Концерт Памяти Александра Башлачева готовился на фоне скандалов. Скандалом и завершился: практически никто из заявленных в афишах групп на сцене не появился. Большая часть публики почувствовала себя обманутой. На концерт памяти идут, чтобы вспоминать. И кто будет делать это вместе с тобой – немаловажно.
Вчера в БКЗ «Октябрьский» вспоминали трагически погибшего 18 лет назад музыканта Александра Башлачева. Концерт готовился на фоне скандалов. Скандалом, можно сказать, и завершился: практически никто из заявленных в афишах групп на сцене не появился. Не было ни «Сплина», ни «Чай-фа», ни Насти Полевой, ни Чичериной, ни «Ночных снайперов»... И теперь уже поздно разбираться, кто виноват (музыканты ли столь амбициозны, или организаторы столь неорганизованны). Главное, что большая часть пришедшей на концерт публики почувствовала себя обманутой.
На концерт памяти, концерт-посвящение идут, чтобы вспоминать-поминать. И кто будет делать это вместе с тобой – немаловажно. Концерт в память о Башлачеве с самого начала был обречен. Не на провал, конечно. Но на то, что будет не таким, каким мог бы быть. «Фонтанка» рассказывала о скандале, который начал разгораться еще во время подготовки вечера. Напомним, что сначала на петербургских афишах, посвященных концерту, было написано просто - «все звезды». В Москве, где готовился подобный концерт, продюсерская фирма «Команда-Х» решила всех этих звезд назвать поименно. В списке были Вячеслав Бутусов, «Агата Кристи», Борис Гребенщиков, Константин Кинчев, Владимир Шахрин и многие другие музыканты. Это стало сюрпризом для многих «участников», о чем они поспешили заявить организаторам. Одни просто просили поменять афиши, другие в знак протеста решили не появляться на концерте. Так, например, было с Вячеславом Бутусовым, на сайте которого появилось заявление - группа «Ю-Питер» и Бутусов не были предупреждены о своем участии в концерте и на сцене не появятся. Далее между группой и организаторами произошел «обмен любезностями», о котором лишний раз вспоминать уже и не хочется.
«У нас произошла небольшая накладка, я понадеялся на нашего арт-директора Святослава Задерия (известный рок-музыкант, создатель группы «Алиса». Прим. авт.). Он заверил меня, что со всеми музыкантами договоренность достигнута и афиши можно вешать. Но, как только я узнал, что это не так, то афиши сразу были убраны. Они провисели лишь несколько часов. Дольше всего висел один щит – три дня. Мы просто технически не могли его снять. Перед всеми музыкантами мы извинились», - так объяснял тогда корреспонденту «Фонтанки» представитель «Команды-Х» Алексей Болотин.
Не знаем, где висели поспешно снятые афиши. Но с уверенностью можем заявить, что еще вчера вечером (то есть уже после концерта) на многих станциях метро Петербурга они еще были. Список участников еле помещался на стандартных плакатах. «Ю-Питера» и Бутусова, «Алисы» и Кинчева, «ДДТ» и Шевчука, «Аквариума» и Бориса Гребенщикова, «Агаты Кристи», Чижа на них уже не было, это правда. Но оставались «Сплин» и «Чайф», Настя Полева, Чичерина, «Ночные снайперы», «Кукрыниксы» и многие другие, так и не вышедшие вчера на сцену. Кто же был? Известные, но не заявленные в афишах «Санкт-Петербург», «Разные люди», Задерий, Ревякин, Борзыкин, Гаркуша, читавший свои стихи... Молодежь зажигала под «Короля и Шута», ради которого, собственно говоря, и пришла. Закончился концерт выступлением группы «Город» из Выборга, солист которой периодически посматривал на зажатую в руке бумажку с текстом песни... А началось все, надо сказать, с фантасмагорического балета на четверть часа, не очень понятного для зрителей. Правда, провожали танцоров громкими аплодисментами – из чувства благодарности, что это «действо» наконец закончилось.
Были, конечно, и приятные сюрпризы. Башлачевское «Время колокольчиков» в исполнении казачьего хора, дуэт бывших «секретовцев» Заблудовского и Фоменко (который, кстати, в роли ведущего концерта не выступал, хотя об этом опять же было заявлено в афишах)...Вышел на сцену и «нежданный» Борис Гребенщиков, спевший, правда, только одну песню (сегодня в «Юбилейном» БГ, скорее всего, споет больше, вместе с Бутусовым и «ДДТ» - участниками концерта, посвященного 17-летию Пушкинской, 10). Музыкальный критик Артемий Троицкий рассказал историю появления Сашбаша – череповчанина, выпускника Свердловского журфака, журналиста череповецкой газеты «Коммунист» - в Москве и Питере. Но самое главное, что на концерте фактически был сам Башлачев – организаторам пришла светлая мысль периодически транслировать на экране отрывки из его «домашнего» концерта, снятого в Питере, в коммуналке БГ, Джоанной Стингрей. Так молодое поколение зрителей смогло увидеть того, в память о ком, собственно, был организован концерт, а петербуржцы среднего возраста – освежить в памяти знакомые черты - грустные, чуть с чертовщинкой, глаза, длинную прядь, закрывающую поллица, еще раз услышать хриплый голос, ощутить его мощь и надрыв. Если бы этих «включений» было больше, концерт, прямо скажем, был бы лучше. И не создалось бы впечатления, что люди больше показывали себя, чем вспоминали Его, хотя теплых слов и посвящений в адрес Сашбаша было сказано немало.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру