Петербургские школы переходят на систему профильного обучения в старших классах: уже в этом году новый проект будет опробован в нескольких школах города. Следующим летом школьники, возможно, смогут сдавать все пять выпускных экзаменов по системе ЕГЭ. Эти предложения, выдвинутые в рамках реформы школы, обсуждались сегодня на круглом столе с участием руководителей школ и представителей городского комитета по образованию.
ЕГЭ: единый, но не единственный?
Реформа школьного образования должна проводиться по принципу совершенствования нынешней ситуации. Так считает заместитель председателя Комитета по образованию Петр Баранов. Основные направления модернизации школьного образования – введение профильного обучения в старших классах, усиление роли ЕГЭ и поддержка инициатив, выдвигаемых самими школами.
В этом году в Петербурге, в отличие от других регионов страны, проводился только один ЕГЭ – по русскому языку. Да и то, по словам Баранова, решение о его проведении было принято городом с большим опозданием, что и стало причиной возникшего ажиотажа с элементами паники – петербургские школы были просто не готовы. Единый госэкзамен сдавали 580 854 российских школьника, а проверяли – свыше 500 экспертов, среди которых были как вузовские преподаватели, так и школьные учителя. На проведение ЕГЭ в Петербурге было потрачено 18,7 миллиона рублей.
По словам Петра Баранова, есть две основные причины для проведения единого экзамена. Первая – это так называемая «оценка учителей»: школьные преподаватели должны помнить о том, что в их работе важен не только процесс, но и итоговый результат. Полученная каждым школьником «единая» оценка – это объективный критерий качества работы учителя. Вторая причина –упрощение регламента поступления в вузы. ЕГЭ должен зачитываться и как выпускной школьный экзамен, и как вступительный вузовский. По этому вопросу у Комитета по образованию есть ряд разногласий с петербургским Советом ректоров. Чтобы решить эти разногласия, комитет и Совет ректоров проведут рабочую встречу в сентябре.
Петр Баранов рассказал собравшимся о новом проекте, касающемся ЕГЭ. Этот проект предусматривает проведение единого госэкзамена по 7 предметам: двум обязательным (русский язык и математика) и пяти дополнительным, из которых школьник, как и сейчас, сможет выбрать три выпускных экзамена. Если предмета, который ученик хочет сдавать, среди «подготовленных к ЕГЭ» не будет, то экзамен будет проводиться по обычной системе. Об этом проекте также будут говорить в сентябре на встрече с Советом ректоров.
Старшеклассников будут обучать по профилю
Одно из основных направлений модернизации школ – более «индивидуальное» отношение к ученикам. В этом учебном году в 13 школах города будет опробована система профильного обучения. А с 1 сентября 2005 года система будет введена в действие во всех городских школах. В течение года ученики девятых классов пройдут предпрофильную подготовку, чтобы определить, какие предметы им стоит выбрать для изучения в старших классах. Таким образом, в 2006 году все старшеклассники города перейдут на профильное обучение.
Петербургские школьники, убежден Петр Баранов, должны получать современное и адекватное реальной жизни образование. Кроме профильного обучения, для этого будет осуществлен и еще один проект – школьники начнут изучать информатику и иностранный язык уже со второго класса.
Петр Баранов подчеркнул, что инициативы школ, в частности, самостоятельное создание профильных классов, Комитетом по образованию только приветствуются. В некоторых школах этим не ограничиваются и вводят у себя систему индивидуальных планов обучения каждого конкретного ученика. Олег Лебедев, член-корреспондент РАО, отметил, что свобода определения школой «собственного лица» похвальна, но она же несет и дополнительную ответственность за учеников.
Но речь на встрече шла не только о новых проектах. Участвовавшие в круглом столе руководители нескольких петербургских школ в очередной раз обратили внимание Комитета по образованию на две главные проблемы школ – низкие зарплаты учителей и старение педагогического состава. Об этом постоянно говорят на различных уровнях, проводятся встречи и заседания, но зарплаты по-прежнему низкие, а молодых учителей становится все меньше. Если в самое ближайшее время эти проблемы не решить, то новые проекты будет просто некому воплощать.
Сергей Гуркин,
Фонтанка.ру