По факту изъятия в типографии 500 экземпляров брошюры под названием «Что делать сейчас (Программа-минимум русского народа)» задержан военный пенсионер. Прочитав буклет, в правоохранительных органах решили, что там содержатся призывы к экстремистской деятельности. "Фонтанка" решила узнать, можно ли в Петербурге издать нелегальную литературу.
Вчера сотрудники 18-отдела УБОП (по борьбе с экстремистскими проявлениями) по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ст. 30, 280 (покушение на публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ) и 30, 282 (покушение на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) УК РФ задержали 57-летнего военного пенсионера, капитана первого ранга в отставке.
Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в ГУВД, мужчина был задержан в порядке статьи 91 УПК РФ. Основанием для задержания послужило то, что ранее, в ходе реализации оперативной информации сотрудниками УБОП из типографии в Парголово был изъят тираж брошюры (500 экземпляров), отпечатанный по заказу подозреваемого. Брошюра называется "Что делать сейчас (Программа-минимум русского народа)". В правоохранительных органах полагают, что на 16-ти страницах издания содержатся призывы и суждения, направленные на возбуждение вражды к группе лиц по расовому и религиозному признакам, а также по национальности и происхождению. Там же представлена концепция переустройства современного общественного бытия, которая содержит публичные призывы к противоправной экстремистской деятельности, спряженной с угрозой насилия, а также к свержению существующего конституционного строя. В настоящее время проводится экспертиза содержания брошюры, устанавливается ее авторство, так как есть вероятность, что задержанный выступил лишь заказчиком тиража.
В Парголовской типографии развернутых комментариев получить не удалось, однако как заявил корреспонденту «Фонтанки» директор данного предприятия Александр Соколов (представившийся как бывший офицер сначала КГБ, а потом ФСБ), к деятельности самой типографии у правоохранительных органов претензий нет.
- По закону типографии не обязаны проверять содержание каждой брошюры, а лишний раз перестраховываться тоже невозможно. Тем более, что решить, разжигание это межрасовой вражды или дружеская критика, отдельно взятой типографии не под силу. Обычно, если заказчиком выступает зарегистрированное издание, то мы печатаем все, что попросят, а дальше пусть прокуратура разбирается. В этой истории заказчиком являлось физическое лицо, сделавшее заказ брошюры для личных нужд, да и сам буклет был маленький и без выходных данных, - добавил господин Соколов и пообещал следить за ходом событий, выразив сожаление по поводу того, что название его предприятия попало в СМИ в свете именно этого происшествия.
«Фонтанка» решила провести собственный эксперимент и позвонила в одну из типографий Санкт-Петербурга с просьбой напечатать для нее небольшой тираж брошюр. Было любопытно узнать, на каком этапе приема заказа сотрудница поинтересуется о содержании буклета. У корреспондента долго выспрашивали про цвет и качество бумаги, а про содержание... не спросили совсем. Когда же мы намекнули, что брошюра может быть и с «не совсем обычным и даже незаконным содержанием», то получили прямой ответ:
- Мне абсолютно все равно, что вы собираетесь печатать, это ваше личное дело.
Без комментариев.
Ольга Клюева,
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру