Сейчас

-3˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-3˚C

Пасмурно, Небольшой снег

Ощущается как -7

3 м/с, ю-в

750мм

92%

Подробнее

Пробки

2/10

Какой должна быть история?

268
ПоделитьсяПоделиться

В четверг разразился скандал вокруг учебника истории. Чиновники в области образования усмотрели в учебном пособии политически некорректные пассажи и решили, что нашим школьникам такой учебник не нужен. А что думают по поводу учебника истории петербургские специалисты в этой области знаний?

Напомним вкратце историю с попавшим в опалу учебником новейшей истории России истории и его автором - школьным учителем Игорем Долуцким. На днях эксперты неожиданно обнаружили в пособии Долуцкого – по которому, кстати, не первый год учатся многие школьники - пассажи, вызвавшие у них тревогу.

В частности, беспокойство вызвало одно из заданий учебника, в котором учащимся предлагается сопоставить два высказывания и определить, кто из авторов прав. Одно высказывание принадлежит общественному деятелю Юрию Буртину, считающему, что после избрания Путина на пост президента России в стране произошел государственный переворот, следствием которого является режим авторитарной диктатуры. Вторая цитата – слова лидера «Яблока» Григория Явлинского, который полагает, что уже в 2001 году в России оформилось «полицейское государство». Школьникам предлагалось либо опровергнуть, либо подтвердить эти точки зрения, подобрав достойные факты и аргументы. Видимо, ряд специалистов усмотрел в этом задании нечто политически некорректное.

Вопрос о написанном Долуцким учебнике «Отечественная история XX века для 10-11 классов» (тираж - 30 тыс. экземпляров) был поднят на коллегии Министерства образования. Собрали экспертный совет, чтобы рассмотреть целесообразность рекомендательного штампа на этом учебнике, и пришли к выводу, что подобной литературе не место в российских школах. Экспертная комиссия по истории приняла решение отозвать гриф. Это значит, что со следующего года учебник Долуцкого - одно из пособий по истории, рекомендованных в 2001 министерством для старших классов, – может выйти из школьного обращения.

Как рассказали корреспонденту «Фонтанки» в Комитете по образованию городской администрации, в нынешнем 2003-2004 учебном году учебника Игоря Долуцкого по новейшей истории России в списках рекомендованных пособий нет. Однако в прошлом году он был рекомендован среди ряда учебных пособий для изучения отечественной истории в старших классах и, наверное, использовался в некоторых питерских школах.

Косвенно ситуацию с учебниками истории прокомментировал и сам президент Владимир Путин: по данным СМИ, в четверг, во время встречи с учеными-историками, он заявил, что «современные учебники для школ и вузов не должны становиться площадкой для новой политической и идеологической борьбы». Президент отметил, что появление многообразной литературы и уход от однопартийности и моноидеологического освещения истории страны – это неплохо, однако нельзя допустить и впадания в другую крайность».

Между тем, некоторые расценивают скандал вокруг учебника истории как признак возвращения именно к старой «советской» схеме преподавания, когда не допускалось наличие нескольких пособий по одному предмету.

Кстати, по мнению некоторых специалистов, учебник Долуцкого – пособие весьма новаторское для своего времени, у него много положительных качеств. Преподаватели ряда школ отзываются о нем положительно и считают издание «неординарным».

Каким же должен быть учебник истории в современной российской школе? Этот вопрос корреспондент «Фонтанки» задал специалистам в области истории и образования.

*Петр Баранов, заведующий кабинетом истории и обществоведения Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования: *

- Современный учебник по новейшей отечественной истории должен предлагать палитру разных трактовок, оценок происходивших событий. Потому что, исходя из особенностей исторического содержания 20-го века, в нынешней ситуациия объективности достичь трудно.

Второе: учебник должен быть написан в диалоговом ключе. Учащиеся еще в предыдущие годы устали от нормативных текстов с предписаниями, они должны иметь возможность порассуждать о событиях прошлого. Кроме того, учебник по истории должен знакомить учащихся с методами исторической науки, объяснять – как и откуда ученые узнали те или иные факты. Описания событий минувших эпох должны быть яркими, образными, характерными.

По моему мнению, учебники по истории ХХ века написаны в несколько газетном стиле, совершенно не влияют на человеческие эмоции. Поэтому история ХХ века, к сожалению, проигрывает в этом плане остальным эпохам. Также учебник должен быть разноуровненевым. Не все старшеклассники собираются в дальнейшем углубленно заниматься историей, поэтому в 10-11 классе можно говорить о дифференциации. Скажем, одним цветом обозначать в учебнике задания, которые рекомендовано выполнять всем без исключения учащимся, а другим цветом – задания для тех, кто занимается историей углубленно.

Кроме того, должны быть определенные требования и к педагогическому аппарату: преподаватели должны включать в программу знакомство с содержанием каких-то исторических документов, свидетельств. У учащихся должен быть прямой контакт с историческими документами, с их содержанием, чтобы они имели возможность самостоятельно анализировать их и создавать свой образ истории, а не шли только по пути интерпретации.

Лев Лурье, историк, публицист:

Учебников должно быть много. С моей точки зрения, идея, когда в учебнике приводятся разные мнения и ученики должны над ними подумать, не нужна сильным учителям истории - они сами смогут объяснить ученикам и приведут разные точки зрения. С другой стороны, в каких-нибудь сельских или микрорайонных школах учителя могут не иметь такой высокой квалификации. Насколько я понял, в учебнике Долуцкого отражаются разные точки зрения на события 90-х годов. Человек должен уметь выбрать свою точку зрения и уметь ее отстаивать.

Лично я, преподавая в школах, учебником Долуцкого не пользовался, но в его содержании не вижу ничего экстраординарного и ничего ужасного . В школе обязательной является программа: то есть любой ученик должен знать, что в таком-то году президентом стал Путин. А хорошо это или плохо – это можно обсуждать с учителями. Кроме того, учитель волен употреблять на уроках любой дополнительный материал, который сочтет нужным.

Ольга Белова,

Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close