Сейчас

-1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-1˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как -4

2 м/с, зап

762мм

79%

Подробнее

Пробки

1/10

Специалист по диверсии сам стал ее жертвой?

759
ПоделитьсяПоделиться

Отставной полковник российской армии Владимир Квачков, подозреваемый в покушении на Анатолия Чубайса, уже вторую неделю находится под арестом. И, похоже, проведет в тюрьме еще много времени. Лучший друг Владимира Квачкова - доктор медицинских наук хирург Владимир Сидельников - рассказал корреспонденту "Фонтанки" и о самом Квачкове, и о том, что он думает по поводу его задержания.

Биографию 57-летнего Владимира Квачкова иначе как звездной не назовешь. Потомственный военный, он командовал отрядом спецназначения 40-й армии в Афганистане, затем уже в Таджикистане был командиром отдельной бригады спецназначения.

Прошел четыре войны. Кавалер Красной Звезды и Мужества. В 50 лет Квачков был уволен в запас и до дня покушения на Чубайса работал гражданским сотрудником Центра военно-стратегических исследований Министерства обороны России, где занимался разработкой теории и практики ведения партизанской войны в современных условиях. Он был уволен оттуда приказом, подписанным задним числом, сразу после ареста.

Их дружба началась в Афганистане в 1985 году. Владимир Сидельников, хирург, доктор медицинских наук работает на кафедре термических поражений в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Корреспондент "Фонтанки" встретился с ним сразу после того, как тот приехал из Москвы, куда ездил не только по служебным делам.

- Я пришел в московскую прокуратуру и попросил снять с меня показания, это было мое добровольное желание, - рассказывает Владимир Олегович. - Моему приходу если и удивились, то вида не подали. Приняли хорошо, вели себя адекватно. Следователь под протокол задавал мне вполне логичные вопросы.

- О чем он спрашивал?

- Больше всего о физическом состоянии Володи. О том, какие ранения он перенес, как чувствовал себя в последнее время, в каком объеме я принимал участие в его лечении и так далее.

Владимир Квачков, по словам Сидельникова, получил тяжелейшую контузию еще в Афганистане. Противотанковая граната разорвалась в двух метрах от Владимира Васильевича. Осколками посекло бронежилет. Но сам он не получил не единой царапины. "Это чудо, что его тогда не убило", - говорят сослуживцы. Но последствия полученной тогда контузии ощущаются и поныне. Сильные головные боли не дают работать в полную силу, хотя с уходом в отставку он не прекратил своей научной деятельности - в июне предстояло защищать докторскую диссертацию по теме "Развитие форм боевого применения сил и средств специальной разведки в современных условия".

- Последний раз он позвонил мне домой восьмого марта - поздравлял мою жену с праздником. Мы поговорили с ним минут двадцать, обсуждали его будущую защиту, - говорит Владимир Сидельников. - Саму тему мы, конечно, не трогали. Больше говорили о литературной обработке диссертации. Он не любил канцеляризмов и сложных оборотов в тексте, хотел, чтобы работа легко и просто читалась.

Владимир Сидельников узнал о том, что Квачкова подозревают в покушении на Чубайса, из теленовостей. Первое, что он сделал, позвонил в питерский филиал НТВ. После его выступления на телевидении телефон звенел несколько часов подряд. Звонили бывшие сослуживцы (как, например, бывший начальник Моздокского госпиталя Сухомлинов) - люди благодарили Сидельникова за сам факт телеинтервью. Оказывается, в наше время выступить в защиту друга - это уже подвиг.

- Только один человек подошел и посетовал: "Не боишься нажить проблем?", - удивляется хирург.

Вопрос "причастен ли Квачков к покушению на Чубайса?" перед людьми, хорошо знающих полковника, не стоит вообще. "Это абсурд, - говорят они. - Из Квачкова делают пугало. Если бы он подготовил операцию, то Чубайс уже был бы на небесах". Но для чего нужно было разыгрывать это нападение и делать крайним профессионала разведовательно-диверсионной деятельности? (Ведь в том, что Анатолия Чубайса никто не собирался убивать, сомнений уже нет, уж слишком бездарно, с нарочитой показательностью было устроено это покушение).

- Я могу только догадываться о мотивах, - говорит Владимир Сидельников. - Владимир Квачков - человек, владеющий информацией. В том числе и сверхсекретной. Поэтому, например, я нисколько не удивлюсь, если вслед за ним арестуют еще ряд военных людей, обвинив их в создании некой группы, подрывающей основы безопасности страны... В свете последней реформы в вооруженных силах все это выглядит, по меньшей мере, странно. Но я убежден, что во всей этой истории нет случайностей.

Со дня покушения, 17 марта, было озвучено несколько версий, касающихся того, каким образом полковник ГРУ Владимир Квачков мог "обидеться" на господина Чубайса, решив убрать его на тот свет. Следствие, которое, заметим, держит общественность в курсе всех своих действий, не исключает и даже делает ее первоочередной самую абсурдную версию покушения на Анатолия Чубайса. Она звучит как "личная неприязнь". Мол, он пошел на преступление, желая отомстить Чубайсу за то, что как-то его кортеж подрезал машину Квачкову...

- Владимир при мне ни разу не упоминал имя Чубайса всуе, - возмущается на это его друг. - Поймите, Квачков - профессионал высочайшего уровня, он никогда бы не пошел на подобную глупость. Он солдат, а не террорист.

В кругу военных самой реальной рассматривают иную версию событий: покушение на Чубайса не цель, а средство дискредитации полковника Квачкова. Коллеги Владимира Квачкова свидетельствуют: полковник занимался разработкой рекомендаций на случай развития самых непредвиденных событий в России. Речь идет об антитеррористической деятельности. Мало кто знает, но свой второй орден Мужества Владимир Квачков получил за спецоперацию в районе города Грозный в январе 2000 года. Тогда, напомним, был тяжело ранен Шамиль Басаев.

Более того, именно Квачков является одним из авторов концепции реформирования Вооруженных сил, в частности последний год он занимался разработкой совершенно уникальной концепции по созданию в Российской армии нового рода войск - сил специального назначения, наделяемыми неограниченными полномочиями. Эксперты говорят, что прямым следствием ареста Квачкова может быть закрытие этой программы, а сама структура ГРУ, единственная сохранившаяся с советских времен, будет реорганизована "до полной потери боеспособности и эффективности".

Как будет складываться дальнейшая судьба Владимира Квачкова, сейчас не может сказать никто. Дай Бог, чтобы это не было второе "дело Пуманэ".

- Мой профессиональный принцип "Не навреди!", - говорит Владимир Сидельников. - Поэтому я боюсь навредить Володе своими прогнозами. Я уверен, что его здоровью ничто не угрожает, и он содержится в нормальных условиях. Хотя я даже представить себе не могу, что он сейчас чувствует. Моя семья переживает вместе с его семьей: жена Владимира Надя и его младший сын Кирилл, одиннадцатиклассник, сейчас находятся в тяжелейшем стрессе.

Ирина Молчанова

Полный текст статьи можно будет прочитать в свежем номере газеты "Ваш Тайный советник", который появится на прилавках в понедельник, 28 марта.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close