Смольный принял долгожданное постановление о проектировании и строительстве Орловского тоннеля. К 2008-му году он обеспечит круглосуточную связь между берегами Невы. Примерная стоимость работ щитовым методом – 23,5 млрд рублей. Правда, инвестора пока нет, - но он обязательно появится, ведь предполагается, что магистраль ему отдадут в пользование до момента окупаемости.
Правительство Петербурга приняло долгожданное постановление о проектировании и строительстве Орловского тоннеля. Готова трасса будет уже в 2008 году и станет первой транспортной артерией в центре города, которая обеспечит круглосуточную связь между берегами Невы. Определена и примерная стоимость работ – 23,5 миллиарда рублей. Обоснование инвестиций выполнено специально под строительство щитовым методом, а значит, другие варианты уже не рассматриваются.
Окончательно проект тоннеля будет готов к концу августа этого года, что позволит уже в сентябре провести конкурс и выбрать подрядчика на строительство, которое должно начаться уже в IV квартале текущего года. Причем, как заявил вице-губернатор Александр Вахмистров, инвестиции могут быть уменьшены за счет внесения некоторых изменений в проект, а также в процессе конкурса. «Мы сделаем правильный конкурс», – заявил он. Фактически на сам тоннель длиной 937,7 метра потребуется меньше половины общей суммы – порядка 10 миллионов рублей, все остальное уйдет на работы по переносу инженерных сетей и строительство развязок на берегах Невы.
Обоснование инвестиций выполнено для варианта строительства закрытым способом с использованием щита «как наименее трудоемкий, материалоемкий, позволяющий сократить сроки строительства и обеспечивающий снижение негативного воздействия на окружающую среду», - говорится в пояснительной записке к постановлению правительства. Строительство выездов и заездов из тоннеля на поверхность будут производить открытым способом. Как заявил президент ЗАО «ПСО «Система-ГАЛС» (а именно эта компания выполняет проект тоннеля) Валерий Абрамсон, найден вариант, который значительно удешевит и ускорит строительство: есть возможность после прохода тоннеля в одну сторону развернуть щит и направить обратно, а не разбирать его и заново собирать на правом берегу – это сократит сроки строительства на 6 месяцев. Александр Вахмистров считает, что сократить стоимость строительства можно еще и за счет уменьшения диаметра щита.
Председатель КБДХ Владимир Антонов рассказал, что тоннель на левом берегу будет начинаться в районе Орловской улицы у площади Растрелли и выйдет на противоположном берегу в створ сада «Нева». На левом берегу развязка будет выходить на Смольнинскую набережную, при этом будет затронута Главная водопроводная станция. По словам Валерия Абрамсона, значительно удешевить проект можно было бы, если бы вообще не строить развязку на левом берегу, а сделать прямой выход на трассу, направленную в сторону Московского вокзала. Однако губернатор Валентина Матвиенко заявила, что такой вариант недопустим, так как в центре и без того сложная ситуация, поэтому поток транспорта необходимо направлять в сторону набережной – иначе тоннель не облегчит транспортную ситуацию, а создаст дополнительные пробки.
Под землей в районе строительства находится очень разветвленная сеть инженерных коммуникаций, которые придется переносить. Председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Александр Бобров обеспокоен тем, что проект переноса сетей до сих пор еще не готов, а в бюджете на 2006 год средств на сети не предусмотрено. Между тем все подготовительные работы должны быть закончены до того, как подрядчик выйдет на площадку. Валентина Матвиенко заявила, что начинать подготовительные работы необходимо как можно быстрее, а закончить перенос сетей до конца года. В городском бюджете 2006 года предусмотрено 700 миллионов на начало строительства Орловского тоннеля, которые должны быть потрачены, в том числе и на решение инженерных вопросов. Валентина Матвиенко поручила определить объем необходимых работ в течение месяца и немедленно приступать к работам, чтобы подрядчику досталась полностью подготовленная площадка.
Остается только найти инвестора, готового вложить средства в строительство Орловского тоннеля, так как бюджету такой проект не потянуть. По словам Александра Вахмистрова, город надеется заключить концессионное соглашение, а значит, инвестор получит право на его использование на срок окупаемости. Кстати, во время завершившегося недавно визита в Шанхай делегация Смольного нашла там потенциального подрядчика, готового построить тоннель, тем более, что и опыт у китайской компании есть: за последние 8 лет она уже построила 6 тоннелей.
Предполагается, что стоимость проезда для горожан по Орловскому тоннелю составит порядка 15-20 рублей. Также могут быть привлечены средства Инвестиционного фонда РФ – на прошлой неделе Валентина Матвиенко заявила, что город сделает все возможное, чтобы два крупных инфраструктурных проекта (Орловский тоннель и Западный скоростной диаметр) получили средства из фонда.
Напомним, что «Фонтанка» писала: если бы тоннель лег под Невой «сухим доком», то вышел бы на сушу как раз на территории находящегося поблизости от Смольного психоневрологического интерната (которая уже отдана известной строительной компании). Зато если построить тоннель «щитом», то он выйдет в створе Пискаревского проспекта на Свердловскую набережную, где территории уже отданы под строительство городскими властями или выкуплены частными инвесторами.
Один из этих участков еще в 2002 году через инвестиционно-тендерную комиссию (ИТК) получила компания «Невский синдикат», которая уже подготовила рабочую документацию и приступила к строительству нулевого цикла. Компанией также уже частично выполнена инвестиционная программа по расселению предназначенных под снос домов и даже вбиты бетонные сваи длиной 28 метров в основание будущего жилого комплекса.
Эксперты уверенно заявляли, что «щит», который должен пройти как раз в этом месте, эти сваи не «возьмет». Но есть и еще одна деталь. В створе Пискаревского проспекта «Водоканал» за 5 миллионов долларов проложил магистральный коллектор, который пока не запущен и, если тоннель пройдет «щитом», не будет запущен никогда. Кстати, этот объект «Водоканала» вообще не был никем учтен.
Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру