5 мая в 19.10 Ленинградское областное телевидение начинает показ цикла "Безымянные дома. Неизвестные страницы "Серебряного века". 60-серийный документальный сериал завершится в дни празднования 300-летия Петербурга. Собственно, проект посвящен именно 300-летию.
Каждая серия длится 13 минут и включает в себя рассказ о петербургском доме, связанном с одним из поэтов "серебряного века". В принципе, сериал мог бы быть гораздо объемнее, но, увы, как всегда не хватило денег. Финансирование осуществлялось лишь из одного источника - Министерства по печати. Усилия организаторов проекта, пытавшихся найти спонсоров, успехом не увенчались. Хотя предмет исследования способен заинтересовать любого. Создателям цикла удалось рассказать о 60 петербургских домах и о 13 поэтах. Анне Ахматовой и Александру Блоку посвящено по 8 серий, Гумилеву - 7, Мандельштаму - 5. По 4 серии "досталось" Маяковскому, Белому, Есенину, Волошину и Сологубу. По три - Северянину, Кузмину, Хлебникову и Ходасевичу.
Создатели цикла выбирали малоизвестные дома, на которых, к примеру, нет мемориальных досок и ничто не указывает на то, что здесь когда-то жили великие. В этих домах и в этих квартирах сейчас тоже живут люди. Как оказалось, в основном это коммунальные квартиры. Их жильцы, как правило, не знают, кто здесь жил до них. "Когда мы им говорили о бывших квартирантах - Блоке, Гумилеве или других - они очень удивлялись. Хотя некоторые оставались равнодушными и не могли дождаться, когда мы уйдем", - признается руководитель проекта, сценарист и ведущий передач Вячеслав Недошивин.
Как правило, съемочная группа стучалась в двери квартир, стены которых помнят поэтов Серебряного века, и снимала внутри "остатки" ушедшей эпохи - изразцовые печи, расположение комнат и обязательно - вид из окна. Параллельно, "фоном", шел рассказ о доме, его обитателях и событиях, которые здесь произошли. Дома, как известно, помнят многое. В фильме показываются именно те квартиры, где Андрей Белый решил покончить с собой, где напрасно ждал свою жену, бросившуюся в Неву, Федор Сологуб, откуда ушла от Максимилиана Волошина его первая жена и где сидела Ахматова, когда к ней в последний раз, перед расстрелом, пришел Гумилев.
Правда в одну из последних ахматовских квартир - на Фонтанке, 2, съемочную группу попросту не впустили. Сейчас там располагается фирма, которая посчитала лишним присутствие в своих недрах операторов и литературоведов, желающих снять всего-то вид из окна на Неву - Ахматова очень любила смотреть на воду, лежа на подоконнике.
В основном фильм рассказывает о прошлом квартир и комнат. Однако некоторые удостоились большего - рассказа о жильцах, которые живут или жили здесь совсем недавно. "Например, в бывшей квартире Северянина не так давно жил актер, трагически погибший, и его мать, умершая при весьма загадочных обстоятельствах. А в квартире Гумилева нынешняя хозяйка нам поведала, что вначале, когда она сюда только переехала, у нее пропадали кухонные ножи, а собака постоянно лаяла в угол комнаты", - говорит Вячеслав Недошивин.
Материал, который в итоге вошел в цикл, собирался в течение нескольких лет. Мечта Вячеслава Недошивина сейчас - начать подготовку к написанию сценария к новому сериалу - о "золотом веке" поэзии. По его словам, цикл будет посвящен Пушкину, Жуковскому, Вяземскому, Рылееву, Лермонтову, Тютчеву и, конечно, домам Петербурга, где эти поэты когда-то жили.
Роза Хамидуллина
Фонтанка.ру