В Эрмитаже открылась выставка, посвященная памяти Карла Густава Маннергейма. «Российский офицер. Маршал Финляндии» - в самом ее названии, как отметили представители финской стороны, кроется двойственность этой исторической фигуры. В шести залах Главного штаба расположено более 600 экспонатов, рассказывающих о самом Маннергейме, окружавших его людях и его времени.
«Такая выставка была бы невозможна в советские времена, и это для нас яркий символ нового времени», - сказал журналистам директор Института Финляндии в Петербурге Карви Кетола. Впрочем, один из главных энтузиастов этой выставки с российской стороны - государственный герольдмейстер Георгий Вилинбахов - не был так категоричен: «...не то чтобы невозможна, но организовать ее было бы не просто. Не в Эрмитаже, в другом формате, это вполне могло бы получиться, особенно в 60-е годы, когда между Петербургом и Финляндией были очень теплые отношения»
Как сказал Георгий Вилинбахов, Эрмитаж выбрал для экспозиции три главные темы. Во-первых, это Карл Густав Эмиль Маннергейм как русский офицер. На выставке представлено большое количество экспонатов времен его детства, личные и памятные вещи, портреты его родственников, предметы обстановки родового имения Лоухисаари. Все это впервые экспонируется в России.
С 1887 года Маннергейм стал юнкером Николаевского кавалерийского училища и впоследствии успел послужить и в обычной кавалерии, и в самой аристократической части российской императорской гвардии – полку кавалергардов. Эта мечта исполнилась в 1891 году. На выставке представлены и времена его драгунской службы, и более поздний период – обмундирование, оружие, документы, фотографии.
В 1896 году поручик Маннергейм был младшим ассистентом во время коронации Николая II. На одной из фотографий на выставке можно видеть, как Маннергейм шагает с обнаженным палашом перед императорским балдахином. Представлен и орден, посвященный этому событию.
Военная часть биографии Маннергейма показана не как «главное блюдо». Есть в этом разделе и материалы, посвященные его участию в японской войне (Маннергейм ушел воевать в 1904 добровольцем, и за героизм был произведен в полковники), и экспонаты времен Первой мировой, Октябрьской революции (можно увидеть интересные документы, свидетельствующие о переговорах между Маннергеймом и Юденичем о совместных боевых действиях против большевистского Петрограда – к сожалению, белогвардейцы не получили его поддержки, так как не смогли прийти к общему взгляду на будущее Финляндии), и «зимней кампании» 40-го года, и Великой Отечественной. Но их не так много, и в отдельную тему они не выделены. Георгий Вилинбахов объяснил, что никакой политической причины для этого не было, просто Эрмитажу были больше интересны другие темы. «Вот если бы выставка проходила в каком-нибудь военном музее, то там этой теме бы отвели самое большое место», - предположил он.
Но о Второй мировой на открытии было много разговоров. Хотя цели специально подгадать выставку к празднованию годовщины снятия блокады Ленинграда у ее организаторов не было. Вилинбахов объяснил, что, возможно, сработали какие-то внутренние связи между событиями. Тем не менее, об этой дате, конечно, думали. «В советские времена Маннергейм считался в России фигурой негативной. Мы рады, что теперь его воспринимают позитивно», - сказал Карви Кетола, добавив, что «Маннергейм не был командующим немецкой армией, он командовал финской армией и не пустил немцев под Ленинград».
Вилинбахов, впрочем, отказался однозначно принимать какую-то из версий относительно значения фигуры Карла Маннергейма. Напомню, что сейчас весьма популярна версия, согласно которой Маннергейм сознательно «тормозил» наступление на Ленинград, отказывался вести финские войска на наш город. Финская авиация и артиллерия не вели обстрелов. Впрочем, есть и другая версия - что у финской армии просто не хватило на это сил.
– Я историк, и должен основывать свое мнение на документах. Однозначно подтверждающих какую-либо из версий документов у нас нет, и я надеюсь, что эта выставка станет и толчком к дальнейшим исследованиям, - объяснил Вилинбахов.
Второй большой темой выставки стали результаты экспедиции Маннергейма на восток в 1906-1908 гг. По заданию Генерального штаба он совершил поездку через Центральную Азию в Китай. Основная задача этой поездки была разведывательная, как и у других русских офицеров - Пржевальского и Козлова. Результатом же ее стали не только военные данные, но и очень интересные этнографические материалы. «Это лишний раз показывает образованность русского офицерства», - прокомментировал Георгий Вилинбахов.
Третья большая тема - Маннергейм как президент и руководитель Финляндии.
Единственное, что связано с именем Маннергейма, но не представлено в Эрмитаже, - это рецепт водки «Маннергеймовка». «Это финская военная тайна», - объяснил Вилинбахов.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру