Две трети населения России не знает, какими последствиями чреват йодный голод. К примеру, дефицит йода в стране в среднем на 15% снижает интеллектуальные способности всего населения. Петербург пытается бороться с этой ситуацией - около 5% школьников в городе на Неве страдает от различных патологий щитовидной железы.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), йододефицитные заболевания являются самыми распространенными неинфекционными заболеваниями человека. Более 2 миллиардов жителей Земли страдает от недостаточного потребления йода. У 740 миллионов из этих несчастных увеличена щитовидная железа (это так называемый эндемический зоб). Другие 40 миллионов страдают от крайней умственной недостаточности вызванной дефицитом йода. Проще говоря, дефицит йода - проблема интеллектуального потенциала нации.
Не обошла эта беда и Россию. На сегодняшний день около 150 тысяч наших сограждан испытывает йодную недостаточность. Лидирует в списке неблагополучных регионов республика Тыва, где эндемический зоб наблюдается у 90% населения. Однако и в Санкт-Петербурге ситуацию благополучной не назовешь. В результате в нашем городе стартовал проект «Профилактика йододефицитных заболеваний среди населения Северо-Запада», а недавно подводили итоги его реализации.
Как сообщила директор Центра по контролю за йододефицитными заболеваниями Эндокринологического Центра РАМН Екатерина Трошина, около 5% школьников в городе на Неве страдает от различных патологий щитовидной железы. А это уже, по мнению врачей, серьезный повод бить тревогу – ведь в других группах населения данный показатель может быть еще больше.
Однако массовое обследование россиян на предмет дефицита йода так и не было проведено по банальной причине – отсутствие средств. Между тем, исследования последних лет убедительно доказывают, что даже умеренный дефицит йода в стране в среднем на 15 процентов снижает интеллектуальные способности всего населения, что наносит существенный ущерб экономике. Получается своего рода замкнутый круг: денег на исследование йододефицита не дают, а от этого этих самых денег в стране становится меньше.
Однако есть выход из этой тупиковой ситуации. Развитые страны мира давным-давно пошли на принудительное йодирование продуктов питания, в частности соли. Причем до начала 1990-х годов подобное практиковалось и у нас, проблема йододефицитных заболеваний в СССР была практически полностью решена. Однако с развалом Союза о йодировании соли просто забыли, как следствие – резкий рост болезней, связанных с дефицитом йода. В 1999 году правительство РФ издало специальное постановление о мерах профилактики подобных заболеваний.
В 2002 году над этой же проблемой в Северо-Западном регионе начали работать Межрегиональная ассоциация "Здравоохранение Северо-Запада», детский фонд ООН «ЮНИСЕФ» и эндокринологический научный центр РАМН. Первым результатом стало распоряжение за подписью губернатора Яковлева, регламентирующее введение йодированной соли во всех детских и медицинских учреждениях нашего региона.
Как сообщила заведующая отделом гигиены питания Санкт-Петербургского Центра Госсанэпиднадзора Галина Дмитриева, на сегодняшний день проблем с йодированной солью в детских учреждениях нет. Да и качество ее существенно улучшилось. Если до 2000 года 20% взятых проб не соответствовали санитарным требованиям, то теперь всего это всего 3 – 6%.
Однако окончательно решить проблему эндемического зоба может только массовое употребление в пищу йодированной соли, а с этим то и возникают проблемы. По результатам опроса проведенного по заказу «ЮНИСЕФ» две трети населения России до сих пор не знает, какими последствиями чреват йодный голод, и как защитить от него себя и своих близких. Поэтому самое главное теперь – идеологическая работа. Чтобы каждый ребенок у нас знал: без йода жить нельзя на свете...
Елена Журавлева,
Фонтанка.ру