В этом году все петербургские школы получат доступ в интернет. А ещё через два года на один школьный компьютер должно приходиться всего по 20 учеников. Станет ли доступность всемирной информационной сети двигателем в повышении уровня массового образования?
В этом году каждый петербургский школьник получит доступ в интернет. Чиновники преподносят это как главное достижение национального проекта «Образование». Станет ли доступность всемирной информационной сети двигателем в повышении уровня массового образования школьников – вопрос.
О перспективах национального проекта «Образование» рассуждали на днях на городском педсовете. Напомним, что национальный проект преследует две главные цели. Первая – это поддержка лидеров в сфере образования. Лучшие педагоги и ученики смогут получить от правительства немалые гранты – например, в этом году 192 лучших петербургских учителя смогут получить неплохую премию в размере 100 000 рублей. Талантливые молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет тоже получат гранты – правда, поменьше, в размере 60 000 рублей.
«У проекта есть негативные стороны – например, претендовать на звание лучшей школы может то учебное заведение, на сотрудников которого не поступало жалоб от родителей, где дети не получают травм. Конечно, избежать таких проблем, практически, невозможно», – рассказала корреспонденту «Фонтанки» учительница одной из школ.
В рамках проекта должны увеличиться доходы учителей – с начала года будут получать дополнительные выплаты классные руководители. За руководство классом, в котором учится 25 и более человек, будут выплачивать 1000 рублей (это без учета налогов), менее 25-ти – и доплаты будут меньше (за руководство классом из 20 человек учитель получит 800 рублей).
Разработчики проекта «забыли» о специфике работы в коррекционных школах, где, как правило, число учеников в классе не превышает 10-14 человек. Но, как пообещала педагогам глава комитета по образованию Ольга Иванова, этот вопрос будет решаться.
Вторая глобальная цель проекта – внедрение в школу информационных технологий, закупка оборудования и массовое подключение школ к интернету. Согласно проекту «Образование», компьютеризация российских школ завершится в 2007 году, но все петербургские ученики уже в этом году получат доступ к интернету. Более того, в 2008 году в Петербурге на один школьный компьютер должно приходиться всего по 20 учеников, – прямо как в европейских школах.
Однако корреспондент «Фонтанки» видит как минимум два отрицательных фактора, к которым может привести массовая компьютеризация. Во-первых, общеизвестно, что интернет – большая помойка. Ученики могут получить доступ к сайтам сомнительного содержания, просмотр которых может нанести удар по неокрепшей детской психике. Во-вторых, велика опасность возникновения зависимости от компьютера, – ведь жизнь в виртуальном пространстве намного легче и интереснее настоящей.
Обучать компьютерной грамоте в большинстве школ начнут в нежном возрасте – уже со второго класса. Можно спорить о том, с какого возраста надо учить школьников компьютерной грамоте. Но то, что современные школьники несут перегрузки на зрение - общеизвестно.
Впрочем, сотрудники школ реформе рады. Директор одной петербургской школы на просьбу корреспондента «Фонтанки» оценить нововведения национального проекта заявила, что очень довольна тем, что в школе появилась новая техника, а недовольна она только низкими зарплатами, – по ее словам, директор школы может получать меньше, чем учитель с большим стажем.
Александра Балуева,
Фонтанка.ру