Кинокартина «Личный номер» снималась явно по заказу спецслужб. Хотя продюсеры фильма предпочитают говорить о другом заказе - государственном. Впервые за долгие годы мы можем наблюдать фильм, абсолютно сфабрикованный идеологами с Лубянки.
В российский прокат вышел фильм, который называют самым «засекреченным фильмом года». Наверное, потому, что кинокартина «Личный номер» снималась явно по заказу спецслужб. Хотя продюсеры фильма предпочитают говорить о другом заказе - государственном. Что, впрочем, сути сегодня никак не меняет. Так что впервые за долгие-долгие годы (практически с времен «Государственной границы», сценарий которой редактировали в КГБ) мы можем наблюдать абсолютно сфабрикованный идеологами с Лубянки фильм, который прокатчики скромно именуют как «боевик, снятый по всем канонам Голливуда».
Если в картине и есть что-то от Голливуда, то это откровенные заимствования из блокбастеров типа «Крепкий орешек» и «Миротворец». Так, весь мир спасает один русский герой, в совершенстве владеющий английским языком и всеми видами стрелкового оружия, ко всему прочему еще способный десантироваться с вертолета на движущийся бронетранспортер и посадить «Ил-76» с горящим двигателем на ремонтируемую взлетно-посадочную полосу.
Больше от голливудского кино в «Личном номере» нет ничего. Зато есть идеология. Прямо скажем, пуленепробиваемая. Вызывающая желание посмотреть в глаза режиссеру и сценаристу и проверить их на адекватность. Сюжет фильма - в основной его части - построен на человеческой крови, реальной беде, коснувшейся тысяч наших соотечественников, которая в «Личном номере» просто превратилась в «жареную тему», из которой можно слепить эффектную агитку про операцию «Вихрь-антитеррор», где хорошие ребята обязательно победят плохих. Прямые параллели с трагедиями в Беслане, Норд-Осте в этом фильме вызывают, мягко говоря, недоумение...
...Сюжет картины вобрал в себя все немыслимые истории в жанре экшн, которых с лихвой хватило бы на несколько полноценных боевиков. Хотя в основу картины опять же, как заявляют авторы, положена реальная судьба майора ГРУ Алексея Галкина, который с двумя своими коллегами угодил в чеченский плен в конце 90-х годов. Долгие изматывающие пытки длились до тех пор, пока для офицеров не устраивают своеобразную пресс-конференцию (для иностранных телекомпаний), на которой они «признаются» в совершенных терактах на территории России. В частности, в том, что якобы ФСБ принимала участие во взрыве домов на улице Гурьянова в Москве. Эта тема до сих пор вызывает самые жаркие дискуссии - в основном на Западе, так как в нашей стране все вопросы спецслужбам, а их немало, упираются в глухую стену молчания.
Главный герой фильма майор ФСБ Алексей Смолин - настоящий герой без страха и упрека, который так и просится на плакат «А как ты борешься с терроризмом?». Начитав на видеопленку «чистосердечное признание», естественно под диктовку боевиков, он бежит из плена в тот момент, когда на двух джипах его транспортируют из Чечни за границу, где его с нетерпением ожидает главный злодей - олигарх Покровский, засевший на роскошной вилле на Гибралтаре. Покровский вынашивает поистине дьявольские планы: вступив в сговор с лидерами арабской террористической организации «Ансар-Аллах», он в конце концов организует захват Цирка на Цветном бульваре, куда его подручный специально приглашает семилетнюю дочку майора Смолина. Сам захват цирка, а затем и успешное (а как же иначе?) освобождение заложников в фильме - лишь один из центральных эпизодов. Потому что есть частный случай на фоне вселенской катастрофы, которую грозят устроить террористы. Но майор Смолин успел везде (с горделивой улыбкой за его подвигами наблюдает начальник - генерал Карпов, возглавляющий штаб по спасению и очень мужественно воспринимающий все угрозы бандитов; только раз он позволил себе ударить кулаком по столу, показав тем самым, что и в нем есть нечто человеческое).
Фильм, естественно, заканчивается полным хэппи-эндом. Майор отправляет на тот свет всех боевиков, получив в результате несколько боевых царапин на щеке (что очень впечатляет), и, сажая неисправный транспортный «Ил», в «брюхе» которого катается под колесами бронетранспортера чемодан с радиоактивной бомбочкой, на неисправную же полосу, он делает честное признание на весь мир: «Я, майор Смолин, личный номер 40021, оклеветал себя и своих товарищей, дав показания, что, находясь в составе специальной группы ФСБ, получил задание взорвать жилые дома в Москве, Волгодонске и Буйнакске».
Но это кино, несмотря на весь его агитпроповский заряд, все-таки стоит посмотреть. Хотя бы для того, чтобы наконец насладиться виртуальной, но победой наших спецслужб над террористами всех мастей.
Ирина Обрезаненко,
Фонтанка.ру
Публикуется с сокращениями. Полностью материал опубликован в еженедельнике «Ваш тайный советник» N49(128) 20 декабря 2004 года.