"Кресты" всегда интересовали обывателей. Так что мы решили встретиться с начальником "Крестов" Александром Ивановичем Житеневым и задать ему наиболее распространенные вопросы, в том числе присланные вами, читатели "Фонтанки.ру".
"Кресты" были построены как тюрьма для одиночного содержания заключенных. В ней было всего 1 тысяча камер. Петербургская тюрьма считалась самой передовой в Европе. В 1892 году здесь уже было электричество, паровое отопление. Сейчас в "Крестах" содержится около 6 тысяч заключенных - основная масса ждет суда.
"Кресты" всегда интересовали обывателей. Так что мы решили встретиться с начальником "Крестов" Александром Ивановичем Житеневым и задать ему наиболее распространенные вопросы, в том числе присланные и читателями "Фонтанки.ру".
- Почему в "Крестах" высокая перенаселенность? Говорят, в камерах содержится по 10-15 человек, и спят в три смены. Неужели ничего нельзя сделать?
- Перенаселенность существовала на протяжении многих десятков лет и нигде не афишировалась. Я сюда пришел в 1974 году, и здесь было 8 тысяч заключенных. Самая маленькая численность за историю "Крестов" была во времена горбачевской оттепели. Тогда была объявлена большая амнистия, так что осталось где-то 6 тысяч человек. В настоящее время в "Крестах" содержится тоже 6 тысяч, хотя лимит СИЗО - 2 тыс. 065 человек.
Основная причина этого в том, что суды не справляются с валом заключенных. На периферии, в других областях суды справляются, полгода - и человека осуждают. А в Питере это, к сожалению, длительный процесс. В прошлом году вышел новый закон, ограничивающий суды по нетяжким статьям держать за собой до полугода, не более. В связи с этим за год в "Крестах" снизилось наполнение на 3 тысячи человек человек, так что прогресс налицо.
К тому же новый начальник Управления ГУИН Валерий Заборовский закрепил несколько районов города за следственным изолятором в Горелово, чем разгрузил "Кресты". Еще 1,5 месяца назад у меня было 7 тысяч заключенных, но благодаря мероприятиям Заборовского, мы теперь перевозим кассационных и следственных в Гореловский изолятор.
- Расскажите, пожалуйста, как вы оказались в "Крестах"? Почему выбрали эту профессию?
- До армии я был обычным слесарем. Потом служил в Ленобласти и меня уговорили после армии пойти в эту систему. Хотя я планировал учиться - поступил в техникум холодильной промышленности, решил стать торговцем, но потом ушел в училище МВД, учился на оперативного работника. Закончил, и более 20 лет проработал на должностях, связанных с оперативной работой. В основном все это время я проработал в "Крестах", правда, ненадолго уходил - возглавлял управление собственной безопасности главка. Но, видимо, тюрьма тянет... Когда мне предложили на выбор - оставаться начальником управления или вернуться в коллектив, я выбрал последнее - и возвратился в "Кресты".
- Как проходит день начальника "Крестов"?
- Начинается он в 8 часов утра - в это время я провожу развод личного состава. Собираю дежурную смену и весь личный состав, работающий в день - это 200-300 человек. Сначала заслушиваю доклады о том, что произошло, за смену, затем ставлю задачи на текущий день. С 8 до 9 мы всех заключенных выводим на галерею, раздеваем по пояс, осматриваем, проверяем наличие царапин, синяков. Ведь контингент такой, что в камерах часто происходят ссоры, драки.
Затем я обхожу территорию, с 9.30 до 10.00 принимаю дежурный наряд, который сутки отдежурил. Далее - по распорядку: прием граждан, входящие, исходящие документы, адвокаты, следователи. Комиссии разные проводятся - административные, хозяйственные. Хозяйство большое - 4 га, и, к сожалению, со времен царя Гороха никаких капремонтов здесь не было, поэтому все сыпется, валится. Почти каждый день сижу с хозяйственниками, думаем, где что залатать. Вообще-то мы работаем до 17.00, но я почти никогда раньше 9 вечера не освобождаюсь.
- Чем занимаются заключенные целыми днями?
- Следственные у нас не работают. У меня есть бригада по хозяйственному обслуживанию - около 400 человек и небольшая группа осужденных, у которых приговоры пока не вступили в силу. Они работают в учебно-производственных мастерских, клеят коробочки. Небольшие деньги мы зарабатываем производством макарон, которые продаем другим подобным учреждениям. Это делают осужденные, оставшиеся здесь по собственному желанию, с маленькими сроками, до 5 лет. Также мы печем хлеб - для своих нужд. Есть стол заказов, тюремный магазин. Через стол заказов в этом магазине сами заключенные или их родственники могут заказать продукты питания. Стол заказов поставляет абсолютно все продукты, кроме спиртного и наркотиков.
- Как долго заключенный может содержаться в "Крестах"? Ведь это - не тюрьма, а всего лишь следственный изолятор.
- До суда здесь можно просидеть до 2 лет. Я уже говорил, суды у нас работают медленно. Был случай в конце 1980-х годов, когда по делу о Ленбытхиме человек дожидался в "Крестах" суда 6 лет.
- У вас проводятся замечательные экскурсии. В числе прочего посетителей заводят в настоящую камеру. Почему за дополнительную плату в ней не разрешается ночевать?
- Подобные предложения поступали от нескольких турфирм - это очень заманчиво. Но у нас режимное учреждение и эо большая ответственность. Возможно, со временем такая услуга и будет существовать.
- Скажите, пожалуйста, вы за смертную казнь или против?
- Это сложный вопрос. И за, и против. Я бывал в американских тюрьмах. В Америке в половине штатов есть смертная казнь, в половине - нет. Я считаю, что нам тоже надо подходить дифференцированно. Когда взлетает преступность, нужно вводить смертную казнь, когда она падает - отменять. Я в своей жизни встречал людей, у которых не осталось ничего человеческого - за плечами 8, 10 трупов, зверские убийства. Разве должен такой нечеловек жить?
- Попадают ли в "Кресты" "случайные люди"?
- Бывает. Хотя, конечно, основная масса людей - те, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления. Были заказные посадки - что тут греха таить. Платятся большие деньги, чтобы бизнесмена с пробега снять. Конечно, он выйдет через месяц-другой. Но за это время и бизнес может рухнуть. Я такое встречал, правда очень редко.
- За что можно попасть в "Кресты"?
- Процентов 90 сидят за особо тяжкие преступления. 60% - за кражи. Остальные обвиняются в разбоях, грабежах, убийствах. Много наркоманов, и они в основном выходят после суда. Я думаю, с этой категорией людей нужно что-то делать. Большие сроки, до 8 лет, даются, когда речь идет о сбыте наркотиков. За их хранение - сроки маленькие. И получается, что заключенный до суда просидит, проест продукты, а потом его отпускают по суду или после, через 1-2 месяца. Это как раньше - бомжей сажали, которые здесь питались, зимовали, а потом выходили.
- Многие наши читатели интересуются бытом заключенных...
- Быт у них скучный. В 6 утра подъем, завтрак. Утром дают в основном каши, на обед - щи или суп, на второе - пюре или овощное рагу, на ужин - рыбу, каши. Притом, что еще родственники передают продукты - закон позволяет передавать до 50 кг продуктов в месяц. Так что многие здесь отказываются от тюремной пищи.
После завтрака - телесный осмотр, после 9 утра - различные процедуры. Основная масса идет на прогулку, другие работают с адвокатами, следователями. В камерах разрешены телевизоры - в "Крестах" их штук 400, у нас библиотека хорошая. С 18.00 до 19.00 - время ужина. Как видите, сидеть довольно скучно.
- Часто ли заключенные нападают на сотрудников "Крестов"?
- Было несколько нападений, в том числе довольно серьезных. Некоторым заключенным просто нечего терять - ему грозит пожизненное заключение, и ему по большому счету становится все равно. В 1993 году одного нашего сотрудника взяли в заложники и он погиб. Другого ударили куском трубы по голове, потом попытались совершить побег. Он остался жив, но получил черепно-мозговую травму. Были нападения с заточками. На территории "Крестов" запрещено находиться с оружием. С оружием стоят только сотрудники на вышках, на территории же может использоваться только слезоточивый газ в баллончике и резиновая палка. И все.
Несколько человек, кстати, у меня находится на одиночном содержании - они представляют реальную опасность, так что сидят по одному. У них повышенная агрессия, они нападают не только на сотрудников, но и на сокамерников.
- Есть ли какие-то особые трудности?
- Последняя наша большая проблема - ВИЧ-инфицированные, которые дали нам основную массу преступлений, совершенных здесь. Буквально за 1,5 года взлетело количество больных СПИДом - было 10-15 человек, сейчас - 1 тысяча. Причем 90% больных не знали об этом - их выявили уже здесь, после обследования. В основном это, конечно, наркоманы.
Мы их сажаем отдельно - они содержатся на двух корпусных блоках. Это - вынужденная мера, на этой почве стали возникать конфликты между заключенными, зараженных боятся все, и личный состав тоже. Со стороны ВИЧ-инфицированных идут постоянные угрозы - укусить, заразить. Работники "Крестов" обыски в их камерах делают с опаской.
Сами же больные уже пускаются, как говорится, "во все тяжкие" - изготавливают бражку из хлеба, начинают искать и доставать таблетки, наркотики, в камерах - частые драки. В этом году именно ими совершено 6 преступлений в стенах СИЗО, в основном это драки, связанные с серьезными телесными повреждениями - один случай со смертельным исходом.
Беседовала
Роза Хамидуллина