В пятницу стало известно, что конкурс среди частных перевозчиков на право обслуживать пассажиров, вокруг которого было столько шума, окончательно провалился. Государственная конкурсная комиссия приняла решение отклонить оферты всех участников конкурса, в том числе и тех, которые в марте были признаны победителями - ГУП «Пассажиравтотранс» и ОАО «Третий парк». Зампредседателя Комитета по транспорту Игорь Маилов пояснил «Фонтанке», что, согласно конкурсной документации, победители в течение 20 дней должны были подписать контракт и отправить его в Комитет по транспорту. Но по неясным для чиновников причинам этого не сделали. Что касается остальных перевозчиков, то, по словам Маилова, их «подвижной состав не соответствует офертам».
Таким образом, прогнозы участников рынка относительно того, что новая система перевозок с 1 мая в Петербурге не заработает, сбылись. Провалился конкурс, который городская администрация рассматривала как один из шагов транспортной реформы. Последнюю же городское правительство представило как альтернативу нынешней системе обслуживания пассажиров. Напомним, реформирование подразумевало упразднение разделения на коммерческие и социальные перевозки, оптимизацию маршрутов, выход на линии внушительного количества автобусов большой вместимости, а также стабильность расценок на проезд для пассажиров.
Впрочем, пока в Смольном окончательно «хоронить» реформу системы транспорта не собираются. Как сообщили «Фонтанке» в Комитете по транспорту, в сентябре чиновники собираются провести новый конкурс. Ну а до конца текущего года Комитет по транспорту намерен продлить контракты с действующими участниками рынка, которых, включая коммерческих и социальных перевозчиков, всего около 50.
Сегодняшние результаты заседания конкурсной комиссии по-настоящему удивили участников рынка. Впрочем, по словам вице-президента Независимой Ассоциации коммерческих перевозчиков Андрея Колосова, несмотря на изменчивость решений Смольного, перевозчики, скорее всего, будут участвовать в последующих конкурсах. Если, конечно, их условия будут приемлемыми. «Чтобы быть конкурентоспособными на рынке, придется создать холдинг из нескольких компаний», - сказал Андрей Колосов корреспонденту «Фонтанки».
Напомним, неудавшийся конкурс на право обслуживать пассажирские перевозки проводился по 62 лотам, его предварительные итоги были озвучены в марте этого года. Тогда победителями были признаны две компании - ГУП «Пассажиравтотранс», которому Смольный был намерен отдать в распоряжение 13 лотов, и ОАО «Третий парк», которому достался только один лот. Кроме того, договоры методом размещения «у единственного источника» должны были быть заключены по городским маршрутам с ГУП «Пассажиравтотранс» (по 14 лотам) и с ОАО «Третий парк» (по одному лоту). По пригородным маршрутам ГУП «Пассажиравтотранс» и ОАО «Третийпарк» в качестве «единственного источника» должны были получить 6 и 1 лот соответственно. Остальные перевозчики должны были предъявить соответствующий парк автобусов.
В апреле Территориальное управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу возбудило дело по факту нарушения Комитетом по транспорту антимонопольного законодательства при формировании условий конкурса. Напомним, согласно им, участники должны были обладать парком автобусов большой вместимости, что могли позволить себе немногие участники рынка. Многим из них пришлось в документах искусственно завышать собственный парк, чтобы быть допущенными к конкурсу. Но, как выяснилось, все это они делали зря. Спустя месяц после оглашения результатов конкурса Арбтражный суд по Петербургу и Ленобласти удовлетворил иск руководителя одной из фирм-перевзчиков - ООО «Престиж-Авто» - и признал, что условия конкурса были сформулированы с нарушением антимонопольного законодательства. Сейчас, по имеющейся информации, Комитет по транспорту готовит апелляционную жалобу на решение арбитражного суда.
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру