Предлагаем вашему вниманию весьма интересную, с точки зрения редакции "Фонтанки", статью нашего читателя – "профессионального" зайца.
Мы предлагаем вашему вниманию весьма интересный, с точки зрения редакции, материал, присланный читателем «Фонтанки» – «профессиональным» железнодорожным зайцем, подписавшимся как «Федор Мухарев». Мы ни в коей мере не предлагаем вам воспользоваться опытом автора, но некоторые его рассуждения, несомненно, заслуживают внимания как читателей «Фонтанки, так и руководителей ОЖД...
На пригородных поездах, отправляющихся с вокзалов нашего города, довольно давно идет планомерное истребление поголовья «зайцев». Результатом сильного прессинга стало значительное снижение их поголовья. Зато, выжившие матереют, становятся хитрее и изворотливее.
Какими мерами осложняют жизнь нынешнего безбилетника?
Первое: Препятствия проникновению в поезда при отсутствии билета. Эту роль выполняют перронные контроли и турникеты на подходах к платформам. На отдельных маршрутах и в отдельных поездах появились проводники, проверяющие билет на входе в вагон.
Второе: Штрафы и высаживание безбилетников из поездов силами контролеров-ревизоров, иногда усиленных нарядами транспортной милиции. Эта мера доставляет зайцам существенные неприятности, а потому в идеале, очень эффективна. Угроза высадки или перспективы неприятных объяснений с последующей выплатой штрафа, у многих вызывает позывы к покупке билета.
Трудности посадки в поезд без билета существенно варьируются в зависимости от направления. На одних вокзалах это достаточно просто, а на других сильно осложняется. В существенной степени возможность проскочить «на халявку» определяется наличием поездов дальнего следования на выбранном направлении. Турникеты и перронный контроль эффективно препятствуют только тем, кто не хочет или не может их обойти по платформам, отведенным для междугородних составов. Понаблюдайте за электричкой, прибывающей на Московский вокзал. Часть вышедших пассажиров сначала отправляется в сторону противоположную выходу, а затем спрыгивает на пути и запрыгивает, поднимается, карабкается на 4-ю платформу. Вряд ли все они борются таким образом с малоподвижным образом жизни. Все это затем, чтобы гордо прошествовать мимо пригорюнившихся турникетов и их невозмутимых человеческих аналогов. Точно также зайцы осуществляют и посадку. Второй способ проскочить – садиться в поезд на станции, не оборудованной подобными шайтан-машинами, благо таковые (станции) еще сохранились практически на всех направлениях. А когда их все-таки оснастят должным образом, самые упрямые смогут и здесь полазить, попрыгать.
Наиболее вдумчивые и наблюдательные, порой, пользуются и иными способами. Иногда, попадаются где-нибудь в неприметном уголке вокзала открытые ворота, предназначенные для провоза каких-либо грузов или багажа, но это уж как повезет.
Самые большие трудности возникают при проходе на вокзалы, почти исключительно пригородные – Финляндский, Балтийский. Здесь, на первый взгляд, остается только через забор махнуть, но подобные экстремальные наклонности редко кто демонстрирует. Гораздо проще купить билет «туда-обратно». На одну зону. Именно подобные сложности и переориентируют активность контролеров на более отдаленные от города перегоны, где «дичи» больше, а билеты «на проход турникета» заканчивают свое действие.
И вот в какой-то момент в вагоне звучит пароль «готовим проездные документы». Самые ленивые зайцы готовят деньги контролерам «за беспокойство». Причем, на разных направлениях существует более менее стандартная сумма не зависящая напрямую от размера штрафа. По моим наблюдениям, самым дешевым направлением является Сестрорецкое. А в разряд дорогих можно отнести, например, Приозерское. Совсем еще недавно на первом требовалась сумма в 3(!) рубля, тогда как на другом, в это же время - 10. И это при официальном штрафе в двадцатку. На Сестрорецком направлении довелось присутствовать при почти анекдотичной ситуации, когда мой молодой знакомый протянул контролеру десятку и попросил сдачу 7 рублей (а штраф был равен 20 рублям). Так вот, контролер безропотно требуемую сдачу отсчитал и выдал! Часть свидетелей этой сцены уже находилась при смерти от душившего их смеха, когда этот жестокий человек наконец-таки прошел дальше.
Но так ведут себя только те зайцы, которые чувствуют свою «социальную» ответственность и понимают, как нелегок труд ревизора. Менее сознательные граждане норовят от выплат увильнуть. Нанося тем самым ущерб семейному бюджету контролеров и, заодно, бюджету железной дороги. Как безбилетники попытаются это сделать, напрямую будет зависеть от действий команды контролеров.
Способ первый, беспокойный: Бригада контролеров гонит заячью шайку равномерно продвигаясь из одного конца вагона в другой. И так по всему составу. Типичное поведение бригад московского направления поездов. Подразумевается дальнейшая высадка или «как получится» всех безбилетников в конце поезда. Подобные действия не оставляют шансов тем, кто не хочет покидать пределов поезда. Им придется заплатить. Плата по таксе, такса ... руб. Квитанцию редко кто просит. Более мобильные «двуногие кормильцы ревизора» имеют шанс выскочить на ближайшей платформе и обежать опасную часть поезда по большой земле. Заскакивают они, в большинстве своем, в только что проверенный вагон, где их частенько встречают с распростертыми объятиями все те же контролеры прекрасно знающие описанный маневр оппонентов. Именно поэтому более дальновидные и спортивные безбилетники (а их немного) стараются пробежать подольше, а если не удается, то быстро уйти подальше по вагонам.
Способ второй, медлительный: Бригада ревизоров применяет тактику «клещи». В этом случае при входе в вагон одна половина группы остается в начале, а вторая быстро проходит в конец вагона, пресекая попытки уйти от проверки. Очень характерная тактика для приозерского направления. В подобном случае шансы избегнуть штрафа остаются только у тех зайцев, которые ожидают проверку или находятся в дальнем конце вагона. Для этого безбилетник переходит в следующий вагон и выбирает как поступить, бегать или красться. Первый вариант уже был описан, а второй наиболее эффективен при не очень яркой внешности или в относительно людных поездах. Когда зашедшая с тыла группа контролеров, проверила тамбур и продвигается к середине, следует спокойно и тихо пройти в эту часть вагона и расположиться там с видом добропорядочного гражданина. Чаще всего срабатывает, но, по-моему, пользуются таким способом опять-таки единицы.
Большая часть безбилетников сидит на месте ровно и едет дальше. За долю малую. Приданные наряды милиции, на взгляд со стороны, не сильно затрудняют процесс сбора денег. Они зачастую демонстративно уныло бредут поодаль, а то и активно помогают в сборе дани. Видимо вняли призыву удвоить ВВП в кратчайшие сроки.
Что характерно, до сих пор еще ни разу (!!!) я не был высажен на перрон после попытки стыдливо заплатить червонец. Это означает простую вещь – ЛЮБОГО контролера можно в ЛЮБОЙ момент поймать на подобных нарушениях своих служебных обязанностях. А раз этого не происходит регулярно, значит это кому-нибудь нужно... И нужно, осмелюсь предположить, не бескорыстно, а тоже за долю малую, но уже постоянную и со многих контролерских бригад одновременно. Это всего лишь предположение, основанное на логических рассуждениях, но уж очень оно в духе новой российской действительности.
Недавно испытал еще одним способ частично безбилетного проезда. Довелось проехать в фирменной электричке на Калище с Балтийского вокзала до станции Петергоф. С билетом на одну зону, чтобы только пройти турникет. Спросил у проводника про остановку на ст. Ленинский пр. и сел, пройдя по составу несколько вагонов туда, где билет не видели. Внутри никто уже проездные документы не проверял, хотя проводник есть в каждом вагоне.
А бесстрастные турникеты, оказались не такими уж и бесстрастными – рядом с ними тоже стоят контролеры, с которыми зачастую не очень то и сложно договориться.
Естественно, как и абсолютное большинство граждан, я абсолютно не в курсе тех экономических выгод, которые получили пригородные маршруты от введения турникетных и перронных контролей. Они, несомненно, есть. Все же хотят есть. Только, не покидают мысли, что гораздо эффективнее и несравнимо дешевле было бы введение хорошо экономически просчитанного и выверенного расписания в сочетании с давно реализованной в городском наземном транспорте меры. Каждому вагону своего кондуктора! Заодно и сохранность поездов в маршруте существенно повысилась бы.
Зайцами не рождаются, зайцами становятся. Иногда...
Кто-то не платит за проезд из-за низких доходов, а кто-то и по «идеологическим причинам». Одну вполне четкую, хоть и очень спорную причину можно проиллюстрировать реально происшедшей историей.
Регулярно работая в с.Ушаки (это следующая после г.Тосно ж.д. станция – час езды от города в московском направлении) мне приходилось пользоваться пригородной электричкой. При этом каждое утро следовало смотреть ежедневные изменения в расписании, чтобы не попасть впросак. Шел плановый ремонт ж.д. полотна. В одну из поездок и сложилась примерно следующая ситуация. В 13.20 ближайший не отмененный поезд в город, а приблизительно в 18.00 у меня уходит поезд на соревнование в Краснодар. Примерно с 20-минутным опозданием объявили о задержке на 30 минут. Чуть позже «поезд вышел со станции Бабино», а еще немного позже он вдруг оказался отмененным. Следующая электричка должна быть примерно в 14.50 – ничего страшного, успеваю. Но с этим поездом оказалось все примерно также – сначала задержки, а потом отмена. В итоге, прибыл электропоезд только около 16.00. Времени осталось только быстро переодеться и, схватив вещи, умчаться на вокзал. Хорошо, что живу почти по пути из с.Ушаки на Московский вокзал - в Обухово. А вот с «гражданки» бы точно не успел.
А теперь несколько «если бы». Поезд, на котором довелось-таки уехать, прибыл тогда, когда я уже собирался бежать со всех ног на московское шоссе ловить машину. При этом, билеты на пригородные поезда возврату не подлежат. Хотя, в подобных ситуациях на лицо некое неисполнение ОЖД своих обязательств. Оставалось либо выбросить билет и потратить деньги на другой транспорт (а за что тогда заплатил?), либо дождаться и потом предъявлять претензии железнодорожникам. Скорее всего, эти претензии были бы удовлетворены заменой просроченных билетов на новые в ближайшем поезде. Но беда в том, что ходил он раз в сутки. Это означало опоздание на соревнование с автоматическим недопущением приехавшей вовремя части команды, так как она оказывалась неполной. В подобной ситуации, их расходы на проезд и проживание никто просто так возмещать не захотел бы. Это самый яркий пример из собственной практики. В других случаях на регулярные изменения и отмены внимания почти не обращалось – выработалась привычка.
Причины ежедневных изменений в расписании электричек – «плановый ремонт железнодорожного полотна». Планируют его до сих пор, видимо, предыдущим днем, а иногда и ночью. Если конечно судить по времени появления очередных изменений в расписании. Но даже они могут корректироваться в течении дня, а время прибытия поездов сильно колебаться. Объективные причины происходившего и происходящего поныне понятны. Сложно одновременно ремонтировать, соблюдать расписание пассажирских, грузовых и пригородных поездов. Но почему от этого страдает пассажир? Фактически, он оплатил услугу по перевозке, которую ему не предоставили вовремя. При этом еще и отказывают в возврате денег, если человек решил не ждать дальше, а отдать предпочтение другому виду транспорта.
Вот такие мысли превратили вполне платежеспособного человека в «зайца по убеждению». И изменится подобное отношение тогда, когда поезда будут ходить по вывешенному на стенде расписанию, именно как «по расписанию». А до тех пор – пусть стараются, обкладывают, ловят и делают вид, что штрафуют.