Реформа местного самоуправления в Ленобласти – трудное дело не только для политиков. В областном КУГИ опасаются, что главы созданных муниципальных образований могут зайти в тупик при «дележке» имущества. Вместо 29 муниципальных образований в Ленинградской области с нового года появится 222.
Реформа местного самоуправления в Ленинградской области – трудное дело не только для политиков. В областном комитете по управлению государственным имуществом опасаются, что главы созданных муниципальных образований могут зайти в тупик при «дележке» имущества. Для того, чтобы этого не произошло, ЛО КУГИ ведет большую разъяснительную работу, а при губернаторе Ленобласти формируется согласительная комиссия, которая будет решать спорные вопросы.
Реформа МСУ была задумана для того, чтобы как можно больше людей оказались привлечены к процессу управления территориями, на которых они проживают. Вот в Финляндии, например, что ни деревня, то местное самоуправление. А в России, как в анекдоте про советскую власть – «советам дали власть, а они не знают, что с ней делать». Не исключено, что так произойдет и с областным местным самоуправлением, например, при управлении имуществом, так как разобраться, кому какое отойдет, очень непросто.
Как сообщил сегодня вице-губернатор Ленинградской области, председатель ЛО КУГИ Александр Дрозденко, вместо 29 муниципальных образований в Ленинградской области с нового года появится 222. 18 из них – т.н. «второго уровня», остальные – «первого». Если говорить проще, то ко «второму уровню» относятся нынешние районы, а к «первому» - волости и города.
По словам Дрозденко, в федеральных законах о реформе МСУ порядок разграничения имущества между «уровнями» не прописан или прописан не четко, в связи с чем Ленинградская область была вынуждена принимать свои нормативные акты. В их основе лежит принцип деления имущества, исходя из полномочий муниципальных образований. Так, в первом квартале будущего года все имущество старых муниципальных образований должно будет быть передано МО 1-го уровня (в их ведении находятся хозяйственные вопросы, а значит, им в первую очередь отойдут объекты ЖКХ), и МО 2-го уровня (им будут переданы объекты, связанные с выполнением социальных функций).
Однако понятно, что вот так сразу «все взять и поделить» невозможно, некоторое время придется жить в условиях переходного периода, на время которого может частично сохраняться старый порядок управления имуществом. Земельными участками в переходный период будут управлять три субъекта – в зависимости от расположения и площади участков. Участки в границах населенных пунктах площадью до 3-х га отойдут в ведение МО 1-го уровня, «межпунктовые» той же площадью – в ведение МО 2-го уровня. Всем, что больше 3-х га, будет распоряжаться правительство Ленобласти в лице КУГИ. Проблема, по словам Александра Дрозденко, состоит в том, что последние 10 лет работа по изменению границ населенных пунктов не проводилась, а многие из них уже вышли за старые границы. Чтобы не было споров, решено, что МО 1-го уровня будет ведать землей в старых границах, пока не будут определены новые. И это вызывает много нареканий со стороны местного самоуправления.
Еще одна проблема состоит в том, что порядка 70 процентов муниципальной собственности в области не зарегистрировано. То есть она внесена в реестр, но права собственности на нее не оформлено, не сформированы земельные участки. Чтобы не запутаться, в области решено делить это имущество на основе актов приема-передачи, в которых оно будет «определено» так же как в реестре. При этом МО 1-го уровня дается некоторое время на то, чтобы составить техпаспорта на имущество, оформить земельные участки и зарегистрировать права собственности.
Возникнут проблемы и с перечислением арендных платежей. Причем в накладе останутся не арендаторы (они-то деньги перечислили), а арендодатели. Потому как все «неясные» платежи федеральное казначейство через месяц после их прохождения будет зачислять в доходы федерального бюджета. А пойди разберись, МО какого уровня теперь у тебя арендодатель!
В общем, как сказал Александр Дрозденко, вопрос разграничения имущественных полномочий – творческий. А все споры будет решать согласительная комиссия. Главное, пережить «детскую болезнь» глав МО 1-го уровня, которым понадобится время для того, чтобы прошло «головокружение от успехов». В качестве лекарства Александр Дрозденко советует им подумать, хватит ли в их МО денег, чтобы содержать имущество, которое они «захотят» иметь?
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру