Работа по бюджету на 2003г. осуществлялась поэтапно в рамках бюджетного процесса, сложившегося в Санкт-Петербурге в течение 1997-2002гг. Как сообщили в комитете финансов администарции Санкт-Петербурга, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ финансовый план, утвержденный постановлением правительства Санкт-Петербурга "О перспективном финансовом плане Санкт-Петербурга на 2003-2005гг." N19 от 25 апреля 2002г., стал основой формирования бюджета Санкт-Петербурга на 2003г. Изменение доходной и расходной частей проекта бюджета на 2003г. по сравнению с финансовым планом объясняется следующими причинами: внесены изменения в расчеты по доходным источникам бюджета Санкт-Петербурга по результатам исполнения бюджета Санкт-Петербурга в I полугодии 2002г. и уточненным прогнозом социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2003г.; учтены последствия изменения налогового законодательства на федеральном уровне; на основании проекта федерального бюджета на 2003 год в проекте бюджета Санкт-Петербурга учтены изменения нормативов отчисления федеральных налогов в федеральный бюджет, предусмотренные правительством РФ на следующий год. Общая сумма доходов в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2003г. составила 74 939 млн руб., или 20,2% в объеме валового регионального продукта. Общая сумма расходов в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2003г. составила 76 409 млн руб. Проект бюджета Санкт-Петербурга на 2003г. составлен с превышением расходов над доходами в сумме 1 471 млн руб., то есть с дефицитом. В качестве отличительных особенностей бюджета на 2003г. следует выделить: продолжение повышения заработной платы в бюджетной сфере; увеличение доли капитальных расходов; сохранение социальной направленности бюджета. Если в целом расходная часть бюджета в 2002г. увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 13 млрд руб., то при этом расходы бюджета, направляемые на оплату труда работников бюджетной сферы и соответствующие начисления, возросли на 3,7 млрд руб. В проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2003г. капитальные расходы составили 19 млрд 649 млн руб., или 25,7% в общей сумме расходов. В бюджете 2002г.а указанные расходы составляют только 22% в общей сумме расходов. Таким образом, объем расходов, за счет которых будет создано или увеличено имущество, находящееся в собственности Санкт-Петербурга в 2003г. возрастет на 5,5 млрд руб., или на 39% по сравнению с 2001 годом. Значительными темпами в 2003г. растут расходы, направляемые на подготовку города к 300-летию Санкт-Петербурга: на ремонт фасадов зданий, находящихся в собственности Санкт-Петербурга выделено 235 млн руб., что в 2,5 раза больше, чем в 2002г.; расходы на благоустройство составили 290 млн руб. (рост в 1,73 раза); на текущее содержание уличного освещения - 404,2 млн руб. (рост в 2,3 раза); на выполнение ремонта асфальтового покрытия дворов - 1,6 млрд руб. (рост в 1,35 раза). В проекте бюджета на 2003г. возрастают расходы на финансирование утвержденных законодательно городских целевых программ. Если в 2002г. расходы бюджета по целевым программам составляют 935 млн руб., то в 2003г. - 1 млрд 318 млн руб. В проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2003г. расходная часть бюджета превышает доходную часть на 1 млрд 470 млн руб., то есть впервые за период с 1997 года город возвращается к практике формирования дефицитного бюджета. Формирование бездефицитных бюджетов 1998-2000гг. и профицитных бюджетов 2001-2002гг. было вызвано необходимостью нормализовать ситуацию с городским долгом. Для обеспечения более равномерной нагрузки на городской бюджет Комитетом финансов в 2000г. был разработан стратегический план мероприятий по разрешению проблемы погашения еврооблигаций путем их досрочного выкупа. Объем платежей был распределен на три года. Погашение еврооблигаций в 2001-2002гг. производилось в том числе за счет утвержденного профицита бюджета. Источником покрытия дефицита бюджета на следующий год являются остатки средств бюджета на начало 2003г., которые образуются за счет привлечения в конце 2002г. евробондов.