Пересадить горожан с автомобилей на велосипеды, устроить вело коридоры между садами и парками северной столицы, интегрироваться в единую европейскую сеть веломаршрутов – таким образом экологи планируют решить проблему загрязнения воздуха в Петербурге.
Пересадить петербуржцев с автомобилей на велосипеды, устроить зеленые коридоры с велодорожками между садами и парками северной столицы, интегрировать российские дороги в единую европейскую сеть веломаршрутов и добиться приоритета в уличном движении общественному транспорту перед личным – таким образом экологи из «Центра экологических инициатив» (ЦЭИ) собираются решить проблему загрязнения воздуха в Петербурге. А о том, что именно личный автотранспорт является главным источником загрязнителей атмосферы (он «поставляет» до 80 процентов от общего количества вредных выбросов), председатель совета ЦЭИ Александр Федоров заявил сегодня в Институте развития прессы.
- Петербург, как бы ни желало этого наше правительство, никогда не станет автомобильным раем вроде американских малых городков, - пророчит Федоров. - Каждый второй житель Петербурга имеет автомобиль. Количество частных «железных коней» растет ежегодно в среднем на 20 процентов. При этом лишь седьмая часть населения утром в вопросе «на чем ехать на работу» отдает им предпочтение: транспортная инфраструктура города уже давно не справляется с перегрузками, и выигрыш в скорости передвижения «компенсируется» стоянием в пробках.
Строительство КАД, расширение магистралей и прочие усовершенствования, по оценке ЦЭИ, способны улучшить ситуацию лишь на считанные проценты. Вытеснение же с проезжей части общественного транспорта (в этой связи Федоров вспомнил исчезновение трамваев с 8-й и 9-й линий ВО) – приносит пользу и вовсе иллюзорную: «человекопоток» по такой дороге уменьшается в 8 раз, так как в трамвае люди движутся более «компактно» и «эффективно», чем в легковушках. С другой стороны, в собственности петербуржцев находятся более полутора миллионов велосипедов, большинство из которых зачастую почти не покидают своих пристанищ в кладовках, на балконах и в антресолях. Преимущества велосипеда перед автомобилем в условиях мегаполиса – компактность и маневренность – сводятся на нет полным отсутствием в Петербурге велосипедных дорожек.
- Любой европейский мегаполис обладает развитой сетью велосипедной инфраструктуры, - говорит Александр Федоров. – Таковая уже давно является их неотъемлемым признаком. В той же Финляндии на каждого горожанина приходится в среднем по одному квадратному метру велодорожки. И финны еще и недовольны. Для Петербурга же четыре-пять тысяч километров велодорожек – это пока что даже выше предела мечтаний.
Впрочем, помимо дорожек, которые должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения, петербуржцам для «велосипедного счастья» не хватает еще как минимум двух компонентов: удобной парковки и... душа. Однако эти две «мелочи» ЦЭИ рекомендует устранять корпоративными силами: если какой-то процент сотрудников захочет приезжать на работу на «байке», то компания, где работает этот сотрудник, считают «велоэкологи», могла бы оборудовать и парковку, и душ.
В общем, создание в городе «рая велосипедного» видится экологам и наиболее приемлемым решением проблемы, и наиболее перспективным путем развития северной столицы. Пересядут служащие и бизнесмены с четвероколесных друзей на двухколесные - тогда и производительность труда у них вырастет, и здоровье укрепится, и пробки с проезжей части, отданной под полный приоритет общественного транспорта, исчезнут. И экология в городе расцветет буйным цветом. С этой целью экологи обращались в Законодательное собрание Петербурга, когда там обсуждалась концепция генерального плана развития города. Но не были услышаны - в принятом депутатами документе слово «велосипед» даже не упомянуто. Поэтому сейчас борцы за чистоту окружающей среды намереваются повторить попытку, когда Генплан будет обсуждаться во втором чтении.
Павел Горошков,
Фонтанка.ру