Хищения грузовых автомобилей в Петербурге за последние месяцы приобрели характер эпидемии. В подобных историях владельцев строительной техники утешает не столько надежда на правоохранительные органы, сколько возможность получить страховку. Однако все оказывается не так просто.
Два автокрана были похищены в ночь с 23 на 24 октября в Колпино с территории автобазы на улице Финляндская. Буквально за три дня до этого аналогичный случай произошел в Московском районе - трое неизвестных похитили два «КамАЗа» со стоянки асфальтового завода ОАО «Гарант» на Московском шоссе...
Воистину: хищения грузовых автомобилей в последние несколько месяцев приобретают характер эпидемии. По данным правоохранительных органов, в течение полутора лет на территории Петербурга и Ленинградской области совершено более трех десятков нападений на водителей-операторов строительной техники (автокранов и бетоносмесителей на базе грузовых автомобилей «КамАЗ» и «МАЗ»). Из них 6 - только за последние два месяца.
Типичная схема действия преступников такова. К водителям злоумышленники обращаются под предлогом проведения неучтенных строительных работ, затем выезжают с потерпевшими в заранее выбранное место, где, естественно, никакие работы не проводятся. Водителей пересаживают в автомобили, которые используют преступники (известны несколько таких машин – "Жигули" шестой модели светло-серого цвета, "Фольксваген" вишневого цвета и "Волга" черного цвета) и удерживают их в течение нескольких часов – за это время строительная техника перевозится в место, неизвестное потерпевшим.
Впрочем, иногда злоумышленники меняют схему действий. Так, 15 сентября к водителю "бетономешалки", доставлявшей заказчикам продукцию бетонно-растворного завода "СЗНК-Бетон", прямо на территории предприятия обратился мужчина, представился стажером и сел в кабину. Съездили вместе в район Колпино, там разгрузились, а на обратном пути в районе Московской Славянки "стажер", угрожая ножом и пистолетом, заставил водителя следовать к Пулковскому шоссе. Здесь преступника ждал его сообщник. Вместе со "стажером" они связали водителя и позже высадили его из машины. С собой угонщики забрали не только автобетоносмеситель стоимостью почти миллион, но и ключи, свидетельство о регистрации транспортного средства, путевой лист, договор лизинга на технику. По данному факту было возбуждено уголовное дело.
В подобных историях владельцев строительной техники утешает не столько надежда на правоохранительные органы, сколько возможность получить страховку, так как в договоре страхования угон транспортного средства рассматривается как наступление страхового случая. Однако в случае с компанией "СЗНК" все оказалось не так просто.
Спустя месяц после предоставления всех документов, касающихся угона, страховая компания "Русский мир", с которой у "СЗНК" был заключен договор, официально уведомила своего контрагента об отказе в выплате страховки. Специалисты "Русского мира", изучив ситуацию, пришли к выводу, что водителем "были грубо нарушены требования трудовой дисциплины, т.к. он не имел права допускать в кабину вверенного ему транспортного средства посторонних лиц. Именно указанные нарушения водителя послужили причиной неправомерного завладения транспортным средством неустановленными лицами". Таким образом, констатировали в страховой компании, в действиях водителя как лица, допущенного к управлению застрахованным транспортным средством, усматривается умысел, способствующий наступлению страхового случая. А именно этот пункт в договоре страхования является основанием для отказа в страховой выплате.
Понятное дело: "СЗНК", исправно перечислявшая платежи "Русскому миру", таким оборотом дел недовольна и намерена обратиться в суд с иском. Непонятным остается главное - каким образом страховая компания усмотрела в действиях водителя умысел, "способствующий наступлению страхового случая"? Тем более что правоохранительные органы, расследующие это преступление, к таким выводам не пришли. Выходит, что владельцы техники, несмотря на договоры страхования, оказываются, извините за каламбур, вовсе не застрахованными от причиненного ущерба. Учитывая, что случаев с угоном крупногабаритных транспортных средств происходит все больше, можно предположить, что и другие страховые компании в этих ситуациях будут выбирать подобную тактику поведения. Тогда страхователям придется, как компании "СЗНК", решать вопросы в судебном порядке.
Ада Герасимова,
Фонтанка.ру