До сих пор высокопоставленные чиновники правоохранительных органов старались уходить от разговоров о разгуле экстремизма в Петербурге. Однако недавно городская прокуратура официально подтвердила существование этого явления и фактически обвинила Смольный в бездействии перед лицом нарастающей угрозы.
Прокуратура Петербурга официально подтвердила существование в городе экстремизма на расовой и национальной почве как системного явления и фактически обвинила городское правительство в бездействии перед лицом нарастающей угрозы. Этот вывод напрашивается из письма прокурора Петербурга Сергея Зайцева, адресованного Валентине Матвиенко в конце декабря прошлого года. Однако сегодня на брифинге в прокуратуре города журналистов заверили, что в Петербурге витают экстремистские настроения – но не более того. Ведь преступлений, совершенных на почве экстремизма и расовой вражды, не так уж много. Остальное к данной категории не относится.
Объемная записка, посвященная профилактике экстремизма среди подростков, направленная губернатору, стала итогом проверки деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению требований федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Письмо ушло в Смольный 30 декабря прошлого года. Что думают в администрации о сути послания – пока неизвестно. Протокольная реакция, по нашим данным, заключается в поручении вице-губернаторам Тихонову и Тарасову подготовить проект ответа прокуратуре.
До сих пор высокопоставленные чиновники правоохранительных органов старались уходить от разговоров о разгуле экстремизма в Петербурге. Сергей Зайцев информирует губернатора о десятках преступлений с национальной подоплекой, совершенных в городе за последние годы. Так, по данным прокуратуры, в 2003-2204 годах произошло 23 таких эпизода, среди которых наибольшую огласку получили убийства Хуршеды Султоновой, вьетнамского студента Ву Ань Туана, продавца арбузов Мамедова и шестилетней Сагбоевой. В минувшем году ситуация продолжала ухудшаться: совершено более 20 преступлений с установленным или предполагаемым экстремистским мотивом. Самыми резонансными стали убийства Тимура Качаравы, конголезца Эспассака Франза и камерунца Канхема Леона.
Прокурор Зайцев отмечает, что система проявлений межнациональной неприязни складывалась на протяжении многих лет и до сих пор не стала предметом анализа правительства Петербурга. В документах администрации, изданных за последнюю пятилетку, слово «экстремизм» фигурирует трижды, да и то по формальным поводам. В июле 2003 года распоряжением администрации Петербурга был создан координационный совет по организации профилактической работы с целью недопущения экстремизма в молодежной среде. Его первое заседание состоялось лишь в ноябре 2004 года и посвящалось разработке плана работы на следующий год.
Выяснилось, что ни один из комитетов городской администрации не отвечает за исполнение закона «О противодействии экстремизму». Не предполагается и целевое финансирование этого исполнения.
Как следует из полученного в Смольном письма, единственной организацией, занимающейся проблемами молодежного экстремизма, да и то, фактически в порядке собственной инициативы, является госучреждение «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости среди несовершеннолетних». К тому же осуществляемая центром программа индивидуального сопровождения участников формирований экстремистской направленности не финансируется из бюджета города.
Деятельность районных администраций и муниципальных образований по противодействию экстремизму, если таковую и удавалось обнаружить хотя бы на бумаге, названа прокуратурой «беспредметной». «Не принимается во внимание, что занятия по вязанию, вышиванию, танцам, физической подготовке не переориентируют лиц, склонных к применению насилия на почве нацистской идеологии», - отмечает прокурор Петербурга.
Сегодняшняя встреча в прокуратуре была посвящена преступлениям в отношении иностранных граждан. В минувшем году их было совершено более тысячи. Но, по словам прокурора города, большинство из них - около 80 процентов - из них относятся к категории корыстных – это банальные грабежи, разбои, кражи. Из 35 убийств и покушений на убийство иностранцев экстремистскую подоплеку прокуратура обнаружила только в двух – убийстве студента из Конго, которое было совершено в сентябре 2005 года в Калининском районе, и нападении на африканских студентов в декабре, когда был убит камерунец Канхем Леон и ранен замбиец Мванги Эдди Майна.
Уголовное дело об убийстве конголезца прокуратура в ближайшее время направит в суд. На скамье подсудимых окажутся четыре петербуржца - жители Калининского района – 20-летний (ранее судимый за хулиганство) Андрей Герасимов, 23-летний неоднократно судимый Андрей Оленев, 19-летний Юриий Громов и их несовершеннолетний знакомый. По версии следствия, в ночь с 9 на 10 сентября 2005 года они напали на 29-летнего гражданина Конго и избили его. От полученных травм иностранец скончался в больнице 14 сентября. По словам Сергея Зайцева, экстремистской направленности в их поведении до происшествия не наблюдалось, хотя у одного из них на мобильном телефоне и установлена картинка с соответствующей символикой. Тем не менее, в квалификации их действий есть оговорка, что убийство было совершено на почве национальной неприязни. По словам же самих обвиняемых, ранее у них в районе произошел конфликт с иностранными студентами, в связи с чем, встретив конголезца, они догнали и забили его насмерть. По словам прокурора, обвиняемые злоупотребляли спиртным, так что совершение преступления было спровоцировано еще и этим обстоятельством.
В прокуратуре уверены, что через некоторое время будут установлены и виновники гибели камерунца Канхема Леона. Пока же проводится кропотливая работа. Опрошено более 100 человек из 82-х учебных заведений города (училищ, лицеев, школ), которые попали под подозрение правоохранительных органов. Проведено более 20 обысков. Установлены две довольно «интересных», с точки зрения прокуратуры, молодежных группы, которые могут быть причастны к совершению ряда преступлений в Кировском районе города, но не из серии экстремистских. Были найдены даже молодые люди, которые в момент нападения на африканцев могли быть поблизости или даже участвовать в нем. Но у них нашлись алиби.
Продолжается и расследование нападения на российских студентов Тимура Качараву и Максима Згибая. Арестовано 8 человек – четверо из них студенты, двое признались в принадлежности к группировке «Антиантифа». (Напомним, что Тимур Качарава входил в антифашистскую коалицию «Антифа»). Картина происшествия практически восстановлена. По словам прокурора города Сергея Зайцева, это была спланированная акция, людей на нее «вызванивали». Большинство обвиняемых объединены «ореолом» проживания – в районе станции метро «Автово», все «паслись» на сайте «Арийский мир». Однако, как говорит Сергей Зайцев, к скинхедам никто из них себя не причисляет: им импонировало поведение «арийцев», но и только. Сейчас прокуратура проверяет информацию, полученную от обвиняемых, о том, что нападение на студентов – это акт возмездия за избиение скинхедов членами «Антифа», которое якобы имело место в октябре прошлого года. И в котором якобы участвовал и погибший Тимур Качарава.
- Если это подтвердится, тому будет дана юридическая оценка, - сказал прокурор города.
Трагедию у магазина «Буквоед» Сергей Зайцев назвал «взрывом», отметив, что она стала индикатором настроений, бродящих в молодежной среде города, с которыми надо бороться.
Однако эта борьба в Петербурге находится не на должном уровне.
- Мы проверяли, какое противодействие экстремизму оказывается на уровне муниципальной власти, районных администраций. У них есть и время, и средства на возрождение патриотических традиций, на воспитание чувства миролюбивого проживания в одном городе, но этого не делается.
Этот обнародованный факт – фактически единственный из того, что прокурор города сообщил губернатору в своем письме. В остальном же содержание документа и сегодняшней встречи расходится. Перед журналистами Сергей Зайцев старался развенчать миф о Петербурге как о «столице экстремизма». Приводил многочисленные примеры того, как сами иностранцы нападают на сограждан или на лиц других национальностей. И все это для того, чтобы журналисты действительно поверили в то (и донесли это до петербуржцев), что к экстремистским в Петербурге относится только 1,8 процента преступлений в отношении иностранцев. Ведь главное, чтобы в городе было спокойно, а оргвыводы можно сделать и без лишнего шума. Так же как и принять меры.
Впрочем, предложения прокурора по исправлению ситуации, изложенные в письме, также весьма неконкретны. Сергей Зайцев призывает разработать целевую программу о профилактике экстремизма в Петербурге на 2007-2009 годы и пересмотреть программу патриотического воспитания на ближайшие пять лет.
По мнению прокурора, «необходима положительная подмена существующего образа жизни. Таковой может послужить лишь патриотическое воспитание, сопровождающееся вовлечением в активные формы досуга». Есть вопрос: следует ли считать активной формой досуга серию избиений в Петербурге представителей НБП и ряда других оппозиционных молодежных организаций до сих пор не установленными молодчиками? Очевидно, что проблема еще серьезнее, чем это представлено в письме. И вряд ли правоохранительным органам осложняет борьбу с экстремизмом отсутствие специальных программ у администрации города.
Тем не менее, появление подобного письма в части признания расового и национального экстремизма в Петербурге стоит оценивать как позитивное явление. По нашим данным, в ближайшее время содержание прокурорского послания может стать предметом рассмотрения городского правительства.
Александр Горшков,
Светлана Борисова,
Фонтанка.ру