Конфликт вокруг ЗАО «Жилстроийнвест», известной в Петербурге фирмы-застройщика, перешел в активную фазу. Старое руководство прибыло в офис с судебным решением и представителями частного охранного предприятия – возвращать свои права. Сотрудники фирмы забаррикадировались внутри, новый топ-менеджмент говорит о попытке силового захвата.
Конфликт вокруг ЗАО «Жилстроийнвест» перешел в активную фазу. Старое руководство прибыло сегодня в офис с судебным решением и представителями частного охранного предприятия – возвращать свои права. Сотрудники фирмы забаррикадировались внутри, новый топ-менеджмент говорит о попытке силового захвата.
Компания «Жилстройинвест» на петербургском строительном рынке - с 1996 года. К 2004-му году у фирмы возникли трудности с деньгами и строительством семи объектов (адреса). Пришлось искать инвесторов. Александр Калугин, который ныне считается в фирме бывшим директором, рассказывает, что с ними на связь вышел гендиректор московского ООО «Группа компаний «Металлоинвест-Маркет» Константин Вачевских. Бизнесмен успешный. Хорошие рекомендации ему дал и давний знакомый Калугина Сергей Ветлугин, бывший вице-губернатор Петербурга, а ныне заместитель председателя правления Петербургского социально-коммерческого банка, в котором у «Металлоинвест-Маркета» открыт счет.
Двое из пяти акционеров «Жилстройинвеста» на тот момент пожелали расстаться с бизнесом и продать свои акции. По словам Александра Калугина, Константин Вачевских предложил купить все сто процентов акций «Жилстройинвеста» за 9 миллионов долларов. Покупателями выступили фирмы «Олимп-Трейд-XXI» и «Арвика-Трейд-XXI», якобы принадлежащие Вачевских. Условием покупки акций стала смена генерального директора. Главой «Жилстройинвеста» сначала назначили некую сотрудницу «Металлоинвест-Маркета». Затем у руля фирмы встала некая Фезалия Хамидуллина, как говорят, теща Константина Вачевских. Сейчас фирму возглавляет некто Александр Салимов.
По условиям договора «Жилстройинвест» был бы продан новым владельцам, если бы до 1 ноября 2005 года на счета продавцов поступили 2, 5 миллиона долларов. Остальные 6, 5 миллиона долларов должны были быть оплачены векселями (долговыми обязательствами). Денег от фирм-покупателей на счета продавцов «Жилстройинвеста», как уверяет бывший руководитель, не поступило до сих пор. А акции перешли новым владельцам.
В настоящее время Главным следственным управлением при ГУВД Петербурга и Ленинградской области расследуется уголовное дело по мошенничеству в особо крупных размерах. Фабула его такова: «неустановленные лица путем обмана и злоупотребления доверием акционеров ЗАО «Жилстройинвест», создав видимость исполнения обязательств по оплате 100% акций ЗАО «Жилстройинвест» в количестве 1000 штук по договорам купли-продажи с ООО «Олимп-Трейд XXI» и ООО «Арвика-Трейд-XXI», совершили хищение данных акций стоимостью не менее 72250000 рублей, чем причинили акционерам ущерб на указанную сумму».
По данным правоохранительных органов, документы по передаче «Жилстройинвеста» фирмам «Олимп-Трейд-XXI» и «Арвика-Трейд-XXI» по обоюдной договоренности продавцов и покупателей заложили в банковскую ячейку в Москве. Получить их покупатели могли только поле того, как переведут деньги на счета продавцов и отдадут им векселя. Доступ к ячейке кроме продавцов имела только госпожа Хамидуллина.
Она же лично передала продавцам обещанные векселя. По словам Александра Калугина, они расписались в их получении и отдали обратно госпоже Хамидуллиной. Дело в том, что по договоренности между продавцами и покупателями «Жилстройинвеста» эти векселя вкладывались в продолжение строительства домов. Взамен владельцы векселей должны были получить договоры долевого участия, а когда было бы завершено строительство – квартиры в готовых домах. Но до этого дело не дошло, поскольку последующие события стали развиваться в совершенно другом русле.
Как полагает следствие, были сфальсифицированы выписки из реестра акционеров «Жилстройинвеста». Судя по ним, акции общества как бы попали на лицевые счета «Олимп-Трейд-XXI» и «Арвика-Трейд-XXI». По данным правоохранительных органов, эти выписки собственноручно заверила госпожа Хамидуллина, на них стоит печать «Жилстройинвеста». Раз акции на счетах, значит, условия купли-продажи выполнены. Как подозревают в правоохранительных органах, фальшивые выписки госпожа Хамидуллина предъявила в московский банк и получила доступ к ячейке, где хранились настоящие документы по передаче фирмы.
Затем, как полагает следствие, был подделан протокол общего собрания акционеров «Жилстройинвеста», в котором подтверждается статус госпожи Хамидуллиной как гендиректора «Жилстройинвеста». По этому протоколу 100 процентов акций фирмы принадлежат ООО «Олимп-Трейд-XXI» и «Арвика-Трейд-XXI». Этот «документ» госпожа Хамидуллина направила в МИФНС РФ по Санкт-Петербургу N 15. Там все приняли, ни в чем не усомнились, ничего не проверили и внесли соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц. Теперь, по данным налоговой, фирмы «Олимп-Трейд-XXI» и «Арвика-Трейд-XXI» владеют ста процентами акций «Жилстройинвеста».
До того, как изменения были приняты налоговой, 11 ноября прошлого года старые акционеры провели собрание и приняли решение отстранить Хамидуллину от руководства фирмой, вернув Калугина. С протоколом собрания пошли в МИФНС РФ по Санкт-Петербургу N 15. Но опоздали. Там сообщили, что у фирмы и другие владельцы, и руководство, и, естественно, отказались принимать заявление от Калугина. Эти действия налоговой были оспорены в Арбитраже. Суд 11 апреля этого года признал незаконным отказ МИФНС N 15 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о директоре Калугине. Вчера это решение было получено на руки. Сегодня Александр Калугин и представители охранного предприятия «Нарвская застава» приехали в офис «Жилстройинвеста» в доме 137 на Народного ополчения. Двери офиса оказались для них закрыты. Представители охранного предприятия «Аргус» внутрь никого не пускают. Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» Александр Калугин, разбираться в ситуации приехал адвокат г-на Вачевских, который на всех очных ставках в ГСУ говорит о том, что не имеет никакого отношения к происходящим вокруг «Жилстройинвеста» событиям. Калугин выразил опасение, что новые хозяева разбазаривают средства дольщиков и ведут фирму к банкротству.
Константин Вачевских, в свою очередь, сообщил корреспонденту «Фонтанки», что решение суда иначе как «отмороженным» назвать нельзя. В нем говорится о том, что налоговая поступила неправильно, а не о том, что Калугину и иным старым акционерам можно войти в офис. При этом судебные приставы не присутствуют, исполнительное производство не возбуждено. Эти действия Вачевских расценивает как самоуправство, о чем сделаны заявления в прокуратуру и правоохранительные органы, а также комиссию по экономической безопасности под руководством Осеевского. Кроме того, господин Вачевских считает, что это – прямая попытка захвата предприятия, в том числе и вложенных в него инвестиций (Вачевских говорит, что вложил туда 320 миллионов рублей). День «для захвата» выбран как нельзя удачнее – пятница, конец рабочей недели, да и генеральный директор Салимов уехал в Москву (после утренней беседы со следователем, ведущим дело о мошенничестве, который ему о решении суда ничего не сообщил).
Ранее Константин Вачевских заявлял «ДП», что правоохранительные органы расследуют мошенничество прежних владельцев. По его данным, в ходе аудиторской проверки, проведенной накануне покупки акций, было установлено, что порядка 15 договоров с дольщиками были проведены «мимо кассы». Это якобы и заставило покупателей приостановить окончательный расчет с петербургскими продавцами.
В общем, ситуация, как всегда, запутана донельзя, а каждая из сторон обвиняет другую. А страдают, как обычно в таких случаях, дольщики. Пока суд да дело, счета компании заморожены, а строительство на объектах «Жилстройинвеста» приостановлено.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру