Члены организации «Полярный конвой» намерены обратиться к Президенту России Владимиру Путину с просьбой «разобраться по справедливости» и оставить местом приписки ледокола-музея «Красин» Петербург, откуда он выходил на спасение знаменитой экспедиции Нобеля.
Об этом заявил заместитель председателя организации ветеранов «Полярный конвой» контр-адмирал Вячеслав Солодов. По его словам, это обращение также поддержали ветераны Северного флота, ветераны-подводники, ветераны ледокольного флота. Они убеждены, сто легендарный российский ледокол должен оставаться в Петербурге в качестве одного из его исторических символов. Как сообщает МПЦ, ветераны также просят отменить принятое в декабре 2002 года решение Минимущества РФ о передаче судна в собственность Калининградского Музея Мирового океана в качестве экспоната. «Красин», подчеркнул Вячеслав Солодов, является сегодня местом проведения патриотической работы ветеранов с молодежью, а также постоянным местом общения ветеранов полярных конвоев со своими зарубежными соратниками. Он также отметил, что ледокол «Красин» является единственным в мире судном своего класса, построенным в начале 20-го века и до сих пор остающимся «на ходу».
В середине декабря 2002 года Министерство имущества России приняло решение о передаче ледокола «Красин» в собственность калининградскому Музею Мирового океана. Кроме «Красина» в историческую флотилию калининградского музея входят научно-исследовательские суда «Витязь» и «Космонавт Виктор Пацаев» и дизельная подводная лодка «Б-4132. На этих судах развернуты тематические выставки об истории российского мореплавания. Предполагается, что на «Красине» будет представлена экспозиция, посвященная истории отечественного ледокольного флота.
Ледокол "Красин" (первое имя – "Святогор") был построен в Великобритании и введен в эксплуатацию летом 1917 года. Порядка 35 лет он был самым мощным ледоколом мира, проводившим суда через Северный Ледовитый океан. Ледокол участвовал в спасении экипажа дирижабля "Италия", в Великую Отечественную войну нес боевую вахту в Арктике, участвовал в охране полярного конвоя РQ-15. Последнее плавание он совершил в 1990 году, посетив все порты Европы. В настоящее время ледокол, являющийся памятником истории и культуры общероссийского значения, находится у причала Балтийского завода Санкт-Петербурга.
Следует также сказать, что ветераны «Полярного конвоя» выступили с инициативой проведения летом 2003 года мемориального похода в Баренцево море. Экспедиция, в рамках которой запланировано посещение Новой Земли, будет посвящена 300-летию Санкт-Петербурга и 61-й годовщине легендарного конвоя PQ-17. Ветераны намерены обратиться к главнокомандующему ВМФ России адмиралу флота Владимиру Куроедову с просьбой выделить для выхода в море океанографическое исследовательское судно Северного флота РФ. Программа экспедиции включает в себя проведение изыскательских и навигационно-гидрографических работ с выполнением подводных съемок. Однако, по словам Вячеслава Солодова, для ветеранов-участников экспедиции, возраст которых 80 – 90 лет, этот поход является еще и может быть единственной возможностью отдать дань памяти своим погибшим товарищам. В местах гибели судов и кораблей, которые входили в состав конвоя, они намерены спустить на воду венки. Участники «Полярного конвоя» располагают архивными данными, касающихся координат затонувших в районе Новой Земли судов PQ-17 и списком грузов, находившихся на них. Всего в районе, куда намерена отбыть экспедиция, предполагается нахождение четырех американских и английских судов.
Фонтанка.ру