"А зачем?" - задался вопросом корреспондент "Фонтанки", но не нашел ответа. И если за спиной Меньшикова маячит тень Сергея Юрского, возможно, мешающая ему раскрыться в полную силу, то Окунева-Паниковского тень великого Гердта просто раздавила.
Отечественные телевизионщики с настойчивостью асфальтоукладчика продолжают переносить на экраны классику. Вчера на первом канале в роли великого комбинатора дебютировал Олег Меньшиков. От первой серии экранизации «Золотого теленка» впечатления неоднозначные. Вроде и актеры хорошие - представляющие или старую школу, или сегодняшнюю обласканную критикой театральную молодежь. А все вместе увиденное на экране складывается в бедную и невнятную картину. Меньшиков хорош (кстати, вскоре он появится на экране еще и в постановке «Доктора Живаго»). Но вряд ли ему удастся «вписаться» в ряд Остапов, уже ставших для нашего кино легендами.
Каноническими так и останутся (по крайней мере на ближайшие годы) Сергей Юрский, Арчил Гомиашвили и Андрей Миронов (не будем говорить О недоразумениях, - таких, как Сергей Крылов). Канонический «Золотой Теленок» Михаила Швейцера вообще вызывает вопросы – а зачем снимать что-то другое? Ведь лучше уже не сделать, - уверен корреспондент «Фонтанки».
Продюсеры первого канала и режиссер Ульяна Шилкина считают иначе. Шилкина - дебютант в таких масштабных проектах, до этого известная лишь короткометражным фильмом по рассказу Пелевина и нескольким сериям «Убойной силы». Говорят, что изначально попробовать силы на режиссерском посту предлагали самому Меньшикову, но он не захотел менять амплуа. Работу поручили выпускнице ВГИКа (мастерской Хотиненко), решительно несогласной с Ильфом и Петровым относительно судьбы их героя. Так что готовьтесь – финал, скорее всего, не совпадет с книжным, так как Ульяне Шилкиной жалко Остапа Бендера.
Алексей Девотченко (лауреат всех возможных театральных премий, включая и две государственные) артист из Александринки, сыграл тайного миллионера Корейко. Михаил Ефремов и выпускница академии Петра Фоменко Инга Оболдина в роли Лоханкиных тоже не требуют особого представления. Исполняющие почти главные роли Балаганова и Паниковского Никита Татаренков и Леонид Окунев известны меньше, но и за ними неплохая база из театральных ролей. Любопытно, что в спектаклях «Кухня» и «Игроки» Татаренков работал под руководством режиссера Олега Меньшикова. А их киновстреча произошла в «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова.
Вернемся к самому зрелищу, увиденному на экране телевизора. Как говорилось выше - Меньшиков хорош. Но хорош он сам по себе, а вот хорош ли он в роли Остапа Бендера? Грустная философичность Юрского и напористость Гомиашвили для этой роли кажутся намного более подходящими, чем утонченность Меньшикова. И если за спиной Меньшикова маячит тень Сергея Юрского, возможно мешающая ему раскрыться в полную силу, то Окунева-Паниковского тень великого Гердта просто раздавила.
Говоря сейчас о постановке классики, не избежать слов о сериале Бортко. Но если при просмотре «Мастера и Маргариты» одно нравилось, другое категорически нет, хотелось спорить, негодовать и аплодировать, то главный вопрос, который пока возникает после просмотра «Золотого теленка» это - "ЗАЧЕМ?". Вряд ли именно этого хотели добиться создатели фильма.
Михаил Гончаров
Фонтанка.ру