Снятый на «Ленфильме» Андреем Кравчуком фильм «Итальянец» выбран российским оскаровским комитетом, чтобы представлять нашу страну на премии «Оскар». Если фильму удастся попасть в финальную номинацию самой престижной кинопремии, то это будет первым случаем, когда петербургский фильм достиг такого успеха. Но да этого еще далеко, и создатели картины стараются не думать о «Оскаре». Собрав урожай призов по всему миру, сегодня они представляют свою картину в родном городе.
Решение российского оскаровского комитета вызвало настоящий шквал эмоций в киномире. В прошлом году он подвергся серьезной критике, отправив в Америку первый российский блокбастер «Ночной дозор». В этом году все ждали, что на сей раз вниманием одарят Федора Бондарчука с его «Девятой ротой», «Статский советник» или «Турецкий гамбит». Выбран же был малобюджетный ленфильмовский «Итальянец». Действительно достойное кино.
«Трудная, тяжелая сказка», - так описывает сценарист Андрей Романов «свой» фильм. Хочется добавить - «пронзительная сказка». Сказка, снятая на основе давно запавшей в душу реальной истории и в результате близкого знакомства с российскими детскими домами. Детдомовского мальчика Ваню Солнцева хочет усыновить итальянская семья. В обычный детский дом итальянцев привозит «мадам», зарабатывающая на усыновлении. А мальчик, вместо того чтобы рваться в теплую и сытую Италию, хочет найти свою маму - ту самую, «единственную на свете». Серьезно портя «мадам» бизнес.
Беспроигрышный сюжет. Но весь вопрос в том, как его снять. Кравчуку и Романову удалось пройти по грани – не превратить все в слезливую мелодраму, но и «чернухи» не сделать. Постперестроечное российское кино очень любит показывать на западных фестивалях - «смотрите, как у нас тут все плохо, в какой грязи живем». Видимо надеясь, что пожалеют и подкинут чего. В «Итальянце» тоже показаны не лучшие стороны нашей жизни. Мы видим не самый страшный российский детдом, но и радостного в нем мало. Улочки и дворы Выборга, в котором проходила большая часть съемок, полуразрушены и грязны. Но снято все настолько искренне, что нет ощущения работы на доброго европейского дедушку. «Пусть кричат уродина...» - «ДДТ» было бы замечательным саундтреком к картине Андрея Кравчука.
«Это патриотизм?» – спрашиваем у сценариста Андрея Романова. «За патриотизмом вам - к Бондарчуку, - отвечает он. И добавляет: – Хотя, если патриотизмом можно назвать обычный русский мат, которым хочется кричать после посещения российских детских приютов и домов, то это - он». В детских ролях в фильме задействованы только три актера. Остальные - настоящие детдомовцы из лесогорского детдома (в котором проходили «не городские» съемки) и выборгского детского приюта (у этих ребят даже паспортов нет). Возможно, поэтому и нет никакой «развесистой клюквы», хотя Романов утверждает: ничего особенно корректировать по ходу не понадобилось – за время своей журналисткой работы он хорошо познакомился с «предметом».
Взрослые выходят с фильма пришибленные и подавленные, реакция детей похожа на реакцию футбольных болельщиков после забитого гола: «Йес, мы это сделали», - рассказывают создатели фильма, поездившие по миру. «Лучший игровой фильм» детского конкурса Берлинского кинофестиваля. «Приз зрительских симпатий» «Фестиваля фестивалей» в Петербурге. «Гран-при» кинофестиваля в Познани. Приз за лучший художественный фильм в германском Зельбе. Приз «Единое будущее» в Мюнхене. «Гран-при» фестиваля «Балтийские дебюты». Приз «За лучшую мужскую роль» шестилетнему актеру Николаю Спиридонову на фестивале «Орленок». «Серебряная ладья» на «Окне в Европу». Гран-при «Московская премьера». Гран-при фестиваля Buster в Копенгагене. Приз губернатора Приморского края и восторженные рецензии от знаменитого корейского режиссера Ким Ки Дука на фестивале «Pacific Meridian» . Приз за лучшую детскую роль Николаю Спиридонову на фестивале «Киношок». «Итальянец» собирает урожай наград – взрослых и детских, больших и маленьких. Может, и до «Оскара» доберется? А сегодня вечером «Итальянец» - в Петербурге, в «Авроре». Сходите, только вам могут понадобиться носовые платки. В Благовещенске, вот, на сеансы с «Итальянцем» без платочков вообще не допускают, как рассказал нам редактор картины.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру