Социологи проанализировали отношение горожан к знаменитому магазину. Как выяснилось, значительная часть петербуржцев не хочет расставаться «Елисеевским» магазином в его нынешнем виде и считает, что городская власть обязана из бюджета поддерживать этот не слишком выгодный для его владельцев объект.
Значительная часть петербуржцев не хочет расставаться «Елисеевским» магазином в его нынешнем виде и считает, что городская власть обязана из бюджета поддерживать этот не слишком выгодный для его владельцев объект. Такие данные приводят ученые из социологического центра «Мегаполис», которые провели на эту тему специальное исследование. Столь противоречивый результат позволяет утверждать, что городское правительство несколько поторопилось с запретом на перепрофилирование магазина или должно взять на себя бремя издержек за это решение.
В начале октября губернатор Петербурга Валентина Матвиенко публично заявила о том, то Елисеевский магазин в здании театра комедии им. Акимова останется продуктовым, так как этого хочет большинство петербуржцев.
Политическая обстановка вокруг Елисевского магазина этой осенью накалилась как никогда. Новый обладатель прав на аренду помещений изъявил логичное желание развивать свой собственный бизнес, который к торговле продуктами никакого отношения не имеет. Однако инвестор не учел, что наиболее активные петербуржцы не приемлют подобных нововведений, несмотря на то, что более половины горожан не были в данном магазине по крайней мере последние несколько лет. Закончилось это тем, что в прямом эфире программы «Валентина Матвиенко. Диалог с городом» губернатор дала происходящему следующую оценку: «точка в этом вопросе поставлена. По моему поручению Комитет по управлению городским имуществом и Комитет по охране памятников внимательно изучили правовую базу, провели переговоры с арендатором, который получил эти помещения еще десять лет назад, и на сегодня мы этот вопрос закрыли. Город настоял на строгом соблюдении требований арендного договора в отношении памятника архитектуры и заблокировал перепрофилирование «Елисеевского». Судя по всему, в этом вопросе позиция власти основывалась на мнении активной части населения, которая традиционно требует «не допустить».
Согласно опросу, проведенному по телефону среди 2012 человек, живущих в разных районах города, петербуржцы склонны видеть в «Елисеевском» не столько магазин, сколько памятник архитектуры. При этом, как выяснилось, в большинстве случаев посещение самого знаменитого городского гастронома не приводит к, казалось бы, главной цели – покупке продуктов, а ограничивается всего лишь к осмотру витрин и интерьеров. Обычные покупки здесь совершает от силы 0,5 процентов населения, а, согласно общим ассоциациям, которые магазин вызывает у петербуржцев, «Елисеевский» больше всего походит на дворец. Причем пустой.
Как свидетельствуют цифры, приводимые социологами, больше всего в этом магазине покупателей привлекает его красота. Именно за красивые интерьеры 56, 9 процентов опрошенных «Мегаполисом» петербуржцев и любят «Елисеевский». Кроме того для многих «Елисеевский» является воспоминанием о прошлом – он вызывает ностальгию по ушедшей молодости. На богатство ассортимента и качество товара обращает внимание почти в два раза меньше – чуть больше 20 процентов опрошенных. При этом уровень цен устраивает лишь 6 процентов. Зато главным аргументом тех, кому не нравится магазин, является его дороговизна. Об этом сообщили социологам более 48 процентов недовольных «Елисеевским» петербуржцев. Слишком маленьким имеющийся ассортимент посчитали 20 процентов горожан, а 9 процентов не устраивает качество товара. Еще 13 процентов опрошенных выразили недовольство условиями доступа к товарам в магазине через прилавки.
Оказалось, что наиболее активно против перепрофилирования выступают в основном пожилые люди – среди людей старше 60 лет более 70% встают на защиту гастронома, несмотря на то, что практически никто из этой группы покупок в Елисеевском не делает. И это понятно - любому пожилому человеку удобнее ходить в недорогой магазин около дома, чем в дорогой «шоп» в центре города.
Среди молодых людей была замечена обратная тенденция – свыше 75% петербуржцев в возрасте от 18 до 29 лет к перепрофилированию магазина относятся хорошо или нейтрально.
«Исследование показало, что магазин не удовлетворяет никого – ни низкодоходные слои населения, поскольку он предлагает довольно дорогие товары, ни тех, у кого высокий доход, поскольку нет широкого ассортимента, - пояснила корреспонденту «Фонтанки» научный руководитель центра «Мегаполиса» Татьяна Протасенко. - При этом отношение населения к «Елисевскому» крайне консервативно. Петербуржцы отрицательно воспринимают возможность перепрофилирования магазина. В основном, это сводится к тому, что большинство относится к центру города как к музею и не считает возможным в нем что-то менять».
То есть если бы не страх потерять Елисеевский как некий исторический элемент, перепрофилирование не вызвало бы столь негативных эмоций среди горожан. Стоит отметить, что ни на архитектуру ни на исторические интерьеры никто и не покушался.
При этом социологи выявили, что население не довольно количеством продуктовых магазинов в центре города. Большинство считает, что их не хватает.
«Не хватает магазинов, привычных для большинства - маленьких, находящихся рядом с домом, - пояснила Татьяна Протасенко. - Понятно, что размещать такие на Невском в принципе невозможно. Впрочем, как и строительство недорогих супермаркетов. Тем не менее, опросы свидетельствуют, что городским властям следует подумать о строительстве супермаркетов в центре города, буквально в двух-трех остановках от Невского. Учитывая, что в центре проживает не самая обеспеченная часть населения, такие магазины должны быть доступны».
Социологи подошли к проблеме и с другой стороны. Респондентам было сообщено, что продавать сегодня продукты питания в Елисеевском не выгодно, это убыточно. В связи с этим им предложили на выбор несколько вариантов выхода из положения. Как выяснилось, большинство из тех, кто выступает за сохранение магазина в нынешнем виде, считает, что Смольный должен предоставить магазину-памятнику финансовые преференции из городского бюджета вроде льготных условий аренды либо налоговых послаблений. Против господдержки выступает гораздо меньше - 20 процентов. 17% подошли к проблеме более практично и предложили продавать там и другие товары, 9% считают, что Елисеевский надо отдать тем, кто сможет нормально работать, а 8% думают, что его нужно сделать элитным магазином.
Надежда Зайцева,
Фонтантка.ру
Скачать данные опроса в формате DOCX можно здесь (848 килобайт).
Скачать данные опроса в архиве ZIP можно здесь (132 килобайта).