Петербургская пресса в минувшем году неоднократно писала о Ленинградском зоопарке. Бывший директор Зоопарка Иван Корнеев полагает, что все статьи о нем - чистая неправда. Газета «Ваш Тайный советник» предоставил возможность Ивану Корнееву высказать свою точку зрения.
Интернет-газета «Фонтанка» и газета «Ваш тайный советник» в минувшем году неоднократно писала о Ленинградском зоопарке и о конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают внутри и вокруг него. Впрочем, как могут СМИ остаться в стороне от настолько длительного и серьезного городского конфликта? Бывший директор Зоопарка Иван Корнеев полагает, что все статьи, появляющиеся о нем в СМИ, - чистая неправда. Газета «Ваш Тайный советник» предоставил возможность Ивану Корнееву высказать свою точку зрения.
- Иван Владиславович, приведите хотя бы один пример неправды.
- Ну, вот, в вашей газете написано, что Корнеев оплатил снежного барса Пермскому зоопарку, но барс почему-то так и не доехал...
- В статье нет никаких утверждений: обозначен лишь факт оплаты животного.
- Да. Но любому человеку понятно, что раз барс не доехал, то, значит, деньги куда-то канули и, соответственно, Корнеев что-то спёр. Я, к сожалению, не имею доступа к документам Ленинградского зоопарка, а так бы мог опровергнуть все, что пишется. Но здесь, к счастью, затронули Пермский зоопарк, директор которого является членом президиума Евроазиатской ассоциации зоопарков, и мне прислали оттуда письмо, где сказано, цитирую: «В августе 1998 года Ленинградский зоопарк оплатил самку снежного барса Пермскому зоосаду. Однако в ноябре того же года детеныши самки погибли. Между зоопарками была достигнута договоренность о том, что Пермский зоосад отправит в Петербург детеныша из приплода следующего года. Поскольку в Пермском зоосаде в следующем году родился только один детеныш - самец (а нам нужна была самка), то рублевый эквивалент двух тысяч долларов США был возвращен Ленинградскому зоопарку двумя перечислениями по платежным поручениям».
Ирина Сергеевна Скиба на тот момент была заведующей отдела хищных млекопитающих, для которого этот снежный барс и приобретался. И не знать всех этих подробностей она не может. А если не знает, то, значит, она специалист никакой (у нас всегда доводилось до сведения сотрудников все, что происходило) или это откровенная ложь.
Вот еще. В очередной раз зоопарк собирается подавать на меня заявление в прокуратуру. Мне уже смешно. Разослали бумагу, в которой пишут, что в этом году они продали белого медвежонка за 30 тысяч долларов. Это вранье. У меня есть расчет о том, сколько получил зоопарк в этом году - 23 тысячи долларов.
- Вы же сказали, что у вас нет доступа к документации зоопарка...
- А все очень просто. Этот медвежонок наполовину принадлежит Московскому зоопарку. Расчет был отправлен в Москву, и меня, естественно, с ним ознакомили, по моей просьбе.
- Кстати, о Московском зоопарке. Его директор, как и заместитель директора Таллинского зоосада, - на вашей стороне, и они прилагают немало усилий, чтобы вернуть вас на прежний пост. Почему они так в этом заинтересованы?
- Дело в том, что мы с ними знакомы уже двадцать с лишним лет. Я на протяжении долгого времени был вице-президентом нашей Ассоциации зоопарков и аквариумов и могу сказать, что в этой ассоциации меня считали и считают одним из самых успешных директоров зоопарка. И для них абсолютно непонятна сложившаяся ситуация. За десятки лет во многих зоопарках сменилось много директоров. Но ни разу нигде не было такой истории, как у нас. Да, убирали хороших директоров, но на их место приходили адекватные люди, и все постепенно вставало на свои места. Но так, чтобы подобная тема жила три года... В зоопарке не становится лучше, а все хуже и хуже, и поэтому эта тема до сих пор живет.
- То есть вы считаете, что Ирина Скиба - не адекватная замена?
- Абсолютно. Дело даже не в том, что замена. Никто не говорит, чтобы менять Корнеева на Скибу. Я считаю, что Ирина Скиба - очень плохой директор.
- Почему?
- То, что сейчас делается в зоопарке, это создание картинки. Но любой специалист скажет, что там все плохо.
- Вы хотите сказать, что все делается на показуху?
- Это так и есть. Там построили клетки для тигров. Красиво выглядит, никто не спорит: стеклышки, камешки, травка. Только есть одно «но» - так строили в Европе 20 лет назад. И заплатить за это 900 тысяч долларов (эту сумму назвала госпожа Скиба) мне представляется по меньшей мере выбрасыванием денег на ветер. С точки зрения финансов на зоопарк сейчас льется золотой дождь, по сравнению с моими временами. Дотации увеличены в несколько раз. А результаты совершенно неадекватны. Если бы воплотили в жизнь «Концепцию развития Ленинградского зоопарка», которая была разработана в 2001 году, то мы бы сейчас имели пусть небольшой, но очень хороший, по европейским меркам, зоопарк. В разработке концепции принимали участие сотрудники зоопарка, в том числе и госпожа Скиба. Ну, если эта концепция не нравится - отвергните, скажите, что все, что там написано, - глупость. Разработайте новую и работайте по ней. Ведь невозможно что-то делать, если не представляете, что надо делать. А деньги вкладываются колоссальные. То, что пять миллионов долларов закопаны в зоопарке, в этом я не сомневаюсь ни секунды.
- Что касается вашего увольнения. Вы ведь были с этим не согласны и даже в суд подавали, но вам в иске отказали. Этому предшествовала ревизия в зоопарке, которая выявила многочисленные финансовые нарушения. И это вы тоже оспаривали...
- Нарушения финансовые были. И с этим я не спорю. Ленинградский зоопарк проверяли 1995 году, а потом только в 2001-м. И когда за шесть лет мне объявили выговор по результатам ревизии, я сказал, что у меня нет никаких претензий. Потому что если за шесть лет работы в наше время директор получает выговор, то это нормально, правильно и естественно. Если бы в той ситуации войны с Владимиром Яковлевым доказали, что были крупные нарушения, то я, наверное, не сидел бы с вами и не разговаривал, а был бы где-нибудь очень далеко. Носились же тогда с билетами: ах, у Корнеева чуть ли не поддельные билеты! Да ничего подобного. Билеты были в свое время напечатаны для акции по строительству террариума. На них было написано: «Участник строительства террариума», но при этом были номер и серия, были различные степени защиты. И чтобы не тратить деньги, бюджетные в том числе, и чтобы не перепечатывать билеты в соответствии с новыми, на мой взгляд, идиотическими требованиями, мы решили сначала продать старые, а потом напечатать новые. Пришел господин Губанов на место директора после моего увольнения, и в итоге эта развлекуха обошлась зоопарку в 70 тысяч рублей. Оно того стоило? Если бы я украл при этом хоть один билет, то меня, наверное, посадили бы.
А уволили меня по итогам ревизионной комиссии за однократное грубое нарушение чего-то там, формулировку уже не помню. Есть решение суда, куда я обратился в связи с этим. Там написано, что, во-первых, то, что я был уволен во время нахождения на больничном, это незаконно; во-вторых, само решение об увольнении носит неконкретный характер и нарушения не подтверждены никакими документами. Другой вопрос, что в связи с истечением исковой давности в иске отказали. Но именно в связи с этим.
- Иван Владиславович, почему вы так упорно хотите вернуться в зоопарк? Почему вы так за него держитесь?
- Для меня зоопарк - это вся жизнь. Я там работаю с 17 лет. И нигде, кроме как в зоопарке, я никогда не работал. Это первое. Второе. Если бы пришел туда нормальный человек, пусть с совершенно иными взглядами, но человек, который при этом сохранял то, что было в зоопарке, я бы туда не лез. Потому что мне, по большому счету, сейчас это и не очень надо. Но когда там творится то, что сейчас, почему я должен его уступить и дать возможность там делать все, чего хотят абсолютно «серые» люди, я понять не могу. Почему вместо того, чтобы сделать место, которым город мог бы гордиться, из него делается черт-те что, я как петербуржец тоже понять не могу.
- Вы считаете, что если бы вы вернулись в зоопарк, то сделали бы все намного лучше?
- Безусловно. Ни на секунду в этом не сомневаюсь. Если бы в зоопарке все было нормально, то уже давно никто не вспоминал бы, что есть такой Корнеев.
Лиана Растегина,
Полный текст статьи можно прочитать в свежем номере газеты «Ваш Тайный советник», который появился в продаже в понедельник.