла к выводу, что автостоянки недостаточно пополняют городской бюджет. В представленном депутатам ЗакСа заключении КСП напомнила, что рекомендованная федеральным законом базовая доходность для этого вида деятельности -- 180 руб./кв.м в квартал. Петербургским хозяевам автостоянок предлагался компромиссный вариант -- 100 руб/кв.м. В КСП подсчитали, что для стоянки площадью 300 кв.м налог составит не более 2 тыс. руб. в квартал. Депутаты с доводами ведомства господина Буренина согласились и приняли поправки в закон о "вмененке", а губернатор документ, не мешкая, подписал.
Но, как и в конфликте с владельцами маршруток, бизнес и власть из-за "вмененки" поссорились. По словам заместителя директора "Городского центра автостоянок и гаражей" Елены Грязновой, "по сравнению с 2001 годом, налог на владельцев автостоянок повысился в среднем в 4,2 раза. В результате они вынуждены поднять цены". (В налоговой инспекции нам тоже подтвердили, что реально налог увеличится раза в 4).
Цены начали расти, не дожидаясь 1 января -- даты вступления новых ставок в силу. Многие автовладельцы уже в декабре убедились, что вместо прежних 500-600 руб. в месяц, им пришлось выкладывать 1000 и более руб. Поспешность хозяев стоянок можно объяснить тем, что "вмененка" платится авансом -- раз в месяц или в квартал.
Не легче придется и тем, кто пользуется автостоянками не регулярно. Опрошенные Ъ владельцы стоянок дружно заявили, что они поднимут нынешнюю среднюю стоимость суточной парковки машины (25-30 рублей) вдвое. "Некоторые стоянки зарядят и по 100 рублей, -- на условиях анонимности заявил один из участников парковочного бизнеса, -- но большинство не решатся повышать цены выше 60".
Следует заметить, что повышение "вмененки" коснулось лишь открытых охраняемых стоянок и платных парковок. Паркинги -- закрытые автостоянки -- с 1 января этого года перестали платить данный налог. Но и здесь цены, наверняка, поползут вверх. Одно из объяснений владельцы паркингов уже придумали -- вступление в силу с 1 января 2002 года федерального закона "Об индексации ставок земельного налога". Хотя эта индексация происходит регулярно и, как заявляет специалисты КУГИ, вовсе не обязательно повлечет удорожание аренды за землю в Петербурге, автовладельцам от этого не легче. Ведь большинство автостоянок -- частные предприятия, и их владельцы самостоятельно устанавливают расценки на свои услуги.
Игорь Бугров, Андрей Смирнов - КоммерсантЪ-СПб
Фотография Евгения Павленко