Прокурор Петербурга Сергей Зайцев считает работу своего ведомства неудовлетворительной – город захлестнула волна грабежей, разбойных нападений и экономических преступлений. В городе не «работает» институт участковых, патрульно-постовая служба, общественные формирования, А Госдума тем временем принимает законопроект об отмене ареста – как слишком затратной меры.
Неудовлетворительной в целом назвал работу городской прокуратуры глава надзорного ведомства Сергей Зайцев. На прошедшей в ведомстве коллегии критике подверглись многие направления работы. С замечаниями выступил и заместитель генерального прокурора РФ в СЗФО Иван Кондрат. Однако, множество критических замечаний было высказано, скорее, для того, чтобы в новом рабочем году сотрудники ведомства не сбавляли темпа, выработанного за год минувший.
Свое выступление прокурор города начал все-таки с положительных моментов в работе подчиненных. Большой прорыв сделан в сфере соблюдения трудового законодательства – в сентябре прошлого года задолженность по зарплате в городе составляла 240 миллионов рублей, к концу года снизилась до 6,7 миллиона. Кроме того, благодаря работе прокуратуры, в минувшем году погашено более 300 миллионов долга по налогам – в три раза больше, чем за предыдущий год. Зорко следили прокуроры за работой судебных приставов-исполнителей – в суды было подано 234 заявления об отмене необоснованно оконченных исполнительных производств, в отношении приставов возбуждено 27 уголовных дел (в семь раз больше, чем в 2004-м году). Больше дел передавалось в суд, меньше - расследовалось с нарушением сроков. Более интенсивно защищались интересы несовершеннолетних.
Но, по мнению прокурора, причин для самоуспокоения мало. Оперативная обстановка в городе сложная. За год было совершено более 100 тысяч преступлений, и Петербург входит в десятку регионов с наибольшим приростом преступности, особенно уличной. «Город захлестнула волна грабежей и разбойных нападений, - сказал Сергей Зайцев, - и нельзя успокаивать себя тем, что в Москве преступлений больше, и что стали больше регистрировать преступлений». Конечно, в первую очередь, это – милицейские промахи. В городе, по словам прокурора, не работает институт участковых уполномоченных (их и на месте не найти, да и обстановкой они не владеют), патрульно-постовая служба занимается всем чем угодно, только не патрулированием, общественные формирования не работают. Своих подчиненных Сергей Зайцев выгораживать при этом не стал, сказав, что прокурорских мер реагирования на перечисленное нет, особенно «выделив» Адмиралтейский, Пушкинский, Красносельский и Центральный районы. По мнению прокурора, городу необходима четкая система профилактики, к чему нужно привлекать ЧОПы, студенчество, казачество. Сергей Зайцев предложил организовать совместные заслушивания районных прокуроров и начальников РУВД в администрациях районов города, чтобы местная власть знала, что делается для оздоровления обстановки.
Среди проблем прокурор также выделил продолжение практики необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел, недостаточную работу по установлению личностей обнаруживаемых в городе трупов и розыску «потеряшек».
Глава надзорного ведомства не мог обойти стороной и преступления в отношении иностранных граждан. Всего за год было возбуждено 20 уголовных дел по фактам преступлений с установленным и предполагаемым экстремистским мотивом. Многие из них успешно расследованы – обвинительным приговором завершились процессы группировок «Щульц 88» и «Мэд Крауд», заканчивается рассмотрение дела об убийстве таджикской девочки Хуршеды Султоновой, в суд передано дело об убийстве вьетнамского студента...Это все хорошо, но нужно работать не по факту, а на упреждение – считает прокурор. Ведь, по его словам, в городе существует множество молодежных объединений, которые «собираются, выпивают, ищут приключений...» С ними надо работать, в том числе и сотрудникам районных прокуратур.
Беспокойство прокуратуры вызывают преступления экономической направленности – рейдерские захваты предприятий (вовремя, по словам прокурора, надо реагировать на сигналы), мошенничества в сфере долевого строительства (прокурор потребовал не доводить дольщиков до пикетов и брать подобные дела на особый контроль). Чуть больше 400 выявленных должностных преступлений на весь город, по мнению Сергея Зайцева,- мизер. Тем более, если посмотреть, кто привлекается к ответственности. Это в основном сотрудники милиции, судебные приставы, мелкие чиновники. Поддержал в этом городского прокурора и Иван Кондрат, сказав, что задерживаются милиционеры, работники вузов, врачи, а «госслужащие, которые занимаются систематическими поборами с населения», уходят от ответственности. Заместителя генерального прокурора так же как и прокурора городского беспокоит плохая работа по установлению личностей неопознанных трупов, укрытие преступлений от учета...Возмущение вызвали и строительные пирамиды: «Почему доводим до того, что люди выходят на улицу с плакатами, где упреждающий фактор?».
Оба прокурора нацелили своих подчиненных также на борьбу с организованной преступностью. По словам прокурора города, за последние два года в суды не было направлено ни одного дела о преступных сообществах и лишь два дела по 209-й статье (бандитизм). Тогда как примеров проявлений «работы» организованной преступности – масса.
И Сергей Зайцев, и Иван Кондрат призвали сотрудников прокуратуры внимательнее относиться к избранию меры пресечения для подозреваемых, приведя несколько примеров того, как те, кто за свои «подвиги» должны были быть арестованы, продолжали гулять на свободе, а также примеры необоснованных арестов. Между тем, сегодня Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект об отмене ареста – как мероприятия, требующего больших расходов (на строительство нормальных арестантских домов, например). Так что в то время, как надзорное ведомство ломает голову над тем, как сделать жизнь безопаснее (хотя бы изолируя наиболее криминальных «элементов»), законодатели вновь готовят очередную палку в колеса силовых структур.
Светлана Тихомирова
Фонтанка.ру